Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Индивидуальная и коллективная игра
Будучи социальным психологом, Мид рассматривает идентичность в связи с обществом. Он отмечает, что в своих первых играх ребенок приобретает идентичность путем подражания важным представителям общества. Он перенимает их социальные роли. Затем он овладевает играми, в которых ему приходится активно осваивать сразу множество других ролей. Он учится владеть ролями. Структурные условия и последствия этих двух видов деятельности Мид проясняет через различение индивидуальной игры (play) и коллективной игры (game). Понятием индивидуальной игры (play) Мид обозначает простейшие ролевые игры ребенка. Ребенок играет в строгую мать, сердитого отца или лечащего врача. Фантазируя в игре, он усваивает роли значимых фигур, которые Мид называет «значимыми другими». В ролевой игре ребенок мыслит и действует со своей позиции. Нельзя сказать, что в игре он действует так, как будто он — другой человек, скорее в процессе игры он на самом деле является другим человеком. «Ребенок говорит что-либо в качестве одного человека и тут же реагирует в качестве другого, причем его реакция во второй роли 30 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 31
является стимулом исполнения первой роли, и тем самым процесс получает продолжение. Поэтому у него складывается организованная структура идентичности и в другой ипостаси. Обе идентичности вступают в диалог друг с другом при помощи жестов».1 Это замечание имеет большое значение, так как мы уже отмечали выше, что жесты отличаются от значимых символов тем, что они вызывают вполне определенные реакции и не имеют никакого значения за пределами конкретной ситуации. В процессе индивидуальной игры ребенок постоянно меняет свою роль на роли значимых других, заставляет их вступать в диалог, проигрывает их в отношении себя самого, противопоставляет им себя самого. В свободной игре ребенок учится отношению к идентичности других. Тем самым он учится чувствовать не только роль другого человека, но и самого себя, так как его идентичность подтверждается реакциями на нее со стороны других и его собственными реакциями на поведение других. Идентифицируя себя со значимым другим, ребенок формирует собственную идентичность, которая хотя и является для него убедительной, но отражает в основном отношение к нему других людей. В этой связи П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что «индивид становится тем, кем он является, будучи направляем значимыми другими».2 Естественно, что ребенок реагирует на их влияние и в этой связи организует свои реакции особым образом, что требует времени, энергии и фантазии. Насколько это сложно, он замечает лишь тогда, когда кто-нибудь говорит ему, что он «неправильно» исполняет определенную социальную роль. Субъективное формирование идентичности путем отражения и переработки позиций, которые занимают другие по отношению к человеку, является лишь одной стороной медали. Другая сторона проявляется в том, «что индивид принимает не только роли и установки других, но в ходе этого процесса он перенимает и их мир... Субъективное присвоение идентичности и субъективное присвоение социального мира — лишь различные аспекты того же самого процесса интернализации, который опосредствуется теми же самыми значимыми другими».1 Короче говоря, в структурном отношении индивидуальная игра относится к социально близкому окружению, так как она ориентирована на тех людей, которым ребенок доверяет. Он знает, на что идет. Кроме того, он может в любой момент прекратить игру. Это пространство свободы резко сужается, когда ребенок участвует в коллективной игре. Коллективную групповую игру Мид называет «#а/пе». В такой игре ребенок познает значение организованной системы ролей. Теперь он должен ориентироваться не только на одну роль или одну ключевую фигуру, а учитывать весь набор ролей и координировать их между собой. В качестве примера такой игры рассмотрим футбол. Чтобы забить гол, игрок должен учитывать, что имеются еще и другие игроки, которые преследуют ту же цель, содействуют ему в этом, но в то же время являются его 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 193. 2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 215. 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 215-216. 