Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Конститутивные и свободные правила
1 Этот пример несколько отрывается от контекста, в котором его употребляет Гарфинкель, не просто из-за перевода на другой язык, а еще и за счет потери угрожающей окраски высказывания, когда муж переводит его из индексного в объективное. (Ср.: Garfinkel H. Das Alltags-wissen iiber soziale und innerhalb sozialer Strukturen. S. 203). 2 Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. P. 44ff. Молчаливое согласие существует и по поводу других повседневных вещей. Речь идет о практических правилах повседневной жизни, по которым мы живем и ожидаем их выполнения другими людьми. Подобно Ирвингу Гофману Гарфинкель усматривает параллели между игрой и повседневной жизнью. В повседневной жизни тоже есть правила, 172 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация Этнометодология о методах...
без которых невозможна житейская игра. Гарфин-кель различает среди них лишь конститутивные и свободные правила.1 Конститутивные правила являются безусловными для любой игры и должны всегда выполняться. Свободные правила могут выполняться, но их нарушение обычно не ведет к нарушению всей игры. Например, к конститутивным правилам игры в шахматы относится поочередное совершение хода. С тем, кто хочет делать десять ходов подряд, невозможно играть в шахматы. К свободным правилам шахмат относится длительное время на обдумывание хода, но в шахматы можно играть и без этого. Нарушение свободных правил обычно не нарушает течения социальных действий. Однако Гарфинкель показал, что неписаные свободные правила, на которые ориентированы наши ожидания по отношению к другим в повседневной жизни, на самом деле представляют собой «тонкий лед», который может легко проломиться. Так, когда один игрок стал просто разменивать фигуры, не делая ходов, а другой перед ходом стал трясти фигуры в ладонях как игральные кости, никто не мог назвать правил, которые при этом были нарушены, но никто и не стал играть с такими партнерами в шахматы.2 Последствия нарушения свободных правил Гарфинкель показал в еще одном «кризисном эксперименте», в котором ожидание нормального поведе- 1 Garfinkel H. A conception of, and experiments with trust as a condition of stable concerted actions // Motivation and social interaction. New York, 1963, цит. по: Koeck R. Das Problem der «ethnomethodologischen Indifferenz». S. 268. 2 Ibid. ния оказалось нереализованным. В этом эксперименте Гарфинкель J просил студентов вести себя в родительском доме как вежливые гости: например, говорить самим лишь в ответ на вопросы, спрашивать разрешения пройти в туалет, многословно хвалить обед и спрашивать рецепт. В своих отчетах студенты рассказывали, что их поведение привело родителей в замешательство и растерянность. Родители спрашивали, что случилось и что все это значит. Наконец, родители решили, что дети перетрудились или переживают жизненный кризис. Тем самым они нашли объяснение нарушениям правил повседневной жизни и снова привели ее в порядок. «Кризисные эксперименты» показывают, что наша повседневная жизнь конституируется исходя из определенных допущений о нормальности. К кон-ституированию общей социальной реальности относится понимание ее индексных особенностей, реагирование на неопределенность языка с помощью уже известных интерпретаций. К конституирова-нию социальной реальности относится и другая стратегия, которая уже была упомянута выше как де-индексация 2, то есть стратегия практических объяснений. 1 Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. P. 47f. Автор этой книги однажды сам попросил студентов дождаться полупустого трамвая и занять в нем места, сгрудившись вокруг одного из пассажиров плотным кольцом, и наблюдать за реакцией других. Прежде всего все пассажиры были повергнуты в изумление. Затем некоторые укоризненно покачали головой, а большинство пересели подальше от студентов. 2 См. п. 5.5.2. 174 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация 5.5.5. Практические объяснения: методы нормализации Гарфинкель выступает против позиции, согласно которой социальное действие является продуктом внешних сил (например, классовых интересов или проявления бессознательного) и пытается объяснить социальное действие лишь из его собственного контекста, в котором оно происходит. Смысловая структура комплекса социальных действий понимается им как процесс самоорганизации.1 Социальное действие и его объяснение в принципе идентичны. Он подчеркивает: «То, как индивиды совершают организованные повседневные действия, и контексты этих действий идентичны процедурам, посредством которых индивиды делают эти контексты " объяснимыми"».2 Таким образом, социальное действие и его объяснение — в принципе одно и то же. Поэтому, как отмечалось выше, социальное действие в мире повседневности может оставаться неопределенным: с точки зрения действующего оно конституирует себя одновременно как действие и вариант его истолкования, что позволяет конструировать социальное действие во всей его полноте с точки зрения других людей. С помощью концепции практических объяснений (account) Гарфинкель показывает, как мы воспринимаем и объясняем повседневные вещи и го- 1 Ср.: Bergmann J. Ethnomethodologie und Konversations-analyse. S. 46f. 2 Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. P. 1.
