Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Введение в символический интеракционизм Дж. МидаСтр 1 из 50Следующая ⇒
ББК С5 УДК 316 Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся социологией, ее фундаментальными вопросами, важнейшими теориями и направлениями развития, которые имеют важное мировоззренческое значение, выходящее за пределы научных дискуссий специалистов. Она представляет собой подробное введение в фундаментальные вопросы современной интерпретативной социологии. В книге изложены теоретические основы интерпретативной социологии, ее базовые понятия, исторические этапы развития в творчестве Дж. Мида, Г. Блумера, А. Шюца, П. Бергера и Т. Лук-мана, Г. Гарфинкеля и, что особенно ценно, в ней дается целостный анализ творчества представителя социально-драматургического подхода в социологии И. Гофмана, мало знакомого российским социологам. Созданная в результате чтения автором лекций на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета, книга отличается теоретической новизной и одновременно ярким и доступным слогом. При переводе на русский язык были учтены традиции научного перевода, сложившиеся в соответствующих направлениях современной российской социальной мысли и там, где это необходимо, по согласованию с автором, подобраны примеры из российского культурного контекста. Русский перевод выполнен и публикуется с любезного разрешения издательства Westdeutscher Verlag GmbH / Opladen, Wiesbaden. Фотопортреты вместе с разрешением на публикацию предоставлены рядом европейских издательств: Suhrkamp Verlag / Frankfurt am Mem (портрет Дж. Мида); Fischer Verlag / (портреты П. Бергера и Т. Лукмана); Kluwer academic publishers / Dortrecht (Нидерланды) (портрет А. Шюца); Paul Haupt Verlag / Bern, Stuttgart, Wien (портрет И. Гофмана). ISBN 5-89329-164-6 © Westdeutscher Verlag GmbH Heinz Abels Inter Предисловие Эта книга является учебным пособием для студентов-социологов и студентов других гуманитарных специальностей. Она написана на основе лекций, которые автор прочел на факультете социологии Санкт-Петербургского университета в весеннем семестре 1997 года в рамках программы «Обновление преподавания социальных наук в Санкт-Петербургском государственном университете». Немецким партнером петербургского факультета социологии по этой программе является факультет социологии Билефельдского университета, который вместе с факультетом социологии СПбГУ пригласил меня принять участие в интересном сотрудничестве по вышеназванной программе. Мне предстояло прочесть цикл лекций по феноменологической социологии, включившись в лекционный курс по социологической теории, который читает на факультете социологии СПбГУ доцент Н. А. Головин в течение двух семестров. У нас уже был опыт совместного чтения лекций по социологической теории, восходящий к 1995 году, когда я впервые прочел на факультете социологии Петербургского университета краткий цикл лекций, посвященный критической теории общества. Исходя из актуальной ситуации в теоретической социологии, сложившейся в международном социологическом сообществе, в россий-
X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
бой своего рода обзор всей феноменологической социологии, иллюстрирующий ее методологическое значение. Здесь же рассмотрено самое известное сочинение Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни», в котором даются основы социально-драматургического подхода к анализу социального взаимодействия. Судя по реакции студентов в ходе двенадцатичасового лекционного курса и по его окончании, поставленные цели оказались достигнутыми. Вполне естественно, что отсюда возникло желание сделать прочитанный курс лекций доступным для широкой аудитории в Германии и России. Автор надеется, что книга будет способствовать развитию интереса к интерпретативному направлению в теоретической социологии, окажется полезной тем, кто в недалеком будущем станет сам работать над сложными вопросами социального познания. Мои коллеги, прочитав рукопись этой книги, высказали опасение, что после ее выхода в свет некоторые студенты будут «экономить» на чтении первоисточников. Мы должны возразить по этому поводу: во-первых, книга действительно является введением, иногда лишь в избранные места весьма обширных теорий. Во-вторых, в ней идет речь всегда об авторском прочтении и понимании этих теорий, то есть о некоем субъективном их восприятии. Конечно, оно является хорошо продуманным, и тем не менее материал можно было бы изложить несколько иначе, не доходя, конечно, до противоположной интерпретации, но все-таки отчасти по-другому. Именно поэтому социология и сохраняет свою «вечную молодость»: ведь мы вновь и вновь выдвигаем важнейшие вопросы социального познания и ответы на них. Правда, понимание этого ди-социологии не так просто дается некото-слишком самоуверенным ее представителям, оторым кажется, что они давно обрели ясную тео-ию. Однако те, кто находится в начале пути в социологию, могут уделить равное внимание всем Управлениям социологического знания. Каждый оциолог в конце своего профессионального пути может выверить свою научную позицию, написав введение в социологию. Только тогда можно полностью понять и по справедливости оценить всю глубину мысли великого немецкого социолога Макса Вебера, писавшего о «вечной молодости» социологии. Мое краткое введение в интерпретативную социологию преследует и эту цель. Хайнц Абельс, 16 июня 1998 года. Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 1.1. Духовные предпосылки: прагматизм и бихевиоризм Джордж Герберт Мид родился в 1863 году в пуританской семье в США. В 1879 году он поступил в богословский протестантский колледж, который был известен поддержкой социальных реформ и активной социальной работой среди населения.1 Затем На фотографии: Джордж Герберт Мид / George Herbert Mead. Фотография предоставлена: Suhrkamp Verlag, Bild-archiv, LindenstraBe 29-35, 60325 Frankfurt/Main. 1 Биографические сведения см.: Wenzel H. George Herbert Mead zur Emfuhrung. Hamburg, 1990. S. 17ff. дение в символический интеракционизм Дж Мида 11 е неудачной попытки стать сельским учителем "? С стал работать в железнодорожной компании нженером-измерителем. В 1887 году он поступил Иа философский факультет Гарвардского универси-Я та и одновременно был домашним учителем в се-™ философа Уильяма Джеймса. В конце 80-х годов Мид побывал в Германии. В Лейпциге он познакомился с работами известного психолога Вильгельма Вундта, планировал защитить диссертацию в Берлинском университете под руководством Вильгельма Дильтея. Интерес к вопросам философии и психологии сохранился у Мида и в дальнейшем: до конца своих дней он возглавлял кафедру философии и психологии в Чикагском университете, в котором стал работать и преподавать с 1894 года вместе со своим другом и наставником Джоном Дьюи. Мид умер в 1931 году. На рубеже XIX и XX столетий Америка переживала период экономического и технического подъема. Вместе с наплывом эмигрантов из Европы он вызвал ломку сложившейся культуры и породил серьезные социальные проблемы. В духовной атмосфере того времени отмечается безраздельное господство дарвинизма и вера в теорию эволюции. Под влиянием этих идей в социологии широко распространилось воззрение, что и в социальной жизни успех сопутствует наиболее деловитым и сведущим людям (Г. Спенсер, У. Самнер), а в психологии утвердилась мысль, что человеческий «дух» и сознание возникают из взаимодействия организма и окружающей среды. В этой идейной атмосфере возникло новое интеллектуальное течение — прагматизм, родиной которого справедливо считается Америка. Согласно социально-философскому учению праг- 12 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация матизма, разработанному Ч. Пирсом, У. Джеймсом и Дж. Дьюи, сущность человека заключается в его деятельности (греч. pragmein). При этом считается что мышление и действие человека зависят от пред! полагаемой пользы, которую приносит деятельность Центром этого идейного течения был Чикаго — Го. род, в котором горькие плоды необузданной индуст-риализации переплелись с необходимостью социальных реформ, в которых участвовал также и Мид. Чикаго был в то время центром американской социологии, а Мид, 1 будучи преподавателем университета, оказывал определенное влияние на социологию, прежде всего через чтение курса социальной психологии, который с 1900 года был обязательным предметом для студентов-социологов, но за пределами Чикагского университета он вряд ли был широко известен. То, что социология Мида приобрела широкую известность, — заслуга знаменитого ученика Мида, Герберта Блумера, продолжившего преподавание этой дисциплины после внезапной смерти Мида. Даже в тот период, когда социологическая теория Талкотта Парсонса стала господствующей парадигмой в социологии, Блумер неустанно подчеркивал значение социологии Мида. В конечном итоге в 60-е годы теория Мида оказалась на авансцене социологической дискуссии в качестве одной из модных теорий под названием «символический интеракционизм». Сам Мид называл свою теорию социальным бихевиоризмом, 2 подчеркивая этим сходство и разли- 1 О политической деятельности Мида см.: Joas H. Prak-tische Intersubjektivitat. Frankfurt am Main, 1980. S. 27-33. 2 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1973. S. 44.