32 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация конкурентами. Кроме того, игроки другой команды стремятся помешать достижению этой цели. Игрок должен постоянно помнить, что забить гол — лишь одна цель. Другая цель состоит в том, чтобы собственная команда не пропустила ни одного мяча в свои ворота. Потому действия игрока должны быть согласованы с действиями других игроков своей команды, например защитников. Короче говоря, игрок должен в любой момент времени мысленно учитывать мотивы и следствия действий всех других игроков. В этой связи позволим себе целиком привести некоторые размышления Мида о роли коллективной игры. «В коллективной спортивной игре... ребенок, который принял одну роль, должен уметь принимать роли всех других детей. Делая бросок мяча в бейсболе, он должен при этом учесть реакции всех, кого касается его пас. Чтобы игра шла успешно, он должен учитывать действия всех других участников. Он должен знать все эти роли. Пусть они все будут представлены в его сознании не одновременно, но все-таки в каждый момент времени он должен учитывать действия трех-четырех игроков... Эти реакции должны быть в определенной степени представлены в его игровой позиции. Следовательно, при состязательной игре участники учитывают реакции других, которые организованы так, что позиции одного игрока сказываются на соответствующих позициях других игроков. Такая организация игры содержится в ее правилах. Для детей всегда важны правила игры. Они стихийно создают собственные правила, чтобы избежать трудностей. Радость состязания отчасти заключается именно в том, чтобы усвоить эти правила... Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 33 Принципиальное различие между индивидуальной игрой и коллективным состязанием заключается в том, что в последнем случае ребенок должен усвоить позиции всех участников. Позиции игроков складываются в определенное единство, которое в свою очередь контролирует реакцию отдельных лиц. Мы привели пример игры в бейсбол. Здесь каждое действие отдельного игрока определяется с учетом возможных действий других игроков. Его действия и бездействия управляются тем, что он все время является членом команды, и позиции других игроков влияют на его игровую позицию. Тем самым мы встречаем организованную позицию всех участников, включенных в данный социальный процесс. Организованное сообщество или социальная группа, которая предоставляет личности целостную идентичность, может быть названа «обобщенным другим». Позиция «обобщенного другого» представляет собой позицию всего сообщества. Так, в определенной социальной группе, например в спортивной команде, этот " обобщенный другой" проявляется в организованном ходе игры всей группы, в которую входит опыт ее каждого члена».1 Различие между индивидуальной и коллективной игрой заключается, во-первых, в том, что в коллективной игре ребенок должен идентифицировать себя с целью всей группы. Во-вторых, в то время как в индивидуальной игре последовательно принимаются отдельные социальные роли, в коллективной игре имеет место освоение совокупности 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. 1973. S. 193f, 196f. Ак 1484 34 X. Абелъс Интеракция, идентичность, презентация ролей, которые исполняют другие. В-третьих, его собственные действия зависят от действий других участников, и они, в свою очередь, оказывают воздействие на поведение других. Поэтому ребенок должен научиться одновременно исполнять несколько ролей. Это происходит в процессе принятия роли другого. На следующем этапе он должен научиться согласовывать позиции многих других и свою позицию по отношению к ним в целом. Это возможно лишь путем абстрагирования от конкретных действий других и прояснения общего принципа действий всех участников. Общий принцип действия, служащий в общей социальной ситуации ориентиром для всех, и есть «обобщенный другой». Отличие значимого другого от обобщенного другого можно прояснить на следующем примере. Мать, которая каждый день воспитывает дочь, является для нее значимой другой. Дочь подражает ей, играя в «маму». Однако когда дочь играет в «новую маму», которая не занимается детьми (эмансипированную маму), она ориентируется уже на обобщенного другого. Обобщенный другой — это образ, который существует в обществе в отношении определенных социальных ролей или социальных связей. Мы уже коснулись этого выше, когда речь шла об усвоении общего принципа действий. Обобщенный другой и есть совокупность общих установок, которые ожидают от всех участников в конкретной ситуации. Поэтому понятие коллективной игры (game) можно расширить и определить ее как любую ситуацию, в которой применяется общие принципы социального взаимодействия. Это удобно проиллюстрировать на примере пояснения понятия обобщен- Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 35 ного другого у Мида, которое предложил американский социолог М. Натансон: «Мид описывает, как развивается ребенок, как он взрослеет и становится частью социального мира, действует в нем в соответствии с ролевыми ожиданиями. Конечная ступень этого развития, считается, по Миду, достигнутой, когда индивид овладел не только ролью, позицией и видением перспектив своих " соплеменников", но и может участвовать в жизни корпораций, организаций, социальных институтов, таких как государство, другие сообщества, закон. Далее, отмечает Мид, человек должен уметь следить не только за своими реакциями на конкретные события или данную ситуацию, но и учитывать при этом нужды, потребности и требования социальной группы, семьи, законов, организации, в которой он работает, наконец, государства и даже всего мирового сообщества».