Этнометодология о методах... ворим о них с другими людьми. Это происходит в процессе, который Гарфинкель обозначает понятием «разглядывания-и-проговаривания» (looking-and-telling). Процесс субъективного полагания смысла является не личным, а социальным процессом. Таким образом, под описанием (или проговаривани-ем) понимается объяснение собственного поведения и поведения других людей. Допущение тождества социального действия и его объяснения имеется уже у представителя прагматизма Дж. Дьюи и его известного коллеги Дж. Мида. Дьюи назвал мотивом «элемент действия, которому присуща тенденция отвечать за те или иные следствия». Тем не менее было бы неверно допускать различие во времени между мотивом и действием: мотив существует во времени «не до начала социального действия и не обусловливает его. Он скорее является самим действием и оценкой некоторых его элементов. Оценка действия происходит по его последствиям».1 Именно в этом смысле понятие мотива употребляет Райт Миллс 2 и связывает его с определением мотива в социологии Макса Вебера, в которой под мотивом понимается смысловая связь, «кажущаяся самому действующему или наблюдателю разумной причиной социального действия».3 1 Dewey J. Human nature and conduct. P. 120, Цит. no: Stone G., Hagoel L. Uber den Umgang mit Motiven // Materialien zur Soziologie des Alltags. Sonderheft 20 der Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. Opladen, 1978. S. 34. (Курсив Х. А.) 2 Mills C. Situated actions and vocabularies of motive // Social psychology through symbolic interaction. Waltham, 1970. 3 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. S. 5. 176 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация В этом определении Миллс подчеркивает социальный характер мотива. Мотив существует в виде «не подлежащего сомнению ответа на вопрос о причине социального и вербального действия». Он пишет: «Мотивы являются социально приемлемыми объяснениями современных, будущих и прошлых действий или их планов».1 Объяснения привлекаются лишь когда действие не удается: «Мотивы выступают как ручательства в ответ на вопросы, которые возникают по поводу сбоев в социальном действии или их последовательности».2 Мотивы обозначают нечто. В этой связи Миллс говорит о «сообщениях», содержащихся в мотивах. Мотив, продолжает Миллс, «указывает не на элементы " внутреннего мира" человека, а представляет собой мысленные последствия такого действия, которое само по себе вызывает сомнение».3 Мотив означает также причины, которые привели к актуальному действию. С помощью этого определения Миллс подробно исследует мотивы «Для-того-что-бы» и «Потому-что», выделенные Шюцем. Если бы мы не строили предположений о причинах действия другого в любой ситуации, то вообще не могли бы действовать: «Для того чтобы действовать, мы должны приписать другому человеку некоторые мотивы».4 С помощью одного-единствен-ного мотива не могут быть объяснены ни условия, ни последствия социального действия. Для каждо- Mills С. Situated actions and vocabularies of motive. P. 474. 2 Ibid. P. 473. 3 Ibid. 4 Strauss A. Spiegel und Masken. S. 49.
Этнометодология о методах... го действия можно указать множество мотивов. Действующий человек связывает их в специфический комплекс мотивов. Именно поэтому Миллс даже говорит о вокабуляре мотивов: «Люди отличают ситуации со специфическим вокабуляром и на основе него предвосхищают последствия своих действий».1 К. Берк, специалист по лингвистической социологии, усматривает в вокабулярах, которые являются нам через язык, единство действия, мышления и переживания. Он обращает внимание на то, что наша речь никогда не является нейтральной, а полна оценочных суждений, и пишет: «Она является весьма морализаторской — даже в наименованиях объектов содержатся эмоциональные нюансы, которые подсказывают нам, как мы должны относиться к ним... Даже в стихийной речи содержится не просто указание на что-либо, но и система установок с вытекающими из нее рекомендациями».2 Язык повседневной жизни снабжает нас объяснениями, которые являются обычными для данного общества. Поэтому люди и могут понимать друг друга. Так как они создают для нас возможность действовать, Гарфинкель называет их практическими объяснениями. При этом объяснения нельзя рассматривать в отрыве от самого действия. Как уже отмечено при рассмотрении социологии Шюца, понимание представляет собой одну из форм активности. То же самое относится и к объяснению. Идея 1 Mills С. Situated actions and vocabularies of motive. P. 473. 2 Burke K. Permanence and change. Цит. по: Stone G., Hagoel L. Uber den Umgang mit Motiven. S. 34. 178 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация Этнометодология о методах...
