Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Опасности для индивидуальности
Когда в 1969 году Ральф Дарендорф написал предисловие к немецкому изданию книги Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», он, ссылаясь на «тотальную заидеологизиро-ванность» Мангейма, усматривал у Гофмана «абсолютизацию ролевого аспекта поведения». Подобно тому как, по Мангейму, мышление возможно лишь с определенных социальных позиций, у Гофмана действие возможно лишь как ролевое поведение и никак иначе. Такая «тотальная увлеченность ролью», конечно, напоминает о «досадном факте существования общества», 1 на который указал сам 202 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация Дарендорф в своей известной книге «Homo sociolo-gicus». Различие между обвинением Гофмана в «тотальной увлеченности ролью» и трактовкой Дарен-дорфом отношений индивида и общества состоит в следующем: «Гофман говорит больше о необходимости, нежели о возможности ролевого поведения». После чтения его сочинений трудно допустить возможность человека «освободиться от общества как тотального института».2 Тем самым был задан вполне определенный угол зрения на творчество Гофмана, который длительное время был, по сути дела, единственным в немецкой социологии. К этой интерпретации Гофмана относится и другое авторитетное мнение, высказанное А. Гоулдне-ром в связи с оценкой всей западной социологии, согласно которому Гофман просто описывает стратегию выживания представителей среднего слоя, которые «упорно цепляются за иллюзию самости», хотя и знают, что подчиняются общественным отношениям. Получается, что наш мещанский мир управления впечатлениями «наполнен пугливыми людьми с потными руками, которые все время боятся разоблачения со стороны окружающих или опасаются нечаянно выдать себя».3 Благодаря такой оценке Гофман считается непосредственным последователем Давида Рисмена 4, который в начале 50-х годов сформулировав тезис о преобладании «извне-ориентированной» личности в Америке, тем самым 1 Dahrendorf R. Homo sociologicus. Opladen, 1976. S. 14. 2 Dahrendorf R. Vorwort. S. VIII. 3 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 457. 4 Riesman D. Die einsame Masse.
Ирвинг Гофман: Техники презентации лишил почвы любые претензии человека на свободу и уникальность личности. Однако, по Гоулднеру, у Гофмана гораздо резче, чем у Рисмена (понимавшего под «внешней ориентацией» поведения то, что Эрих Фромм называет рыночной ориентацией J), выступает моральная сторона поведения. Если Рисмен описывает переход от религиозно мотивированной «изнутри-ориентированной» личности к приспособлению ради успеха, то Гофман, по мнению Гоулд-нера, рассматривает переход от «людей с кальвинистской совестью к игрокам, которые действуют не по внутреннему убеждению, а ухитряются предвосхищать реакции других с помощью изысканных поведенческих трюков».2 Можно добавить — ловко включаются в спектакль на сцене жизни. Для такой интерпретации творчества Гофмана, очевидно, как нельзя лучше подходит перевод названия его главного произведения «Представление себя другим в повседневной жизни» на немецкий язык — «Wir alle spielen Theater»! 3 На фоне сложившейся интерпретации творчества Гофмана дать иную оценку трудно отчасти потому, 1 Ср.: Замечание Рисмена по поводу книги Э. Фромма «Психоанализ и этика» (М., 1993) (См.: Riesman D. Die einsame Masse S. 38, Anm. 1). 2 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 463. 3 В этой связи отметим, что на русский язык название этого сочинения Гофмана было бы уместно перевести как «Весь мир лицедействует» (totus mundus agit hist-rionem) — латинским изречением, начертанным у входа в театр Шекспира. Однако в российской социологии получает распространение вышеуказанный перевод «Представление себя другим в повседневной жизни». — Прим. перев.
