Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Оценка сотрудников и прием на работу
Мы провели кампанию по привлечению работников. По поступившим заявлениям нужно оценить претендентов, т.е. определить, какой кандидат лучше всего подходит на данное место. Если неправильно выбирается машина или из-за неправильного использования ломается оборудование, то обычно за нее отвечают люди, ответственные за неправильное использование оборудования. Однако когда сделан неправильный выбор сотрудника и он уходит из организации, мы чаще всего говорим: «Он не выполнил, что обещал; он не смог приспособиться; он виновен». Никогда или очень редко мы говорим, что это мы сделали ошибку.
Руководству организацией всегда нужно помнить о том, что оно отвечает за правильный подбор людей, которые Упрощенная схема оценки персонала требует ответа на следующие вопросы: 1. Что оценивать (содержание оценки)? Опыт подбора кадров свидетельствует, что все большее предпочтение отдается кандидатам, у которых проявляются главные для будущего сотрудника качества: • склонность к конкретной деятельности; о талант общения с другими людьми; • умение завоевывать доверие, оказывать влияние на других; • интеллектуальные способности и задатки, которые объединяют первые два качества. 2. Как оценивать (методы оценки)? Для этого используются общенаучные методы: ана- - Лиз — синтез, аналогия — сравнение, индукция — дедукция, моделирование, экстраполяция, экспертные оценки, а также метод пороговых значений. Формализованные материалы могут обрабатываться с использованием аналитических программ, заложенных в ЭВМ. 3. В каком порядке (процедура оценки)? Оценочные характеристики накапливаются в иерархической последовательности. Оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия деловых и личностных качеств сотрудника требованиям должности или рабочего места. Методы оценки персонала. Их мОжно объединить в три основные группы: 1) прогностический метод — при таком методе широко используются анкетные данные; письменные или устные характеристики; мнения и отзывы руководителя и коллег по работе; личные беседы; психологические тесты; 2) практический метод- — проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей йа основе результатов его практической работы. Для этого используется техника пробных перемещений; 3) имитационный метод — претенденту предлагается решить конкретную ситуацию (ситуации).. В конечном итоге проводится экспертная оценка свойств и деловых качеств личности. Оценка работника в организации служит трем основным целям: 1) административной — повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. В данном случае-оценка работника проводится дЛя принятия административных решений; 2) информационной — в результате оценки появляется возможность информировать работников об относительном , уровне их работы. В итоге работник узнает сильные и слабые стороны своей трудовой деятельности; 3) мотивационной — результат оценки представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, их можно объективно вознаградить. Названные цели взаимосвязаны. В частности информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе. Средства и методы отбора и оценки претендентов на вакантные должности наиболее часто делятся на личностные и технические (рис. 6.5). В технической процедуре оценки персонала выделяют две группы требований: 1. До отношению к должности: • должность (среднего или высшего уровня); • выполняемые обязанности и ответственность; • решаемые задачи (тактические и стратегические); • действия в классических условиях. 2. По отношению к организации: • успешность (результативность) трудовой деятельности; • определение приоритета, критериев развития организации; • умение подвести итоги. Наибольшую сложность в группе личностных средств оценки персонала представляет проведение интервью-собеседования., Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли
кандидат в вакантной должности и способен ли он качественно выполнять требуемую работу. Советы по проведению интервью: 1. Интервьюирующему следует знать профиль должности. 2. Перед проведением интервью необходимо провести анализ документов кандидата: исследовать форму и содержание заявления (в частности, культуру обращения, имеются ли ошибки и т.д.), определить полноту информации. При рассмотрении автобиографии важно выделить главное (работал на одном месте или нет и т.п.). 3. Следует провести неформальный разговор. 4. Структура беседы должна включать несколько фаз: • контакт (5-10 мин), во время которого задаются вопросы (например, хорошо ли доехал до фирмы?), предлагается кофе, т.е. дается возможность претенденту адаптироваться; • интервью (20-60 мин); • мотивация (20—45 мин) — ознакомление со стратегией фирмы, обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.; • дискуссия (5-10 мин)— обсуждаются общие аспекты контракта. 5. Следует подготовить перечень вопросов. 6. Информацию следует записать и сделать выводы после интервью. 7. Интервью с несколькими кандидатами лучше проводить в короткий промежуток времени. В процессе проведения интервью существует ряд проблем, в основе которых лежат эмоциональные и психологические параметры. Поэтому весьма важно избежать ошибок в процессе интервьюирования. Наиболее типичные ошибки при проведении интервью: 1. Предрассудок — ложный взгляд на поведение и действия интервьюируемого, ставший привычным. 2. Идеальная картина — проецирование своей жизни на интервьюируемого. 3. Неготовность к интервью — не ведите интервью, если вы к нему не готовы. Лучше перенести его на другое время. 4. Эффект поведения — не нравится манера поведения кандидата. (Если вам не нравится что-то, а кандидат это делает, то ясно — положительный результат достигнут не будет.) 