Дж. Дьюи об одновременности действия и мотива воспринята в этнометодологии в концепции практических объяснений. Практические объяснения (accounts) — это методы нормализации социальных действий, которые сами являются социальными действиями. Книга И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» посвящена тому, как без проблем сыграть свою житейскую роль.1 Он рассматривает рецепты устранения трудностей в исполнении социальной роли. Сюда же относятся идеи М. Скотта и С. Лаймэна, 2 изучавших трудные социальные ситуации. Согласно их подходу, практические объяснения направлены на вербальную ликвидацию разрыва «между действиями и ожиданиями».3 Их статья, которая так и называется в оригинале — «Accounts», была впервые изложена в одном немецком учебнике не совсем корректно.4 Соответствующее корректное понятие, ставшее впоследствии общепризнанным в социологии, восходит ко второму переводу статьи Скотта и Лаймэна на немецкий язык. Это понятие «практических объяснений». Авторы второго перевода пишут по этому поводу в примечании, что «действующие люди пытаются представить свои действия таким образом, 1 Goffman E. Wir alle spielen Theater. Munchen, 1991. 2 Scott M., Lytnan S. Praktische Erklarungen // Seminar: Kommunikation, Interaktion, Identitat. Frankfurt am Main, 1976. 3 Ibid. S. 74. 4 Stemert H. Das Handlungsmodell des Symbolischen Interaktionismus // Handlungstheorien — interdisziplinar. Bd. 4. Munchen, 1977. чтобы они оказались понятными и приемлемыми с точки зрения базисных интерсубъективных фоновых ожиданий. Практические объяснения направлены на " нормализацию" таких действий, которые не отвечают ожиданиям партнеров по взаимодействию или в каком-либо смысле кажутся или могут показаться неуместными по каким-либо основаниям. В случае практических объяснений речь идет, как правило, не о прояснении действительных оснований или причин действия, а скорее лишь об их практической эффективности в смысле восстановления нарушенного равновесия или угрозы его нарушения в социальном взаимодействии».1 Практические объяснения нужны, когда социальное действие прерывается, то есть когда оно не является само собой разумеющимся. Если внимательно присмотреться, как даются и как воспринимаются практические объяснения, то бросается в глаза примечательное противоречие. Бергман описывает его так: «Рефлексивные свойства практических объяснений учитываются членами общества, чтобы сделать очевидной рациональность (проще говоря, разумность) своих решений и действий. Однако не менее ревностно они игнорируют рефлексивную связь своих объяснений с контекстом, или, точнее говоря, они считают их само собой разумеющимися, не уделяя им никакого внимания».2 Гарфинкель даже говорит о «сущностном безразличии рефлексии практических объяснений». Тем са- 1 Degenhart и. а. (1976): Anmerkung zu Scott u. Lyman (1968), S. 106. 2 Bergmann J. Ethnomethodologie und Konversations-analyse. S. 49f. 180 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация Этнометодология о методах...
мым он указывает на проблему индексации: понимание обеспечивается благодаря контексту, и устранение индексности из коммуникации повлекло бы за собой ее нарушение, поэтому партнеры по взаимодействию игнорируют связь практических объяснений с контекстом. С этим связан и второй парадокс: практические объяснения на самом деле ничего не объясняют, а дают лишь видимость объяснения. Об этом говорит и Бергман, когда утверждает, что «там, где применяются практические объяснения, их предмет, собственно говоря, не получает никаких объяснений... Можно сказать, что практические объяснения — это всегда лишь обещание объяснения, обещание, которое " адресат" должен принимать, если не желает выглядеть злонамеренным или некомпетентным, а " отправитель" всегда может рассчитывать, что его объяснения будут приняты».1 Поэтому для нас бывает достаточно даже просто указаний на объяснения, ведь мы сами тоже можем пользоваться документальным методом интерпретации, который является убедительным. Что бывает, когда мы требуем слишком много объяснений от себя и других, уже было продемонстрировано на примере «кризисных экспериментов». Тем не менее есть ситуации, которые нуждаются в более четких объяснениях. Такие объяснения стали предметом анализа М. Скотта и С. Лаймэна. Рассмотрим их под заголовком «Оправдания и извинения».
|