Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легитимация






Реальность мира повседневности сохраняется не только благодаря производству смысла и недопус­тимости сомнения. Она имеет целый ряд механиз­мов, которые подчеркивают основательность инсти­туционального порядка. В этой связи Бергер и Лук-ман говорят о легитимации социальной реальности. Необходимость в легитимности не ощущается до тех пор, пока все люди знают, как нужно вести себя в данном социальном порядке. Основой легитимации является общий опыт, приобретенный всеми чле­нами данного общества.

Критическое отношение к определенному соци­альному порядку возникает вслед за возникнове­нием у людей различий в социальном опыте. Реаль­ное общество всегда находится в таком состоянии, потому что постоянно имеет дело с подрастающим поколением. До тех пор пока живы творцы данного общественного порядка, «...они легко могут вернуть­ся к исходному значению института благодаря сво­ей памяти. Дети А и В оказываются в совершенно иной ситуации. Знание истории передается им через " вторые руки". Первоначальный смысл институтов недоступен их пониманию в терминах памяти. По­этому для них необходимо истолковать смысл ин­ститута в различных формулах легитимации».1

Легитимации объясняют и оправдывают соци­альный порядок. Они представляют собой объекти­вации «второго порядка».2 Бергер и Лукман выделя-


Концепция социального конструирования реальности...125

ют четыре уровня легитимации, которые различают­ся по степени убедительности и власти над людьми.

Первый уровень легитимации представляет со­бой то, «что знает каждый». Отсюда родители чер­пают ответы на дотошные детские вопросы «Поче­му?». Простые утверждения типа «так уж устрое­ны вещи» представляют собой самые убедительные ответы на детские вопросы. Понятно, что этот уро­вень — дотеоретический. Бергер и Лукман называ­ют его уровнем первичного знания. «...Теоретическое" " " знание — лишь небольшая и отнюдь не самая важ­ная часть того, что считается знанием в обществе. Теоретически сложные легитимации появляются в определенный момент истории институционализа-ции. Знание, имеющее первостепенное значение для институционального порядка, — это дотеоретичес-кое знание. И в сумме оно представляет собой все " то, что знает каждый" о социальном мире — это совокупность правил поведения, моральных прин­ципов и предписаний, пословицы и поговорки, цен­ности и верования, мифы и тому подобное...»1

Второй уровень легитимации образуют теорети­ческие утверждения в рудиментарной форме. Эти обоснования «весьма прагматичны, непосредственно связаны с конкретными действиями. Пословицы, нравственные императивы, народная мудрость, сказ­ки, легенды, часто передаваемые в поэтической форме, — примеры этого уровня».2 Так, следую­щая пословица учит ребенка нравственности, при­чем в весьма прямолинейной форме: «Корми деда


1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 103.

2 Там же. С. 151.


1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 109.

2 Там же. С. 155.


126 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

на печи: и сам будешь там». То же самое касается нормы поведения, высказанной в Новом Завете и гласящей, что женщина должна украшать себя не прической, золотом или дорогой одеждой, а добры­ми делами. Тем самым навязывается поведение, которое проблематично осуществить на практике.

Третий уровень — это явные теории легитима ции. Они относятся к «институциональным секто­рам» и поэтому представляют собой «дифференци­рованную систему знания». Такие легитимации ча­сто поручаются «специальному персоналу, который передает их с помощью формализованных процедур посвящения».1 Например, в школе мы изучаем цен­ности своего общества и обоснование его политиче­ской системы. В церкви мы приобретаем религиоз­ные убеждения. Примерами таких явных теорий легитимации институциональных секторов являют­ся положения типа: «Президентом Российской Фе­дерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживаю­щий в Российской Федерации не менее 10 лет». «Депутатом Государственной Думы может быть из­бран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах».2 «На небесах нас ждет справедливое вознаграждение за земную жизнь». «Социальная рыночная эконо­мика требует компромисса поколений».

Четвертый уровень легитимации социального порядка представляют собой символические универ-


Концепция социального конструирования реальности 127

сумы. Они объединяют разрозненные «области про­винции смысла». «Теперь же все сектора институ­ционального порядка интегрированы во всеобъем­лющую систему отсчета, которая составляет уни­версум в буквальном значении слова, так как любой человеческий опыт теперь можно понять как име­ющий место в его пределах. Символический уни­версум понимается как матрица всех социально объективированных и субъективно реальных зна­чений».1 Примерами таких всеобъемлющих леги­тимации являются «реально существующий социа­лизм», «западноевропейская христианская культу­ра», а также модные ссылки на «постмодерн» или «рациональность», которые претендуют на объяс­нение всего и вся.

Символические универсумы упорядочивают уров­ни и провинции реальности, они интегрируют ан­клавы и пограничные ситуации. Они выполняют «комическую» функцию и «расставляют все по сво­им местам».2 Символические универсумы выступа­ют в качестве «защитных механизмов как для ин­ституционального порядка, так и для индивидуаль­ной биографии. Кроме того, они предусматривают определение социальной реальности, то есть уста­навливают границы того, что относится к сфере асоциального взаимодействия».3


1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 155.

2 Эти примеры взяты из Конституции Российской Федерации при переводе текста. — Прим. перев.


1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 157-158.

2 Там же. С. 161.

3 Там же. С. 167.


128 Х.Абельс. Интеракция, идентичность, презентация






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.