Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Институционализация
Производство общественного порядка не является ни систематическим, ни запланированным, но и не является случайным. Скорее всего, его можно считать весьма целесообразным. В этой связи Бергер и Лукман отмечают: «Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (т. е. опри-вычиванию). Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 88-89. Концепция социального конструирования реальности... 117 может быть воспроизведено с экономией усилий и ipso facto осознанно как образец его исполнителем. Кроме того, хабитуализация означает, что рассматриваемое действие может быть снова совершено в будущем тем же самым образом и с тем же практическим усилием».1 Основанием для такого утверждения служит философская антропология Арнольда Гелена (1904-1976), который называет устойчивые привычки социальными институтами.2 Если, согласно теории Гелена, институты являются твердо «установленными» социальными образованиями, то П. Бергер и Т. Лукман развивают динамическую теорию институционализации. Несомненно, признают они, что успешные действия людей в отношении природы и своего социального окружения характеризуются повторяемостью, а часто встречающиеся действия превращаются в модель будущих действий, которая сохраняется в мышлении. На практике это означает, что мы типизируем известные нам действия и ситуации. Философ А. Шюц исследовал социальные функции таких типизации и обнаружил, что типизации обыденного мышления сами являются существенными компонентами конкретно-исторического и социально-культурного «жизненного мира», в рамках которого они считаются само собой разумеющимися и социально признанными.3 Таким образом, в основе социального порядка лежит способность к типизации. 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 89-90. 2 GehlenA. Der Mensch. Frankfurt am Main, 1971. S. 35. 3 Ср.: Schiitz A. Husserls Bedeutung fur die Sozial-wissenschaften // Schiitz A. Gesammelte Aufsatze. Bd. I. S. 172. 118 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация Человек приписывает своим действиям определенные значения, то есть обобщает свое поведение как типичное. В результате получается, что «становится необязательным определять каждую ситуацию заново, шаг за шагом. Огромное разнообразие ситуаций может быть отнесено к разряду тех определений, которые были даны раньше. И тогда можно предвидеть действия, которые нужно совершить в этих ситуациях».1 Надежные и сохраняемые типизации представляют собой часть процесса институционализации, который происходит благодаря взаимной типизации действий людьми. «Ин-ституционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода. Иначе говоря, любая типизация есть институт. Что здесь следует подчеркнуть, так это взаимность институциональных типизации и типичность не только действий, но и деятелей в институтах. Типизации опривыченных действий, составляющих институты, всегда разделяются; они доступны для понимания всех членов определенной социальной группы, и сам институт типизирует как индивидуальных деятелей, так и индивидуальные действия».2 Как пишут Бергер и Лукман, А и В являются друг для друга типичными представителями типичных действий. Типизации в этом смысле всегда являются обобщениями ожиданий, и, следовательно, институ-ционализация означает в конечном итоге процесс нормирования. «...Институты уже благодаря самому Концепция социального конструирования реальности... 119 факту их существования контролируют человеческое поведение, устанавливая предопределенные его образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений. Важно подчеркнуть, что этот контролирующий характер присущ институционализации как таковой, независимо от и еще до того, как созданы какие-либо механизмы санкций, поддерживающих институт».1 Институционализация делает поведение взаимно предсказуемым. Это влечет за собой разгрузку, совместная жизнь облегчается благодаря рутине повседневной жизни. Когда люди покидают этот институциональный мир, он передается дальше, тем, кто не знает его с рождения. Институциональный мир становится историей, в которой происходит все и все является само собой разумеющимся. «С обретением историчности этим образованиям требуется совершенно иное качество, появляющееся по мере того, как А и В начали взаимную типизацию своего поведения, качество это — объективность. Это означает, что институты, которые теперь выкристаллизовались... воспринимаются независимо от тех индивидов, которым " довелось" воплощать их в тот момент. Другими словами, институты теперь воспринимаются как обладающие своей собственной реальностью; реальностью, с которой индивид сталкивается как с внешним и принудительным фактом. Пока зарождающиеся институты только создаются и поддерживаются лишь во взаимодействии А и Б, их объективность остается незначительной, 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 91. 2 Там же. С. 92. 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 93. 