Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Оправдания и извинения
Практические объяснения приводятся тогда, когда оценка социального действия вызывает сомнение. Различают две формы практических объяснений: оправдания и извинения. «Оправдания являются практическими объяснениями, в которых признается ответственность за сомнительные действия, но оспариваются их негативные последствия».1 Оправдания являются техникой нейтрализации ситуации. «Извинения являются практическими объяснениями, в которых признается ошибочность, вредность или безрезультатность сомнительных действий, но оспаривается полная ответственность за них».2 Практические объяснения должны устранить сомнительность ситуации. В этом состоит функция оправданий и объяснений. Оба метода отличаются друг от друга лишь тем, кому приписывается ответственность. Практические объяснения подразумевают, что они будут признаны. Однако их признание зависит от определенных условий. Скотт и Лаймэн указывают три важнейшие из них: во-первых, должно иметь место согласие относительно значения определенных условий. Во-вторых, они должны быть «частью социально распределенного знания».3 В-третьих, объяснения должны быть адекватны ситуации. Так, отклоняются слишком фундаментальные и чересчур поверхностные объяснения. Наконец, объяснения должны сообразовываться с внешними обсто- 1 Bergmann J. Ethnomethodologie und Konversations-analyse. S. 50f. 1 Scott М., Lyman S. Praktische Erklarungen. S. 75. 2 Ibid. 3 Ibid. S. 87. 182 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация ятельствами, например, высокомерные извинения не принимаются. В этой связи интересно отметить, что для практических объяснений существуют даже специальные стили речи. Скотт и Лаймэн насчитывают пять таких стилей, которые можно расположить «по степени убывания социальной близости к адресату».1 Первый стиль они называют интимными объяснениями в условиях интенсивных личных отношений. Для понимания друг друга здесь порой бывает достаточно отдельных слов или жестов. Второй стиль они называют «сопровождающими» объяснениями. К ним относятся объяснения, свойственные членам данной социальной группы: «Для такого стиля типичны эллиптические высказывания, то есть пропуски и сленг», — пишут они.2 Благодаря общему фону ожиданий здесь также бывает достаточно даже намеков. Третий стиль можно назвать консультативной формой объяснений. Он применяется в ситуациях, в которых говорящий точно не знает, «каким знанием располагает слушатель».3 Поэтому он привлекает фоновую информацию и по реакции на нее судит, можно ли на этой основе достичь понимания. Четвертый, формализованный стиль объяснений, типичен для групп с четко очерченными статусами, например, для судебных органов или организаций. Формализованный стиль объяснений связан и с тем, что социальные институты сами снабжают своих членов практическими объяснениями.4 На-
Этнометодология о методах... конец, имеется пятый стиль объяснений, который Скотт и Лаймэн называют «замороженным стилем» (frozen style). Этот стиль типичен для лиц, между которыми имеется социальный или материальный барьер: надзиратель и заключенный, телефонистка и рассерженный клиент. До сих считалось, что практические объяснения принимаются. Однако бывают случаи, когда они не принимаются. Их отклоняют, когда они кажутся неразумными или неуместными. Далее, объяснения могут отклоняться из-за того, что они не соответствуют серьезности ситуации или когда приводимые мотивы являются неприемлемыми для данного круга лиц.1 Бывает, что речь идет не о принятии или отклонении объяснений, а об отказе от них. В таком случае предлагаются так называемые «псевдообъяснения», в которых нет намерения что-либо объяснить, например, доверительным тоном говорят о неких таинственных обстоятельствах или сваливают бремя объяснения на других. Отсюда лишний раз понятно, что мы располагаем целым арсеналом методов для поддержания повседневного социального взаимодействия даже без общего смыслового горизонта. Однако в повседневной жизни дело редко заходит так далеко. Обычно нашей компетентности хватает на то, чтобы действовать не хуже других. Как это получается, с помощью каких методов — ответ на эти вопросы дает этноме-тодология. 1 Scott M., Lyman S. Praktische Erklarungen. S. 92. 2 Ibid. 3 Ibid. S. 93. 4 Ibid. S. 89f. 1 Scott M., Lyman S. Praktische Erklarungen. S. 88. 184 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация 5.6. Социология: хеппенинг или практическая неуверенность? Этнометодология направлена на исследование методов повседневного конституирования социальной реальности, следует интересам классической феноменологической социологии и символического интеракционизма. Ее отличительной чертой является поиск этих методов путем разрушения нормальных повседневных ситуаций, по реакции на которое можно судить, к примеру, о сущности обычной социальной нормальности. Поэтому Гарфинкель умышленно принимает на себя роль чужака, для которого повседневная жизнь общества не является само собой разумеющейся, но делает это иначе, чем это описано у Г. Зиммеля в его знаменитом очерке о чужаке.1 Гарфинкель описывает не способы ориентации «чужака» в непонятной ему социальной реальности, а попытки обычных людей привести в порядок реальность, которая вдруг стала им непонятной. Кто-то однажды заметил, что этно-методолог превращает себя в «чужака» в обыденной жизни. Это несколько упрощенная оценка. «Кризисные эксперименты» показывают, что Гарфинкель претендует на большее. В своих экспериментах он разрушает фундамент рутинных действий в мире повседневности и по реакции судит о конститутивных методах конструирования социальной реальности. 1 Simmel G. Exkurs uber den Fremden // Soziologie. Simmel Gesamtausgabe Bd. 11. Frankfurt am Main, 1992.
Этнометодология о методах... «Кризисные эксперименты» связаны прежде всего с именем Гарфинкеля. По поводу таких экспериментов А. Гоулднер, один из самых видных критических умов западной социологии, заявил, что эт-нометодология сводит социологию к хеппенингу.1 По его мнению, она является «элегантным анархизмом», который бросает маленький вызов установленному порядку, 2 не желая изменить его. Революции не требуется, достаточно лишь немножко побунтовать. Это обвинение в адрес этнометодоло-гии было высказано еще в 70-е годы, причем именно в тот период оно имело значение. Его можно оценить лишь на фоне студенческого движения того времени, да и вся привлекательность этнометодо-логии связана с духом той поры и воспоминаниями о ней. Исходя из этого политически разрушительного настроения, Гоулднер дал оценку этнометодологии с точки зрения ее направленности на изменение общественных отношений. Однако на самом деле такой направленности в этнометодологии вообще не было. Было лишь желание «просветить» людей. Поэтому нейтральность этнометодологии направлена на нечто иное: она демонстрирует, что никакой единой социальной реальности не сущес-г^ШФ^ЗГе^ть лишь множество реальностей, ~~й~ что нет никакой абсолютной рациональности, а есть лишь индивидуальная рациональность, согласно которой действие приобретает смысл. Социолог может сожалеть по этому поводу, но это его личное дело. В качестве 1 Gouldner A. Die westliche Soziologie in der Krise. Reinbek, 1974. S. 466. 2 Ibid. S. 472.
186 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация исследователя он может лишь изучать, почему люди так хорошо уживаются друг с другом в мире повседневности, несмотря на то, что каждый придерживается своей рациональности. На этот «тонкий лед» само собой разумеющихся предпосылок повседневной жизни и выходит Гарфинкель в своих «кризисных экспериментах». Ответить на вопрос, почему он делает это, принимая в расчет, что «тонкий лед» повседневности постоянно проваливается под ногами, можно так: он надеется обнаружить, что такое социальный порядок в его самых сокровенных основах посредством его разрушения. Вероятно, он надеялся, что тогда люди будут действовать в повседневной жизни немного сознательнее.
|