* Таким образом, обобщенный другой — это совокупность всех общих ожиданий, иначе говоря — это социальные нормы и ценности общества, которые значимы в определенных ситуациях и в отношении социальных ролей. Можно сказать, что общество есть всеобъемлющий обобщенный другой. Через идентификацию с обобщенным другим возникает усвоение общих социальных стандартов мышления и деятельности. Это никоим образом не означает, что индивид тем самым перестает быть субъектом действий. Наоборот, как уже отмечалось, только освоение социальных ролей является предпосылкой возникновения подлинного самосознания. 1 Natanson M. Das Problem der Anonymitat im Denken von Alfred Schutz // Alfred Schutz und die Idee des Alltags in den Sozialwissenschaften. Stuttgart, 1979. S. 80. 36 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация Это касается и ориентации на значимого другого в индивидуальной игре, и ориентации на обобщенного другого в коллективной игре. Мид понимает индивидуальную и коллективную игру как две фазы, в течение которых ребенок овладевает механизмом социального контроля и совершает существенные шаги в формировании самосознания.1 С точки зрения интернализации социальных установок «обобщенный другой» Мида напоминает коллективное сознание в социологии Дюркгейма, а социализация обусловлена социальным взаимодействием (интеракцией). В ее ходе большое значение приписывается социальному контролю со стороны обобщенного другого, что следует, по Миду, из его же трактовки мышления как «диалога личности с обобщенным другим», 2 в чем, собственно, и заключается сущность взаимоотношений личности и общества. 1.6. I и Me — импульсивное и рефлексивное Я Как отмечалось выше, принятие роли другого и интернализация обобщенного другого являются антропологическими предпосылками возникновения Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 3 7 идентичности. Вместе с тем люди весьма заметно отличаются друг от друга, хотя и пользуются общими ценностями и значимыми символами. Идентичность каждого человека несет в себе черты уникальности. Отчасти это связано с уникальным жизненным опытом каждого человека, что отмечает и Мид. Поэтому он и ставит принципиальный вопрос о механизмах и путях формирования уникального опыта человека. Ответ, считает Мид, следует искать в активности самого человека. Во-первых, активность человека является его внутренней сущностью, во-вторых, она развивается в процессе взаимодействия человека и общества. Социальная активность личности имеет, по Миду, две стороны, которые неразрывно связаны друг с другом и «противостоят друг другу лишь в качестве двух взаимодействующих частей».1 В своем творчестве Мид касается общественных основ идентичности, которые заключаются в формировании ее посредством других. Часть личности, которая представляет собой то, что видят в человека другие, он обозначил английским термином «Me». Однако в человеке всегда есть то, что отличает его от общих стандартов, трансформирует их особым образом в его индивидуальность. Эту сторону личности Мид обозначил термином «/». Существует довольно много неудачных попыток перевести эти термины с английского, 2 поэтому большин- 1 Mead G. Die Genesis des sozialen Selbst und die soziale Kontrolle // Philosophic der Sozialitat. Frankfurt am Main, 1969. S. 90. ' Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 301, Anm. 7. 1 Strauss A. Einleitung // Mead G. Sozialpsychologie. Neuwied, 1964. S. 30. 2 Примером неудовлетворительного перевода на немецкий язык является идея А. Стросса ввести термины «Ich an sich» и «Mich» (Strauss A. Einleitung // Mead G. Sozialpsychologie. Neuwied, 1964. S. 30.), а в немецком 38 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация ство социологов пользуется ими без перевода. Тем не менее нам хотелось бы предложить еще один вариант перевода этих понятий: под термином «7» можно понимать импульсивное Я, а под термином «Me» — рефлексивное Я. Таким образом, понятие «/» обозначает уникальное в личности, a «Me» — множество ожиданий, предъявляемых обществом к человеку. Биологической основой импульсивного Я является совокупность влечений, свойственных человеку как биологическому существу. Импульсивное Я досоциально и существует на бессознательном уровне, в нем находят свое стихийное выражение биологические и эмоциональные потребности. Импульсивное Я не поддается полной