5. Эффект возможности — менеджер по персоналу должен иметь опыт. Он делает много и одновременно: слушает, продумывает новый вопрос, делает письменные пометки и т.п., а это весьма непросто. 6. Эффект давления — принуждение, насилие над волей. К примеру, если у вас 10 кандидатов, а высшее руководство требует результаты интервью уже к завтрашнему дню, то невозможно это сделать, так как вы запутаетесь. Ведь каждый претендент считает, что он первый и естественно надеется на положительное решение вопроса. 7. Эффект контраста — в один день нужно провести интервью с претендентами одной выборки. 8. Эффект пессимизма — если в начале интервью вам что-то не нравится, то и концовка тоже не получится. 9. Эффект самочувствия — если к назначенному времени интервьюируемый болен, то лучше отложить интервью. Процедура проведения интервью включает несколько этапов: 1) начало беседы (приветствие, объяснение причин беседы и т.п. На этой стадии важно не создать отрицательную атмосферу для последующего общения); 2) обсуждение положительных аспектов (важно подчеркнуть улучшение показателей по сравнению с прошлым периодом и т.п.); 3) обсуждение негативных аспектов (критику нужно относить к делу, а не к личности- Очень Важно самому хорошо знать дело); • 4) нахождение путей улучшения результатов работы; 5) кредит времени для обдумывания и выражения своей точки зрения (если у кандидата имеются предложения, то их нужно при нем записать и пообещать, что они будут рассмотрены руководством); 6) окончание интервью (создание положительной атмосферы, благодарность за интервью и прощацие). При проведении интервью с кандидатами на должность руководителя необходимо обсудить следующие вопросы: 1) наименование должности; 2) кому подчиняется руководитель; 3) кто подчиняется руководителю; 4) сколько сотрудников подчиняется руководителю непосредственно; 5) каков общий объем финансовых и материальных ресурсов, находящихся под контролем руководителя; 6) какие еще имеются критерии объема работ (например, пропускная способность, количество управляемых руководителем подразделений, число предприятий и организаций отрасли); 7) какова общая цель работы; 8) основные задачи; 9) какое оборудование находится в ведении руководителя; 10) каковы контакты руководителя внутри и за пределами организации; 11) в чем заключается наиболее сложная (ответственная) часть работы; 12) какие знания и навыки требуются для выполнения работы; 13) какой опыт требуется для выполнения работы; 14) какое образование (подготовка) требуется (включая знание языков);, 15) какие личностные качества необходимы для достижения успеха в работе; * 16) каковы возрастные ограничения; 17) есть ли особые требования (например, заграничные командировки, длинный рабочий день, опасная или требующая физического труда работа); 18) условия найма (заработная плата, премии, служебная машина, пенсия, страхование, рабочий день, отпуск, период уведомления об увольнении, особенности трудового соглашения (контракта) и др. В группе технических средств оценки персонала наибольший эффект дают так называемые оценочные центры, получившие в зарубежной оценочной практике широкое распространение. Речь идет об оценке персонала в специально организованных учреждениях типа Assessment-Center (АС). Это система методов высококвалифицированного определения пригодности кандидата наруководящую должность. АС необходим, потому что, с одной стороны, каждый метод (прием) оценки кадров достаточно силен в той или иной целевой области, но, с другой стороны, он имеет и много недостатков. Использование АС позволяет устранить некоторые из них. Поэтому, когда речь идет об АС, имеется в виду совокупность методов оценки персонала, определения путей его развития и прогнозирования успеха. В этом случае эксперты исследуют соответствие кандидатов заранее определенным требованиям. Это один из наиболее дорогостоящих методов выбора персонала, поэтому он применяется чаще всего при выборе и оценке претендентов на должности менеджеров высших уровней управления (своего рода управленческой элиты), многодневная (многотуровая) процедура оценки персонала, в ходе которой поведение кандидата на руководящую должность оценивается с помощью тестов и конкретных практических упражнений. Полученные результаты достаточно объективны, поскольку методика оценки кандидата в центре позволяет выйти за рамки устаревшей оценки, базирующейся в основном на данных о прошлой деятельности претендента, его образовательном уровне и субъективных характеристиках. Кроме того, данный метод позволяет привести в систему использование апробированных личностных методик и интеллектуальных тестов, применяемых для оценки отдельных параметров личности. Оценочные центры выполняют две главные задачи: 1) выявляют управленческие способности испытуемых; 2) устанавливают для каждого из них индивидуальную программу тренировки, предназначенную для повышения уровня организационной культуры и развития выявленных способностей. Как правило, оценка претендента длится, в зависимости от уровня управленческой вакансии, от трех часов до четырех суток и включает следующие этапы: • выполнение управленческих действий; • обсуждение проблемы в малой группе (выявляются навыки коллективной работы); • принятие решения; • решение конфликтной ситуации; • доклад разработанного проекта; • подготовка делового письма. По завершении испытаний на каждого испытуемого составляется соответствующее заключение. Экспертная оценка персонала. В основу экспертной оценки свойств и деловых качеств- кандидата положены количественные параметры и оценочные критерии, полученные в результате интервью. Хотя здесь