204 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация что социологи, придерживающиеся канонов строгой научной систематики и аналитических абстракций, вряд ли заинтересованы в переоценке творчества Гофмана. Поэтому очень важна защита Гофмана Г. Освальдом * от обвинения в оправдании трюков и мошенничества в повседневной жизни. В некрологе о Гофмане он отметил, что движущей силой творчества Гофмана является борьба с опасностями для индивидуальности личности в социальном взаимодействии. Исходя из этого, рассмотрим вкратце важнейшие работы Гофмана и покажем, что мысль об угрозе индивидуальности постоянно сопутствует творчеству Гофмана, и поэтому он все время изучает, как люди пытаются сохранить свою личность в повседневной жизни — перед лицом других и всего общества. Очевидно, что он должен рассмотреть, как общество и социальные институты «направляют» формирование идентичности на исполнение определенных функций. Интересно, что этот вопрос сформулирован в самом начале его творчества. 6.3.1. «Хладнокровная разметка» (1952)
Ирвинг Гофман: Техники презентации альным положением, которое предоставляет им общество и предусмотренные для них социальные институты. Под неудачей Гофман понимает потерю роли, которая считается у окружающих важной, или невозможность достичь хорошего положения в обществе. Процесс примирения с этой ситуацией он называет «охлаждением».1 Тем самым речь идет о формировании идентичности в ситуации, которая рассматривается как несправедливая. С точки зрения Гоулднера, «охлаждение» выполняет функцию «примирения проигравшего со своим поражением».2 С точки зрения структурно-функциональной теории социального порядка, эта функция обеспечивает равновесие личных притязаний с общественными ожиданиями и целями. Однако «охлаждение» является не просто процессом последующей корректировки, посредством которого, например, плохо успевающий ученик приспосабливается к своему положению, а еще и процессом подготовки. Например, молодой человек может длительное время исподволь готовить своих родителей к тому, что он рано или поздно покинет их дом и расстанется с ролью ребенка. «Охлаждение» — это процесс смягчения притязаний. Он служит предотвращению разрушения идентичности.3 Статья Гофмана «Хладнокровная разметка» («On cooling the mark out»), опубликованная в журнале «Psychiatry» в 1952 году, посвящена проблеме принуждения людей с теми или иными недостатками к примирению с неудачами и с тем скромным соци- 1 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 212. 1 Ср.: Goffman E. On cooling the mark out // Human behavior and social processes. Boston, 1962. P. 493. 2 GouldnerA. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 461. 3 Goffman E. Techniken der Imagepflege // Interaktions-rituale. Frankfurt am Main, 1994. S. 485.
206 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация 6.3.2. «Создание имиджа» (1955) В сочинении под названием «Face-work» (1955), написанном еще в Чикаго, речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего «лица». Они включают в себя приемы создания у окружающих благоприятного впечатления о себе и коррекцию неблагоприятного. В социальном взаимодействии эти усилия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом «лицо» (face) лишь отчасти является образом собственного Я, оно является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, складывается о нем у окружающих.1 В переводах произведений Гофмана на другие языки этот «второй образ» обозначают термином «имидж». Поэтому статья, посвященная «созданию лица», и озаглавлена в переводе «Создание имиджа». Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит образу, ему желательному. Сюда относится техника, которую Гофман в дальнейшем назвал различением сцены и кулис.
Ирвинг Гофман. Техники презентации татом многолетней работы автора в качестве приглашенного исследователя в психиатрической клинике. В этой книге Гофман описывает жизнь людей в институтах, в которых им недоступны средства для выражения своей идентичности. Книга посвящена не только психиатрической клинике как «тотальному институту», но и вполне обычному «отключению» идентичности персоналом и попыткам обитателей клиники вопреки всему сохранить свою идентичность или придать ей новое выражение. Отчасти это удается сделать в рамках института, отчасти вопреки официальным правилам, когда, например, возникает «подпольная жизнь» — так называемые «неформальные отношения». Как это удается и в чем заключается этот второй срез поведения в тотальных институтах — хорошо видно из рассказов узников концлагерей. Правдивое изображение подпольной, неформальной жизни, которая лишь на первый взгляд кажется веселой, дается в фильме «Полет над гнездом кукушки». 