Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательных






Индивидуальных

Оперативных, краткосрочных

установленных (регламентированных)

ограниченных и разделенных по видам (точкам зрения) «До»

творческих (готовность, приемлемость, идентификация)

Групповых, социальных

Стратегических

Ситуативных, со свободой действия

Многомерных, целостных


Цели повышения квалификации кадров


 

 


Дополнительные Детализация и конкре­тизация основных целей

 

Установлению и поддержанию контактов

Проведению переговоров новым знаниям методике обучения сотрудничеству с внутренней и внешней средой решению стратегических задач развитию способностей и умению расслабляться отдыху и сохранению хорошей физической формы разнообразно жить и украшать жизнь

Рис. 6.7. Цели повышения квалификации кадров

Особенности обучения взрослых. Профессиональное раз­витие — это, как правило, обучение взрослых, поэтому приемы и способы, используемые в системе базрвой подго­товки, должны быть модернизированы, так как поведение взрослых в процессе обучения зависит от множества раз­личных факторов, например:

• чем старше обучаемый, тем сильнее развит его инди­видуальный подход и его учебная концепция;

• роль обучаемого в период базовой подготовки плохо сочетается с ролью взрослого;

• взрослые практически не сталкиваются с активными формами обучения (индивидуального и группового на­правления);

I------------------------------- i I • профессиональных знаний | 1«общеобразовательных знаний I I • знаний в области методики I

Профессиональное обучение представляет собой комп­лексный непрерывный процесс, включающий в себя не­сколько этапов (рис. 6.8).


Рис. 6.8. Процесс профессионального обучения

 

Профессиональное развитие имеет ряд существенных признаков:

• обучение является процессом постоянного изменения поведения, которое характеризуется активной переработ­кой воспринятой информации и опыта;

• обучение происходит в форме целенаправленного про­цесса восприятия субъективно и/или объективно нового учебного содержания и сопоставления нОвого с ранее изу­ченным;

• обучение происходит планово как международное раз­витие и неформально как функциональное развитие («ес­тественное научение»); -

• обучение зависит от природной и психологической ок­ружающей среды.

Следовательно, преподавательская концепция для взрос­лых включает:

1) работу в малых группах —■ обучаемым нужно предос-, тавить возможность работать парами или в группам;

2) проблемность — исходным пунктом процесса обуче­ния должна быть постановка проблемы из реальной жиз­ни, связанной с интересами и потребностями обучаемых;

3) согласованность и системность целей обучения — уче­ние, понимаемое как изменение поведения, охватывает все аспекты деловой компетентности. Изменение поведения

обучаемого возможно лишь тогда, когда это изменение инициировано вместе с ним;

4) ориентированность на имеющийся опыт — эффек­тивное обучение возможно лишь при опоре на имеющийся у обучаемых опыт, что требует гибкости концепции обуче­ния, позволяющей учитывать и отражать опыт обучаемых, а также давать им возможность переходить в автономный режим обучения;

5) нацеленность на самообучение — обучаемые в пер­вую очередь несут ответственность за результаты учебы; преподаватель лишь оказывает им помощь в процессе обу­чения;

6) обратная связь — обучаемые постоянно получают оценку степени успешности их действий;

7) учебный трансфер — является центральным элемен­том концепции обучения; элементы, усиливающие такой трансфер, необходимо увеличивать, мешающие ему — уда­лять.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о возможности и оперативности внедрения в практику полученных в про­цессе обучения знаний. Представления о том, что в процессе обучения можно получить готовые рецепты на все случаи жизни, несколько наивны. Это можно объяснить следую: щими причинами: во-первых, не изменяются производст­венные процессы на рабочих местах обучаемых, не вводятся новые технолоТии, не изменяются оргструктуры. Вследст­вие этого работники вынуждены действовать по старинке. Во-вторых, новые знания, приобретенные в процессе обуче­ния, часто не «сопрягаются» с теми процессами и структура­ми, в которых работают обучаемые. Отсутствует «стыковка» между теорией и практикой. Поэтому обучение, ориенти­рованное на практику, предполагает глубокое ознакомле­ние с теми процессами и структурами, которые являются определяющими для поведения людей при общении с кли­ентами и коллегами.


Несмотря на различие в подходах, важно, чтобы в про­цессе профессионального развития выполнялись цели ор­ганизации по сохранению и повышению квалификации каждого сотрудника, которые Необходимы им Длявыпоя- йёНИя настоящих или будугцйх должностных; обязаНно­
стей, связанных с индивидуальным развитием Личности (карьерой). Важно постоянно развивать способности со­трудников, учитывая изменения трудового процесса. ^

Целенаправленное профессиональное развитие персо­нала зависит от полноты, точности и актуальности сущест­вующей или получаемой информации.

Профессиональная: знания, умения, практическое применение, поведение
Социальная: способность к конструктивной коммуникабель­ности
Личная: добросовестность в учебе и работе, реальная самооценка
Рис. 6.9.Разновидность компетентности менеджера
Методическая: способность самостоятельно решать возникающие проблемы.
Профессиональная ориентация и социальная адап­тация в коллективе. Новый человек, пришедший в орга­низацию, обладает приобретенным опытом и знаниями, взглядами, которые могут вписаться или не вписаться в нормы функционирующей организации. В связи с тем что ожидания работника не всегда совпадают с реально­стью, нужен некоторый период адаптации, в ходе которого человек лучше понимает, чего ожидает от него организа­ция, а руководство — стремления и надежды работника. Можно использовать различные приемы и способы, что­бы процесс адаптации работника был менее болезненным. Для выбора наиболее целесообразного из них необходимо иметь достоверную информацию о личности (табл. 6.6), прежде всего о степени удовлетворенности трудом, отно­шении коллег по работе и администрации.

В основе повышения квалификации лежит профессио­нальная компетентность, которая дополняется методиче­ской, социальной и личной компетентностью (рис. 6.9).

Таблица 6.6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.