и присутствуют элементы условности и субъективизма, но при хорошей разработке шкалы оценок и внимательном (профессиональном) подходе экспертов оценить испытуемых можно с высокой степенью достоверности. В каждом конкретном случае набор критериев оценки будет зависеть от содержания и качества выполняемой в будущем работы. Предпочтение может быть отдано либо профессиональным, либо личностным качествам. Для решения данной задачи целесообразно использовать метод пробных перемещений, с помощью которого определяется степень эффективности труда претендента. Задача состоит в том, чтобы получить Информацию об эффективности выполнения каждым претендентом будущих функциональных обязанностей,. Наибольшую сложность. здесь представляет процедура получения от экспертов объективных оценок. Для экспертизы может использоваться следующая форма таблицы оценки труда претендента (табл. 6.4), включающая пять основных критериев оценки: 1) количество труда — определяется объем, результативность, интенсивность труда, использование времени; 2) качество труда — устанавливается доля ошибок в работе, качество продукции и ее соответствие лучшим мировым образцам и т.п.; 3) отношение к работе — инициативность работника, его способность выдерживать большие нагрузки на работе, возможность приспособления к различным ситуациям, особенно новым, и т.п.; 4) тщательность в работе — отношение к средствам производства, их использование, оптимальность использования сырья и материалов, степень учета материальных затрат на рабочем месте и др.; 5) готовность к сотрудничеству внутри предприятия — участие работника в решении совместных задач, отношения в коллективе, умение участвовать в коллективной работе, реакция на замечания со стороны, другие личностные качества.
Данные критерии составляют основу оценки работника, но это не значит, что их нельзя расширить. Важно, чтобы каждый из них можно было выразить количественно (например, в баллах). Балльная оценка позволяет определить, в какой степени данные критерии присутствуют у того или иного работника. Эксперту достаточно проставить в соответствующих колонках свои оценки. Чтобы в полной мере учесть цели оценки, вводятся коэффициенты весомости каждого параметра. Если, к примеру, ставится задача повысить производительность труда, то этот параметр будет иметь самую высокую весомость фактора по сравнению с другими. Суть количественной оценки претендента на руководящую должность состоит в том, что его деятельность подразделяется на отдельные функции и качественные характеристики, каждая из которых оценивается независимо от других (например, в баллах). На основе этих независимых частных оценок рассчитывается итоговый показатель эффективности и качества труда будущего руководителя. В процедуре оценки эффективности трудовой деятельности важно решить две основные задачи: • определить, по каким критериям и показателям следует производить оценку; • найти способ определения эффективности труда. Проведенные в этой области исследования показывают, что менеджеров трудовых коллективов целесообразно оценивать по следующим общим критериям: 1) управленческая деятельность (постановка проблем, принятие решений, планирование, прогнозирование, снижение Трудоемкости обработки управленческой информации, механизация и автоматизация трудоемких процессов и т.п.); 2) профессиональная компетентность (знание дела); 3) степень владения демократическими методами коллективной работы; 4) личностные качества (организаторские способности). Изучение, к примеру, процесса труда директора коммерческого предприятия позволило выделить его важнейшие оценочные критерии: 1) выполнение плановых заданий; 2) исполнительская дисциплина; 3) эрудиция; 4) качество выполняемых работ; 5) творческая инициатива; 6) участие i в общественных мероприятиях и качество их выполнения; 7) требовательность к соблюдению дисциплины труда; 8) контроль за результатами труда; 9) умение пользоваться данными должностными правами; 10) стиль руководства; 11) умение преодолеть конфликтные ситуации; 12) трудолюбие, честность; 13) умение воспитывать коллектив, руководить людьми; 14) принципиальность, деловитость, организованность; 15) выдержанность, уравновешенность, умение ладить с людьми; 16) уважение к другим, чуткость, внимательность, индивидуальность в подходе к людям; 17) умение планировать и распределять работу; 18) умение вести беседу с покупателями; 19) умение эффективно использовать рабочее время и создавать трудовую атмосферу; 20) степень интеллектуального развития. Ранжирование критериев можно провести в процентах или единицах. Ввиду того что значимость каждого критерия не одинакова, целесообразно ввести коэффициенты весомости факторов, которые разработаны на основе экспертных оценок по десятибалльной системе: 1- й критерий — 10 11-й критерий—7 2- й критерий — 8 12-й критерий — 9 3- й критерий — 5 13-й критерий — 8 4- й критерий — 10 14-й критерий — 5 5- й критерий — 7 15-й критерий — 6 6- й критерий — 6 16-й критерий — 7 7- й критерий — 8 17-й критерий — 9 8- й критерий — 7 18-й критерий — 8 9- й критерий — 5 19-й критерий — 10 10- й критерий — 6 20-й критерий — 8 Итоговый показатель рассчитывается с цомощью интегрального коэффициента, который можно вычислить как отношение суммы произведений критериев на коэффициенты их весомости: „ К1Вф1 + К2Вф2 + -" + КлВфл и------------------------------------ : —'-------- ^---------------------------------------------- ' Вф1 + Вф2+•••+Вфп где Эи — итоговый показатель эффективности и качества труда кандидата на руководящую должность; Ki, К2,..., К„ — оценочный критерий (фактор) работы кандидата; Вф1, Вф2,.."., Вф„ — коэффициенты весомости факторов (критериев).