6.3.4. «Ролевая дистанция» (1961) 6.3.3. «Сумасшедший дом» (1961) Книга «Сумасшедший дом. Об обращении с нарушенной идентичностью» (1961) является резуль- 1 Здесь заметно, что на Гофмана сильно повлиял тезис Мида о принятии роли другого. Статью о ролевой дистанции, написанную в 1961 году, можно с полным основанием включить в список обязательной литературы по социологии. Интересно, что Гофман едва коснулся понятия ролевой дистанции в своем главном произведении «Представление себя другим в повседневной жизни», которое вышло в свет лишь на два года раньше. Идея ролевой дистанции настолько захватила автора, что он 208 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация посвятил ей отдельное сочинение. С точки зрения центральной темы творчества Гофмана — т£ мы_угоо-зьх_щгчд2С^пи^в__общестде^ ррлевую-ДайТШЩию лучше jscerjQ „рассматривать при исследовании страте-гиЦ доведения людей на, житейской сцене. Поэтому здесь речь пойдет лишь о лапидарном изложении центрального тезиса этого широко известного сочинения Гофмана. В статье «Ролевая дистанция» речь идет о леги-тимности ожиданий индивида, сопряженных с исполнением определенной социальной роли. Для Парсон-са, например, такой вопрос был бы второстепенным, так как успешная социализация является предпосылкой добровольного исполнения человеком своих обязанностей. Для Гофмана, наоборот, центральным является вопрос о том, насколько требования общества сковывают развитие идентичности. Оказывается, чтобы показать, что личность представляет собой нечто большее, чем это предписано ролью (или хотя бы претендовать на это), индивид вынужден дистанцироваться от социальной роли. Ролевая дистанция не означает отказ или неспособность к исполнению роли, а, наоборот, свидетельствует о высокой компетенции, проявляющейся в обращения с социальной ролью по своему усмотрению. 6.3.5. «Стигма» (1963) Книга «Стигма» имеет подзаголовок «Заметки об управлении ущербной идентичностью». Стигма — греческое слово, обозначающее метку, тавро. В со- Ирвинг Гофман: Техники презентации циологии под стигмой понимают очевидные социальные признаки, при наличии которых люди исключаются из числа нормальных. Примерами явной стигмы могут быть заметная инвалидность или занятие проституцией. Что может быть стигмой — зависит от конкретного общества, но стигма везде связана с дискриминацией человека. Стигматизированные люди стремятся положить конец своей дискриминации. Для этого они применяют различные техники поведения. Можно скрывать свою инвалидность, но можно, наоборот, выставлять ее напоказ, так что она становится нормальным условием нормального поведения. Примером такой, на первый взгляд, парадоксальной поведенческой стратегии может служить желание инвалида за рулем специального автомобиля для инвалидов, чтобы его пропускали на красный свет, потому что его автомобиль не такой быстроходный, как обычный! Этот пример иллюстрирует двойственную функцию техник восстановления ущербной идентичности: они укрепляют и восстановливают собственную идентичность и создают предпосылки другим людям для «совершенно нормального» поведения. Действительно, очень часто люди с физическими недостатками вынуждены вести себя так, как будто они являются совершенно нормальными для того, чтобы те, кто не знает, как следует обращаться с инвалидами, могли бы вести себя с ними как с обычными людьми. Замысловатая грамматическая конструкция с множеством «как» косвенно демонстрирует, какую большую работу нужно проделать человеку для поддержания своей идентичности и откуда исходит перманентная угроза ей. Дело обстоит ничуть не проще, когда речь идет о неявной социаль- 210 Х.Абвлъс. Интеракция, идентичность, презентация ной стигме. Например, если кто-нибудь имеет сексуальные ориентации, которые не одобряются в его окружении, то он сочтет за благо поискать их удовлетворения подальше от среды своих знакомых, может быть, даже в другом городе, иначе его идентичность будет под угрозой, так как в своем городе его репутация может скорее пострадать. Для того чтобы избежать наихудшего развития событий, человеку приходится осуществлять тщательный контроль за информацией и порой пускаться на обман. 6.3.6. «Отношения на публике» (1971) «Исследования социального порядка на микроуровне» (терминология Гофмана), которые он опубликовал в 1971 году в книге «Отношения на публике», дополняют рассмотренные выше аспекты его творчества темой социального пространства. Каждый человек претендует на социальное пространство, хозяином которого себя ощущает. Например, это расстояние, которое должны держать по отношению к нам пассажиры лифта, или письменный стол, на котором никто, кроме нас, не имеет права наводить порядок. «Территория» является символическим пространством для создания и укрепления идентичности. Она необходима как для выступления человека перед другими людьми, так и для его «ухода» от других. Территория создает одновременно дистанцию и близость между людьми, поэтому ей нужны четкие границы. Если границы _____ Ирвинг Гофман: Техники презентации 211 нарушены, нужно уметь исправить ситуацию, например с помощью извинений и объяснений. 6.3.7. «Анализ рамок взаимодействия» (1974) Последняя книга, которую Гофман опубликовал в 1974 году, называется «Анализ рамок взаимодействия». Многие исследователи усматривают в этом произведении перелом в социологии Гофмана, однако детальный анализ Р. Хеттлэджа, показывает, что Гофман опирается здесь сразу на все то, к чему привели его более ранние размышления, и включается на этой основе в актуальную социологическую дискуссию, которую он же обогатил своим творчеством.1 Гофман дал своей книге подзаголовок «Essay on the organization of experience», что можно перевести как «Очерк по организации жизненного опыта». Формулировка подзаголовка является весьма удачной, она наглядно подтверждает, что Гофман продолжает полемику, связанную с феноменологической социологией А. Шюца2 и этнометодологией 1 Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisation unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit // Erving Goff man — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991. 2 Goffman E. Rahmen-Analyse. Frankfurt am Main, 1993. S. 15. 212 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация Ирвинг Гофман: Техники презентации
