Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опасности для индивидуальности






Когда в 1969 году Ральф Дарендорф написал предисловие к немецкому изданию книги Гофмана «Представление себя другим в повседневной жиз­ни», он, ссылаясь на «тотальную заидеологизиро-ванность» Мангейма, усматривал у Гофмана «абсо­лютизацию ролевого аспекта поведения». Подобно тому как, по Мангейму, мышление возможно лишь с определенных социальных позиций, у Гофмана действие возможно лишь как ролевое поведение и никак иначе. Такая «тотальная увлеченность ролью», конечно, напоминает о «досадном факте существования общества», 1 на который указал сам


 

202 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация

Дарендорф в своей известной книге «Homo sociolo-gicus». Различие между обвинением Гофмана в «то­тальной увлеченности ролью» и трактовкой Дарен-дорфом отношений индивида и общества состоит в следующем: «Гофман говорит больше о необходи­мости, нежели о возможности ролевого поведения». После чтения его сочинений трудно допустить возмож­ность человека «освободиться от общества как то­тального института».2 Тем самым был задан вполне определенный угол зрения на творчество Гофмана, который длительное время был, по сути дела, един­ственным в немецкой социологии.

К этой интерпретации Гофмана относится и дру­гое авторитетное мнение, высказанное А. Гоулдне-ром в связи с оценкой всей западной социологии, согласно которому Гофман просто описывает стра­тегию выживания представителей среднего слоя, которые «упорно цепляются за иллюзию самости», хотя и знают, что подчиняются общественным от­ношениям. Получается, что наш мещанский мир управления впечатлениями «наполнен пугливыми людьми с потными руками, которые все время бо­ятся разоблачения со стороны окружающих или опасаются нечаянно выдать себя».3 Благодаря такой оценке Гофман считается непосредственным последо­вателем Давида Рисмена 4, который в начале 50-х го­дов сформулировав тезис о преобладании «извне-ориентированной» личности в Америке, тем самым

1 Dahrendorf R. Homo sociologicus. Opladen, 1976. S. 14.

2 Dahrendorf R. Vorwort. S. VIII.

3 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 457.

4 Riesman D. Die einsame Masse.


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

лишил почвы любые претензии человека на свободу и уникальность личности. Однако, по Гоулднеру, у Гоф­мана гораздо резче, чем у Рисмена (понимавшего под «внешней ориентацией» поведения то, что Эрих Фромм называет рыночной ориентацией J), высту­пает моральная сторона поведения. Если Рисмен описывает переход от религиозно мотивированной «изнутри-ориентированной» личности к приспособ­лению ради успеха, то Гофман, по мнению Гоулд-нера, рассматривает переход от «людей с кальви­нистской совестью к игрокам, которые действуют не по внутреннему убеждению, а ухитряются пред­восхищать реакции других с помощью изысканных поведенческих трюков».2 Можно добавить — ловко включаются в спектакль на сцене жизни. Для та­кой интерпретации творчества Гофмана, очевидно, как нельзя лучше подходит перевод названия его главного произведения «Представление себя другим в повседневной жизни» на немецкий язык — «Wir alle spielen Theater»! 3

На фоне сложившейся интерпретации творчества Гофмана дать иную оценку трудно отчасти потому,

1 Ср.: Замечание Рисмена по поводу книги Э. Фром­ма «Психоанализ и этика» (М., 1993) (См.: Riesman D. Die einsame Masse S. 38, Anm. 1).

2 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 463.

3 В этой связи отметим, что на русский язык назва­ние этого сочинения Гофмана было бы уместно перевес­ти как «Весь мир лицедействует» (totus mundus agit hist-rionem) — латинским изречением, начертанным у входа в театр Шекспира. Однако в российской социологии по­лучает распространение вышеуказанный перевод «Пред­ставление себя другим в повседневной жизни». — Прим. перев.


I

204 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

что социологи, придерживающиеся канонов строгой научной систематики и аналитических абстракций, вряд ли заинтересованы в переоценке творчества Гоф­мана. Поэтому очень важна защита Гофмана Г. Ос­вальдом * от обвинения в оправдании трюков и мо­шенничества в повседневной жизни. В некрологе о Гофмане он отметил, что движущей силой творчества Гофмана является борьба с опасностями для индиви­дуальности личности в социальном взаимодействии. Исходя из этого, рассмотрим вкратце важней­шие работы Гофмана и покажем, что мысль об угро­зе индивидуальности постоянно сопутствует твор­честву Гофмана, и поэтому он все время изучает, как люди пытаются сохранить свою личность в по­вседневной жизни — перед лицом других и всего общества. Очевидно, что он должен рассмотреть, как общество и социальные институты «направляют» формирование идентичности на исполнение опре­деленных функций. Интересно, что этот вопрос сформулирован в самом начале его творчества.