Общую оценку можно выразить количественно, используя следующую формулу: у = 0, 4Хг + 0, 1Х2 + 0, 5Х3, где Хг — экономические способности претендента, баллы; Х2 — технические способности, баллы; Х3 — административные (организаторские) способности, баллы. Полученные результаты используются для накопления банка данных о претендентах и формирования оптимальной модели руководителя, а также для- прогнозирования успешности его деятельности.
Главный смысл этой части работы состоит в том, чтобы получить информацию о целесообразности и перспективности использования того или иного претендента в должности руководителя. Экспертная оценка завершается сопоставлением полученных результатов с нормативом (эталоном), например, сильно развито качество — 7 баллов; средне — 4 балла и слабо — 1 балл. Можно использовать и другую шкалу оценки (табл. 6.5).
Резюмируя изложенное, можно констатировать, что в процедуре оценки персонала: • применяется система (комплекс) методов, дополняющих друг друга; • оцениваются результаты труда и личностные параметры. В связи с этим используются личностные и технические средства оценки персонала; • в группе личностных средств особую роль играет ин- тервью-собеседование; • технические средства оценки персонала имеют две направленности: по отношению к должности и по отношению к организации; • оцениваемые критерии можно выразить количественно, что положено в основу экспертной оценки персонала; • экспертная оценка требует высокой квалификации и профессионализма экспертов, которые дают наиболее объективную и независимую оценку претендентов. Прием на работу. После процедуры оценки и выявления из множества кандидатов одного, получившего наивысшую оценку и согласие линейного руководителя быть принятым на работу в организацию, заключается контракт, которому придается особое значение. Следует иметь в виду, что обсуждение контракта — это часть процесса найма на работу и происходит оно как до, так и после принятия решения о приеме на работу. Поскольку предложения, высказанные в ходе собеседования, являются частью контракта, менеджер, проводящий собеседование, должен твердо знать, что может предложить фирма претенденту в будущем. Термин «контракт» означает юридически оформленный договор между двумя сторонами. Любой контракт подразумевает, что кто-то делает предложение, а кто-то принимает его. Заключение контракта о найме предполагает, что: • ваше предложение о выполнении работы было принято; • вы управляете сотрудником, выполняющим работу (лично или через другого сотрудника); • вы инструктируете его, что надо сделать; • вы инструктируете его, как это надо сделать; • данная работа является частью вашей обычной работы. Таким образом, сотрудником является тот, кто заключил с вами контракт о найме, а не тот, кто просто оказывает вам услуги. Минимальный объем информации о сроках и условиях контракта, который должен быть представлен работнику, включает следующие сведения: • имена сторон (работодатель и работник); • наименование работы; • дата начала работы (и дата окончания срока действия контракта, если данный контракт заключается на определенный срок); • тарифная ставка или указание способа расчета зарплаты;: • периодичность оплаты труда (еженедельная, месячная или иная в зависимости от графика работы); • праздничные дни и их оплата; • правила оформления пропусков в связи с заболеваниями или несчастным случаем и их оплата; • схема расчета пенсии и указание о том, распространяется или не распространяется на работника государственная система пенсионного страхования; • процедура подачи жалоб; • срок, не позднее которого работник должен получить уведомление или подать заявление о прекращении работы^ Указанный документ должен содержать все перечисленные пункты и может адресовать работника к другим документам.
|