120 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация легко изменяемой, почти игровой... Лишь А и В ответственны за конструирование этого мира. А и В в состоянии изменить или аннулировать его. Они понимают мир, который создан ими. Все это меняется в процессе передачи новому поколению. Объективность институционального мира " увеличивается" и " укрепляется"... Для детей переданный родителями мир не является абсолютно прозрачным. До тех пор пока они не принимают участия в его создании, он противостоит им как данная реальность, которая, подобно природе, является непрозрачной, по крайней мере отчасти».1 «Увеличение» и «укрепление» можно понимать как возникновение «социальных фактов» в духе Дюркгейма, которые противостоят нам как вещи. Бергер и Лукман формулируют это положение следующим образом: «Институты в качестве исторических и объективных фактичностей предстают перед индивидом как неоспоримые факты».2 В этой связи они еще решительнее, чем Дюркгейм, предостерегают от ложных выводов и пишут: «Важно иметь в виду, что объективность институционального мира — сколь бы тяжелой ни казалась она индивиду — созданная человеком, сконструированная объективность. Процесс, посредством которого экстер-нализированные продукты человеческой деятельности приобретают характер объективности, называется объективацией. Институциональный мир — как и любой отдельный институт — это объективированная человеческая деятельность. Иначе говоря, несмотря на то, что социальный мир отмечен объективно- 1 Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 98-99. 2 Там же. С. 100-101. Концепция социального конструирования реальности 121 стью в человеческом восприятии, тем самым он не приобретает онтологического статуса, независимого от человеческой деятельности, в процессе которой он создается».1 Накапливаясь, опыт образует нечто вроде «остатков»2. Будучи разделяемым всеми участниками, он приобретает институциональный характер. «Передача смысла института основана на социальном признании этого института в качестве " перманентного" решения " перманентной" проблемы данной общности».3 Согласно Бергеру и Лукману, «истоки любого институционального порядка находятся в типизации совершаемых действий, как наших собственных, так и других людей».4 Действия, которые повторяются в определенных ситуациях, узнаются как таковые и ожидаются в сходных ситуациях. Это означает типизацию ожидаемых действий индивидов. При возникновении коллективного знания о «взаимных типизациях поведения» можно говорить о социальных ролях. Знание ролей подобно «ненаписанному сценарию драмы», в которой участвуют все члены общества. «Лингвистически объективированные роли — существенный элемент объективно доступного мира любого общества. Играя роли, индивиды становятся участниками социального 1 Бергер П, Лукман Т Социальное конструирование реальности. С. 101-102. 2 «Остатки» — термин итальянского социолога В Па-рето, которым он обозначил чувства, коренящиеся в иррациональных пластах человеческой психики — Прим перев 3 Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 116. 4 Там же С. 120. 122 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация мира. Интернализируя эти роли, они делают этот мир субъективно реальным для себя».1 Эта тема является классическим предметом теоретической социологии, который разрабатывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. «С помощью ролей институты воплощаются в индивидуальном опыте».2 Если вслед за Бергером и Лукманом отождествить институты с правилами, с помощью которых общество укрепляет свои внутренние связи, то это значит, что общество входит в нас через роли и тем самым обосновывает свою реальность для нас. Это объясняет, почему Бергер и Лук-ман говорят о «социальном конструировании реальности». «Все роли представляют институциональный порядок в указанном выше значении»3 и тем самым являются изображением социальной реальности. Никто не находится на необитаемом острове, и мы не можем избавиться от социальной реальности. Это одна из основных тем социологии Дюркгейма, которая была развита в теории социализации. В этой связи Бергер и Лукман придают ролям центральное значение: «Благодаря ролям, которые он играет, индивид оказывается посвященным в особые сферы социально объективированного знания не только в узком когнитивном значении, но и в смысле " знания" норм, ценностей и даже эмоций».4 Важнейшим шагом процесса объективации, согласно Бергеру и Лукману, является реификация. Концепция социального конструирования реальности. 123 «Реификация — это восприятие человеческих феноменов в качестве ролей, то есть в нечеловеческих и, возможно, сверхчеловеческих терминах... Реификация означает как то, что человек может забыть о своем авторстве в деле создания человеческого мира, так и то, что у него нет понимания диалектической связи между человеком-творцом и его творениями. Реифи-цированный мир, по определению, представляет собой дегуманизированный мир. Он воспринимается человеком как чуждая фактичность, как opus alienum, который ему неподконтролен, а не как opus proprium его собственной производительной деятельности».1 В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс выразили это положение вещей следующим образом: «Порождения их головы стали господствовать над ними. Они, творцы, склонились перед своими творениями».2 «Главный рецепт реификации институтов — наделение их онтологическим статусом, независимым от человеческой деятельности и сигнификации».3 Здесь социология находится перед сложной проблемой. Именно поэтому Бергер и Лукман так подробно разрабатывают этот аспект проблемы институтов и с помощью понятия институционализации привлекают внимание к тому, что человек должен сознательно участвовать в социальном конструировании реальности, всемерно содействовать этому процессу. 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 123. 2 Там же. С. 122. 3 Там же. С. 126. 4 Там же. С. 127. 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 146. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Предисловие // Соч. Т. 3. С. 11. 3 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 148. 124 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
|