6.3.1. «Хладнокровная разметка» (1952)


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

альным положением, которое предоставляет им об­щество и предусмотренные для них социальные институты.

Под неудачей Гофман понимает потерю роли, которая считается у окружающих важной, или не­возможность достичь хорошего положения в обще­стве. Процесс примирения с этой ситуацией он на­зывает «охлаждением».1 Тем самым речь идет о формировании идентичности в ситуации, которая рассматривается как несправедливая. С точки зре­ния Гоулднера, «охлаждение» выполняет функцию «примирения проигравшего со своим поражением».2 С точки зрения структурно-функциональной теории социального порядка, эта функция обеспечивает равновесие личных притязаний с общественными ожиданиями и целями.

Однако «охлаждение» является не просто про­цессом последующей корректировки, посредством которого, например, плохо успевающий ученик приспосабливается к своему положению, а еще и процессом подготовки. Например, молодой человек может длительное время исподволь готовить своих родителей к тому, что он рано или поздно покинет их дом и расстанется с ролью ребенка. «Охлажде­ние» — это процесс смягчения притязаний. Он слу­жит предотвращению разрушения идентичности.3


Статья Гофмана «Хладнокровная разметка» («On cooling the mark out»), опубликованная в журнале «Psychiatry» в 1952 году, посвящена проблеме при­нуждения людей с теми или иными недостатками к примирению с неудачами и с тем скромным соци-

1 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 212.


1 Ср.: Goffman E. On cooling the mark out // Human behavior and social processes. Boston, 1962. P. 493.

2 GouldnerA. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 461.

3 Goffman E. Techniken der Imagepflege // Interaktions-rituale. Frankfurt am Main, 1994. S. 485.


I

 

206 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

6.3.2. «Создание имиджа» (1955)

В сочинении под названием «Face-work» (1955), написанном еще в Чикаго, речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего «лица». Они вклю­чают в себя приемы создания у окружающих благо­приятного впечатления о себе и коррекцию небла­гоприятного. В социальном взаимодействии эти уси­лия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом «лицо» (face) лишь отчасти являет­ся образом собственного Я, оно является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, скла­дывается о нем у окружающих.1 В переводах произ­ведений Гофмана на другие языки этот «второй об­раз» обозначают термином «имидж». Поэтому ста­тья, посвященная «созданию лица», и озаглавлена в переводе «Создание имиджа». Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, по­этому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит образу, ему желательному. Сюда относится техника, которую Гофман в даль­нейшем назвал различением сцены и кулис.


 

 

Ирвинг Гофман. Техники презентации

татом многолетней работы автора в качестве при­глашенного исследователя в психиатрической кли­нике. В этой книге Гофман описывает жизнь лю­дей в институтах, в которых им недоступны сред­ства для выражения своей идентичности. Книга посвящена не только психиатрической клинике как «тотальному институту», но и вполне обычному «от­ключению» идентичности персоналом и попыткам обитателей клиники вопреки всему сохранить свою идентичность или придать ей новое выражение. Отчасти это удается сделать в рамках института, отчасти вопреки официальным правилам, когда, например, возникает «подпольная жизнь» — так называемые «неформальные отношения». Как это удается и в чем заключается этот второй срез пове­дения в тотальных институтах — хорошо видно из рассказов узников концлагерей. Правдивое изобра­жение подпольной, неформальной жизни, которая лишь на первый взгляд кажется веселой, дается в фильме «Полет над гнездом кукушки».

6.3.4. «Ролевая дистанция» (1961)


6.3.3. «Сумасшедший дом» (1961)

Книга «Сумасшедший дом. Об обращении с на­рушенной идентичностью» (1961) является резуль-

1 Здесь заметно, что на Гофмана сильно повлиял те­зис Мида о принятии роли другого.


Статью о ролевой дистанции, написанную в 1961 го­ду, можно с полным основанием включить в список обязательной литературы по социологии. Интерес­но, что Гофман едва коснулся понятия ролевой ди­станции в своем главном произведении «Представ­ление себя другим в повседневной жизни», которое вышло в свет лишь на два года раньше. Идея роле­вой дистанции настолько захватила автора, что он


 

208 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация

посвятил ей отдельное сочинение. С точки зрения центральной темы творчества Гофмана — т£ мы_угоо-зьх_щгчд2С^пи^в__общестде^ ррлевую-ДайТШЩию луч­ше jscerjQ „рассматривать при исследовании страте-гиЦ доведения людей на, житейской сцене. Поэтому здесь речь пойдет лишь о лапидарном изложении центрального тезиса этого широко известного сочи­нения Гофмана.