дение в символический интеракционизм Дж. Мида с доминировавшей в то время психологической чИе„ией бихевиоризма, крупнейшим представителем Т орого является Дж. Уотсон. Мид, как и Уотсон, К° торым он дружил, рассматривал человека преж-СК всего как биологическое существо, которое реа-Д*1рует на свою окружающую среду. Поэтому он п ^давал большое значение наблюдению поведения. Отличие позиции Мида от бихевиоризма Уотсона состоит в том, что для Уотсона поведение было последовательной реакцией организма на внешние раздражители и тем самым оно оказывалось управляемым посредством изменения внешних условий. Что при этом происходит в «черном ящике», который называют душой или разумом, его не интересует. Спекуляции на эту тему он считал ненаучными. Мид, напротив, придавал большое значение духовной активности как детерминанте поведения, можно даже сказать — защищал сферу свободы человека. Если в последовательном бихевиоризме пассивный индивид находится под управлением окружающей среды, то в центре внимания Мида — активный разумный деятельный субъект. Мид объяснял деятельное отношение человека к окружающему миру специфически человеческой способностью, которую он называл «духом». «Дух» проявляется в способности создавать и использовать значимые символы. «Дух» возникает в социальных отношениях, постоянно находит в них свое подтверждение и управляет поведением. Введением в научный обиход понятия социального бихевиоризма Мид хотел отграничить свою теорию от психоанализа — второй большой психологической теории того времени. Несмотря на то, что он лишь в одном месте высказался критически 14 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация в адрес «более или менее фантастической психодо гии школы Фрейда», 1 его неприятие спекулятив ных рассуждений любого рода, вероятно, связано именно с тем, что он пытался обосновать необхода мость свободы индивида. Мид не считал, что человек детерминирован бессознательными психическими процессами, пережитыми в раннем детстве ц допускающими лишь вариации на ранее сложившейся основе. Даже там, где у него речь идет о сознании или внутреннем опыте, он связывает его с объективно наблюдаемым поведением в конкретных социальных процессах, а не с субъективным внутренним миром.2 Тем не менее Мида часто относят к представителям социальной психологии. При жизни Мида вышло лишь несколько его статей (в основном на философские темы), но не вышло ни одной книги. Подавляющая часть того, что известно о его теории, составлена на основе записей его слушателей и обработки его архивов. Изданная в 1934 году Ч. Моррисом книга Мида «Разум, самость и общество. Точка зрения социального бихевиориста» («Mind, Self and Society. From the standpoint of a social behaviorist»; немецкое издание: «Geist, Identitat und Gesellschaft», 1968) оставалась долгое время единственным обзором творчества Мида. В 1956 году было издано новое собрание фрагментов сочинений Мида, 3 сделанное А. Строссом, под названием «Социальная психология Джорджа Герберта Мида» («The Social Psychology of 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 255. 2 Ср.: Ibid. S. 43. 3 Ср.: Strauss A. Einleitung // Mead G. Sozialpsychologie. Neuwied, 1964. S. 11. символический интеракционизм Дж. Мида 1 5 ue в ' Herbert Mead»), которое в 1964 году вышло GS° сработанном виде под заголовком «О социаль-В П-еРпсихологии» («On Social Psychology»; немец-Н°И издание: «Sozialpsychologie», 1969). Наконец, в К0в пкое издание под названием «Философия со-НеМльности» («Philosophic der Sozialitat», 1969) во-1 избранные сочинения Мида, которые наряду с разработкой социальной психологии свидетель-ют о постоянстве его философских интересов. Главным трудом Мида является, конечно, книга «Разум, самость и общество». Она состоит из записей лекций Мида, по ходу которых он сам многократно перестраивал свою теорию, и поэтому в ней не так просто разобраться. Некоторые места в книге многократно повторяются или вновь интерпретируются в иных выражениях, при этом часто многое опускается. Книга