Г. Гарфинкеля.1 Для того чтобы кратко подытожить содержание этого богатого мыслями произведения, можно воспользоваться собственными словами Гофмана, который пишет: «Для меня здесь речь идет о том, к кому человек может обратиться в определенный момент времени в определенных ситуациях. Сюда обычно относятся другие люди, в том числе и те, которых в данный момент нет на житейской сцене. Я исхожу из того, что люди, которые находятся в определенной ситуации, должны прежде всего решить для себя вопрос: что здесь происходит? Неважно, возникает ли этот вопрос в явном виде, когда действительно непонятно, что происходит вокруг, или он существует в неявном виде на фоне обычной уверенности в жизни. Ответ на него возникает из самих действий людей в ситуации. Исходя из такой постановки вопроса написана настоящая книга, в которой развивается система, на которую можно опереться при ответе на этот вопрос».2 Под «рамками» понимаются имплицитно следующие или эксплицитно заданные определения ситуации.3 У Макса Вебера этот вопрос обсуждается в понятии ориентации на совместно подразумеваемый смысл, у Альфреда Шюца — в понятии мотивации социального действия. Немецкий социолог Зефнер понимает под рамками «формы социальных представлений, с помощью которых члены общества указывают друг дру- * Об этой связи см.: Eberle T. Rahmenanalyse und Lebensweltanalyse // Erving Goffman — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991; Widmer J. Goffman und die Ethnomethodologie // Ibid. 2 Goffman E. Rahmen-Analyse. S. 16. 3 Ibid. гу, в каких узнаваемых (следовательно, и типизируемых) поведенческих комплексах они находятся вместе со своими партнерами по социальному взаимодействию».1 Гофман рассматривает партнеров социального взаимодействия с точки зрения того, как они определяют друг перед другом и друг для друга рамки взаимодействия. Эти стратегии, которые, конечно, редко кем осознаются, служат для того, чтобы каждый мог реализовать свою идентичность и предотвращают ее неправильное понимание. Поэтому «внутренняя организация нашего знания о социальном порядке»2 является в то же время организацией идентичности в повседневной жизни. 6.3.8. «Интеракционный порядок» (1982) В своем вступительном послании президента Американской социологической ассоциации в 1982 году Гофман, оценивая свое творчество, назвал его «красной нитью» «Интеракционный порядок» (1983) — тему, которая дала название его последнему социологическому произведению, вышедшему в свет уже 1 Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisation unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit // Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation. S. 76. 2 Так озаглавлена статья Хэттледжа. См.: Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisation unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit. 214 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация после его смерти. Интеракционный порядок 1, или: порядок социального взаимодействия, — это порядок, который существует на межличностном уровне, в ситуации лицом к лицу. С одной стороны, этот порядок складывается на основе структур, существующих независимо от индивидов, но в то же время он является результатом совместного определения правил социального взаимодействия. Это правила, которые индивиды задают друг другу для того, чтобы показать, кто они такие и, соответственно, кем они не являются. Как было отмечено выше, Гофман рассматривается здесь как социолог, встревоженный судьбой индивидуальности в современном обществе и поэтому вновь и вновь обращающийся к методам ее защиты в повседневной жизни от угрозы со стороны общества и других людей. «Гофман не считает жизнь просто обманом, в гораздо большей степени речь идет у него об интерактивных мерах предосторожности, о социальных изобретениях, которые защищают ранимых».2 К этому следует добавить, что обман не является сущностью жизнью, но распознать его порой бывает нелегко. Обратившись к известной книге Гофмана «Представление себя дру- 1 В отличие от традиционного понятия социального порядка как совокупности твердых неосознанных правил социального взаимодействия, социальный порядок, по Гофману, включает в себя механизмы самовоспроизводства социального взаимодействия. К ним относится, в частности, прагматичная выгода, извлекаемая человеком из участия в интеракции и превосходящая его затраты на взаимодействие. — Прим, перев. 2 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 212.
Ирвинг Гофман: Техники презентации гим в повседневной жизни», можно убедиться, насколько напряженной является социальная жизнь.
|