В статье «Ролевая дистанция» речь идет о леги-тимности ожиданий индивида, сопряженных с испол­нением определенной социальной роли. Для Парсон-са, например, такой вопрос был бы второстепенным, так как успешная социализация является предпо­сылкой добровольного исполнения человеком своих обязанностей. Для Гофмана, наоборот, центральным является вопрос о том, насколько требования обще­ства сковывают развитие идентичности. Оказывает­ся, чтобы показать, что личность представляет со­бой нечто большее, чем это предписано ролью (или хотя бы претендовать на это), индивид вынужден дистанцироваться от социальной роли. Ролевая ди­станция не означает отказ или неспособность к ис­полнению роли, а, наоборот, свидетельствует о вы­сокой компетенции, проявляющейся в обращения с социальной ролью по своему усмотрению.

6.3.5. «Стигма» (1963)

Книга «Стигма» имеет подзаголовок «Заметки об управлении ущербной идентичностью». Стигма — греческое слово, обозначающее метку, тавро. В со-


Ирвинг Гофман: Техники презентации

циологии под стигмой понимают очевидные соци­альные признаки, при наличии которых люди исклю­чаются из числа нормальных. Примерами явной стигмы могут быть заметная инвалидность или за­нятие проституцией. Что может быть стигмой — зависит от конкретного общества, но стигма везде связана с дискриминацией человека. Стигматизи­рованные люди стремятся положить конец своей дискриминации. Для этого они применяют различ­ные техники поведения. Можно скрывать свою инва­лидность, но можно, наоборот, выставлять ее напо­каз, так что она становится нормальным условием нормального поведения. Примером такой, на пер­вый взгляд, парадоксальной поведенческой страте­гии может служить желание инвалида за рулем специального автомобиля для инвалидов, чтобы его пропускали на красный свет, потому что его авто­мобиль не такой быстроходный, как обычный! Этот пример иллюстрирует двойственную функцию тех­ник восстановления ущербной идентичности: они укрепляют и восстановливают собственную идентич­ность и создают предпосылки другим людям для «совершенно нормального» поведения. Действитель­но, очень часто люди с физическими недостатками вынуждены вести себя так, как будто они являют­ся совершенно нормальными для того, чтобы те, кто не знает, как следует обращаться с инвалида­ми, могли бы вести себя с ними как с обычными людьми. Замысловатая грамматическая конструк­ция с множеством «как» косвенно демонстрирует, какую большую работу нужно проделать человеку для поддержания своей идентичности и откуда ис­ходит перманентная угроза ей. Дело обстоит ни­чуть не проще, когда речь идет о неявной социаль-


210 Х.Абвлъс. Интеракция, идентичность, презентация

ной стигме. Например, если кто-нибудь имеет сек­суальные ориентации, которые не одобряются в его окружении, то он сочтет за благо поискать их удов­летворения подальше от среды своих знакомых, может быть, даже в другом городе, иначе его иден­тичность будет под угрозой, так как в своем городе его репутация может скорее пострадать. Для того чтобы избежать наихудшего развития событий, че­ловеку приходится осуществлять тщательный кон­троль за информацией и порой пускаться на обман.

6.3.6. «Отношения на публике» (1971)

«Исследования социального порядка на микро­уровне» (терминология Гофмана), которые он опуб­ликовал в 1971 году в книге «Отношения на публи­ке», дополняют рассмотренные выше аспекты его творчества темой социального пространства. Каж­дый человек претендует на социальное простран­ство, хозяином которого себя ощущает. Например, это расстояние, которое должны держать по отно­шению к нам пассажиры лифта, или письменный стол, на котором никто, кроме нас, не имеет права наводить порядок. «Территория» является симво­лическим пространством для создания и укрепле­ния идентичности. Она необходима как для вы­ступления человека перед другими людьми, так и для его «ухода» от других. Территория создает одно­временно дистанцию и близость между людьми, поэтому ей нужны четкие границы. Если границы


_____ Ирвинг Гофман: Техники презентации 211

нарушены, нужно уметь исправить ситуацию, на­пример с помощью извинений и объяснений.

6.3.7. «Анализ рамок взаимодействия» (1974)

Последняя книга, которую Гофман опубликовал в 1974 году, называется «Анализ рамок взаимодей­ствия». Многие исследователи усматривают в этом произведении перелом в социологии Гофмана, од­нако детальный анализ Р. Хеттлэджа, показывает, что Гофман опирается здесь сразу на все то, к чему привели его более ранние размышления, и включа­ется на этой основе в актуальную социологическую дискуссию, которую он же обогатил своим творче­ством.1 Гофман дал своей книге подзаголовок «Essay on the organization of experience», что можно пере­вести как «Очерк по организации жизненного опы­та». Формулировка подзаголовка является весьма удачной, она наглядно подтверждает, что Гофман продолжает полемику, связанную с феноменологи­ческой социологией А. Шюца2 и этнометодологией

1 Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisa­tion unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit // Erving Goff man — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991.