социализации и всегда устремлено в мечтах, фантазиях и стихийных действиях к тому, чтобы ликвидировать социальный самоконтроль индивида с его ориентацией на значимого другого. Импульсивное Я напоминает фрейдовское «Оно», но в отличие от Фрейда, который сравнивал «Оно» с кипящим котлом хаотичной энергии, Мид усматривает в биологическом импульсивном Я и конструктивную функцию. Благодаря тому, что импульсивное Я не может быть полностью социализировано, оно является постоянным источником «новизны и творчества в социальных ситуациях».1 издании книги Мида «Разум, самость и общество» дается совершенно бессмысленный перевод этих понятий, различение которых делается путем заключения термина «Я» в разные кавычки. Получается, что научные понятия следует различать по интонации! (Ср.: Mead G. Geist, Iderititat und Gesellschaft. S. 216, Anm.). 1 Strauss A. Einleitung // Mead G. Sozialpsychologie. Neuwied, 1964. S. 30. Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 39 С точки зрения идентичности рефлексивное Я отражает «управляемую» сторону личности, к которой, вероятно, относятся интернализированные элементы, усвоенные личностью от других людей. Здесь важно выделить термин «вероятно», ибо наука пока не располагает точными сведениями на этот счет. С точки зрения дальнейшего развития теории можно утверждать, что рефлексивное Я представляет собой социальную конструкцию. Рефлексивное Я содержит систематизированные ценностные установки, которые приобретаются в процессе социализации. Рефлексивное Я представляет собой общественный аспект идентичности. «Me» представляет собой совокупность знаний, которые человек приобрел о себе в процессе принятия роли другого. Они представляют собой «мое представление о том образе, который создан обо мне другими людьми, то есть довольно примитивную ступень интернали-зации внешних ожиданий».1 Мид сравнивает рефлексивное Я со «Сверх-Я» 3. Фрейда, которое является контролирующей инстанцией для биологических инстинктов. Рефлексивное Я представляет собой систему разнообразных установок других людей в отношении индивида, которые им усвоены в такой степени, что через рефлексивное Я осуществляется социальный контроль обобщенного другого за личностью. Эту функцию рефлексивного Я подчеркивает и А. Стросс, он пишет: «Обобщенный другой является представителем общества в лично- 1 Joas H. Rollen- und Interaktionstheorien in der Sozia-lisationsforschung // Neues Handbuch der Sozialisations-forschung / K. Hurrelmann u. D. Ulich (Hg.) Weinheim, 1991. S. 139.
40 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация сти. Даже наедине с самим собой человек в состоянии организовать свое поведение с учетом установок обобщенного другого. Обобщенный другой, по Миду, тесно связан как с самоконтролем, так и с социальным контролем».1 Отношение обеих инстанций можно представить себе следующим образом: стихийное Я реагирует на рефлективное Я, в котором представлено множество ожиданий общества к личности, оберегая индивидуальность личности; со своей стороны рефлексивное Я обеспечивает непрерывный социальный контроль над стихийным Я. В ходе социализации индивид постоянно приобретает новый социальный опыт и за счет взаимодействия с другими людьми осваивает новые стороны идентичности и даже сам создает их. Он постоянно воспринимает множество других точек зрения, в том числе и относительно его самого. Рефлексивное Я становится не только более многообразным, но и все более дифференцированным, в некоторых отношениях даже противоречивым. Одноклассники смотрят на ребенка иначе, чем его родители, друзья воспринимают человека иначе, чем его начальник, соседи обращаются друг с другом на свой манер, а дедушки с внуками — на свой. Иными словами, рефлексивное Я представляет собой не статичную и гомогенную систему, а находится в постоянном изменении. Благодаря различию между спонтанными, нерефлексируемыми проявлениями импульсивного Я и взглядами на человека представителей его социального окружения, то есть рефлексивным Я, развивается рефлексивное сознание. Многообразие перспектив рефлексивного Я постоянно вызы- Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 41 вает его активную работу. «Различные стороны рефлексивного Я должны по возможности последовательно синтезироваться в единый образ собственной личности. Когда такой синтез происходит успешно, возникает идентичность (self)».1 Понятие self вполне можно перевести термином идентичность. Идентичность возникает, если импульсивное и рефлексивное Я находятся в постоянном устойчивом взаимодействии. Идентичность есть постоянный диалог, в котором индивид общается с самим собой, т. е. с обеими «половинками» своей личности. Если обе стороны Я находятся в гармоничном равновесии друг с другом, мы говорим о состоявшейся личности.
|