написана сложным языком, подобно его философским статьям, которые были порой непонятны даже для его учеников, 1 что затрудняет систематический анализ творчества Мида. Отметим, что книга в целом посвящена теории личности и основам теории социальной коммуникации, которые были развиты Г. Блумером в дальнейшем под названием «символический интеракционизм». Рассмотрим некоторые теоретические положения Мида о взаимосвязи интеракции, идентичности и презентации, высказанные в книге.2 1 Kellner H. Vorwort und Einleitung // Mead G. Philo-sophie der Sozialitat. Frankfurt am Main, 1969. S. 7. Введение в теорию символической коммуникации см.: Abels Я., Link U. Interaktion und Identitat im Medium symbolischer Kommunikation: George Herbert Mead. Hagen, -*- У У J_. 14 X. Абельс, Интеракция, идентичность, презентация Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 15 в адрес «более или менее фантастической психологии школы Фрейда», 1 его неприятие спекулятивных рассуждений любого рода, вероятно, связано именно с тем, что он пытался обосновать необходимость свободы индивида. Мид не считал, что человек детерминирован бессознательными психическими процессами, пережитыми в раннем детстве и допускающими лишь вариации на ранее сложившейся основе. Даже там, где у него речь идет о сознании или внутреннем опыте, он связывает его с объективно наблюдаемым поведением в конкретных социальных процессах, а не с субъективным внутренним миром.2 Тем не менее Мида часто относят к представителям социальной психологии. При жизни Мида вышло лишь несколько его статей (в основном на философские темы), но не вышло ни одной книги. Подавляющая часть того, что известно о его теории, составлена на основе записей его слушателей и обработки его архивов. Изданная в 1934 году Ч. Моррисом книга Мида «Разум, самость и общество. Точка зрения социального бихевиориста» («Mind, Self and Society. From the standpoint of a social behaviorist»; немецкое издание: «Geist, Identitat und Gesellschaft», 1968) оставалась долгое время единственным обзором творчества Мида. В 1956 году было издано новое собрание фрагментов сочинений Мида, 3 сделанное А. Стрессом, под названием «Социальная психология Джорджа Герберта Мида» («The Social Psychology of 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 255. 2 Ср.: Ibid. S. 43. 3 Ср.: Strauss A. Einleitung // Mead G. Sozialpsychologie. Neuwied, 1964. S. 11. George Herbert Mead»), которое в 1964 году вышло в переработанном виде под заголовком «О социальной психологии» («On Social Psychology»; немецкое издание: «Sozialpsychologie», 1969). Наконец, в немецкое издание под названием «Философия социальности» («Philosophie der Sozialitat», 1969) вошли избранные сочинения Мида, которые наряду с его разработкой социальной психологии свидетельствуют о постоянстве его философских интересов. Главным трудом Мида является, конечно, книга «Разум, самость и общество». Она состоит из записей лекций Мида, по ходу которых он сам многократно перестраивал свою теорию, и поэтому в ней не так просто разобраться. Некоторые места в книге многократно повторяются или вновь интерпретируются в иных выражениях, при этом часто многое опускается. Книга написана сложным языком, подобно его философским статьям, которые были порой непонятны даже для его учеников, 1 что затрудняет систематический анализ творчества Мида. Отметим, что книга в целом посвящена теории личности и основам теории социальной коммуникации, которые были развиты Г. Блумером в дальнейшем под названием «символический интеракционизм». Рассмотрим некоторые теоретические положения Мида о взаимосвязи интеракции, идентичности и презентации, высказанные в книге.2 1 Kellner H. Vorwort und Einleitung // Mead G. Philosophie der Sozialitat. Frankfurt am Main, 1969. S. 7. 2 Введение в теорию символической коммуникации см.: Abels H., Link U. Interaktion und Identitat im Medium symbolischer Kommunikation: George Herbert Mead. Hagen, 1991. 16 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация
|