2 Goffman E. Rahmen-Analyse. Frankfurt am Main, 1993. S. 15.


 

212 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация


Ирвинг Гофман: Техники презентации


 


Г. Гарфинкеля.1 Для того чтобы кратко подыто­жить содержание этого богатого мыслями произве­дения, можно воспользоваться собственными сло­вами Гофмана, который пишет: «Для меня здесь речь идет о том, к кому человек может обратиться в определенный момент времени в определенных ситуациях. Сюда обычно относятся другие люди, в том числе и те, которых в данный момент нет на житейской сцене. Я исхожу из того, что люди, ко­торые находятся в определенной ситуации, долж­ны прежде всего решить для себя вопрос: что здесь происходит? Неважно, возникает ли этот вопрос в явном виде, когда действительно непонятно, что происходит вокруг, или он существует в неявном виде на фоне обычной уверенности в жизни. Ответ на него возникает из самих действий людей в ситу­ации. Исходя из такой постановки вопроса написа­на настоящая книга, в которой развивается систе­ма, на которую можно опереться при ответе на этот вопрос».2 Под «рамками» понимаются имплицитно следующие или эксплицитно заданные определения ситуации.3 У Макса Вебера этот вопрос обсуждает­ся в понятии ориентации на совместно подразуме­ваемый смысл, у Альфреда Шюца — в понятии мотивации социального действия.

Немецкий социолог Зефнер понимает под рам­ками «формы социальных представлений, с помо­щью которых члены общества указывают друг дру-

* Об этой связи см.: Eberle T. Rahmenanalyse und Lebensweltanalyse // Erving Goffman — em soziologischer Klassiker der zweiten Generation. Bern, 1991; Widmer J. Goffman und die Ethnomethodologie // Ibid.

2 Goffman E. Rahmen-Analyse. S. 16.

3 Ibid.


гу, в каких узнаваемых (следовательно, и типизи­руемых) поведенческих комплексах они находят­ся вместе со своими партнерами по социальному взаимодействию».1 Гофман рассматривает партне­ров социального взаимодействия с точки зрения того, как они определяют друг перед другом и друг для друга рамки взаимодействия. Эти стратегии, которые, конечно, редко кем осознаются, служат для того, чтобы каждый мог реализовать свою иден­тичность и предотвращают ее неправильное пони­мание. Поэтому «внутренняя организация нашего знания о социальном порядке»2 является в то же время организацией идентичности в повседневной жизни.

6.3.8. «Интеракционный порядок» (1982)

В своем вступительном послании президента Аме­риканской социологической ассоциации в 1982 году Гофман, оценивая свое творчество, назвал его «крас­ной нитью» «Интеракционный порядок» (1983) — тему, которая дала название его последнему социо­логическому произведению, вышедшему в свет уже

1 Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisa­tion unseres Wissens um die Ordnung der Wirklichkeit // Erving Goffman — ein soziologischer Klassiker der zweiten Generation. S. 76.

2 Так озаглавлена статья Хэттледжа. См.: Hettlage R. Rahmenanalyse oder die innere Organisation unseres Wis­sens um die Ordnung der Wirklichkeit.


 

214 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

после его смерти. Интеракционный порядок 1, или: порядок социального взаимодействия, — это поря­док, который существует на межличностном уров­не, в ситуации лицом к лицу. С одной стороны, этот порядок складывается на основе структур, су­ществующих независимо от индивидов, но в то же время он является результатом совместного опре­деления правил социального взаимодействия. Это правила, которые индивиды задают друг другу для того, чтобы показать, кто они такие и, соответствен­но, кем они не являются.

Как было отмечено выше, Гофман рассматрива­ется здесь как социолог, встревоженный судьбой индивидуальности в современном обществе и поэто­му вновь и вновь обращающийся к методам ее за­щиты в повседневной жизни от угрозы со стороны общества и других людей. «Гофман не считает жизнь просто обманом, в гораздо большей степени речь идет у него об интерактивных мерах предосторож­ности, о социальных изобретениях, которые защи­щают ранимых».2 К этому следует добавить, что обман не является сущностью жизнью, но распо­знать его порой бывает нелегко. Обратившись к известной книге Гофмана «Представление себя дру-

1 В отличие от традиционного понятия социального порядка как совокупности твердых неосознанных пра­вил социального взаимодействия, социальный порядок, по Гофману, включает в себя механизмы самовоспроиз­водства социального взаимодействия. К ним относится, в частности, прагматичная выгода, извлекаемая челове­ком из участия в интеракции и превосходящая его за­траты на взаимодействие. — Прим, перев.

2 Oswald H. In memoriam Erving Goffman. S. 212.


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

гим в повседневной жизни», можно убедиться, на­сколько напряженной является социальная жизнь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.