Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Знаки, жесты и значимые символы
Если кратко выразить один из важнейших результатов творчества Мида, то можно сформулировать следующее теоретическое положение: личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия (интеракции) его участниками. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, необходимо коснуться некоторых основных положений учения Мида более подробно. Ключевая мысль Мида состоит в том, что человек осваивает свой мир через символические значения. В отличие от животных, которые большей частью инстинктивно реагируют на свою среду обитания, конкретную для каждого вида, человек сам создает свой мир и овладевает им, помимо всего прочего, через свою деятельность. Эту мысль Мид развивает в рамках антропологической теории коммуникации, с помощью которой он пытался охарактеризовать основные черты человеческой социальности. Мид вводит различие между знаками, жестами и значимыми символами. Простейшими естественными знаками являются смысловые стимулы, которые вызывают инстинктивные реакции. Например, мы невольно вздрагиваем при раскатах грома. Реакции животных и людей на такие знаки являются примерно одинаковыми, они не зависят от социальных отношений. Однако если мы рассмотрим коммуникацию между людьми или даже между животными, то заметим, что в поведении прояв- Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 17 ляется регулятивная роль знаков. Такие знаки Мид называет жестами. Этот термин, заимствованный у Вундта, обозначает отношение, позицию, социальную установку, которая в социальном отношении действует на другого индивида как специфический раздражитель.1 Мид поясняет это на примере двух дерущихся собак: «Действия каждой собаки являются раздражителем, определяющим реакцию другой».2 Мидовское понятие жеста свидетельствует о том, что он разрабатывал социологические вопросы исходя из психологической теории. Поэтому к жестам можно отнести как поведение, так и социальное действие. Жесты выражают определенный смысл. Смысл означает связь жеста с поступком, который состоялся и который представлен через смысл, а также поступок, который вызывается жестом.3 Следовательно, жесты указывают на нечто произошедшее до и после конкретной ситуации. Жесты допускают не любые, а вполне определенные ответные реакции. Так, обе собаки в нашем примере демонстрируют своим рычанием готовность к нападению. У каждой из них этот жест вызывает определенные реакции: у одной шерсть встала дыбом, другая поджала хвост. Инстинктивные реакции каждой особи на поведение другой проявляются в жестах, которые в свою очередь вызывают новые реакции и соответствующие жесты. Реакции животных всегда являются автоматическими в том смысле, что животные не выбирают свои реакции и 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 53, 52, Anm. 9. 2 Ibid. S. 81. 3 Ср.: Ibid. S. 120-121, Anm. 15. 18 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация не задерживают их, а реагируют в соответствии со своей природой. Иными словами, функция жестов состоит в том, чтобы «вызывать у других такую реакцию, которая в свою очередь является стимулом для дальнейшего приспособления к ситуации вплоть до того, что в итоге совершится определенное социальное взаимодействие».1 Вызывая соответствующие реакции, жесты обеспечивают социальную коммуникацию. В коммуникации между людьми жесты выполняют в принципе те же самые функции. Однако, по Миду, между человеком и животным имеется существенное различие в реакциях на жесты. Только человек способен сдерживать свои реакции. Задержка реакций происходит в процессе мышления. Мышление означает, что человек абстрагируется от жеста и обращает свое внимание на содержащийся в нем смысл. Если некто грозит нам кулаком, то тем самым он выражает определенную мысль.2 Если кулаком грозят на дискотеке, значит, дело идет к драке. Если преподаватель машет кулаком во время лекции, мы интерпретируем его жест скорее всего как бессознательный, с помощью которого он пытается привлечь наше внимание к чему-либо важному. Мы склонны к таким интерпретациям, так как располагаем социальным опытом, которым пользуемся при интерпретации новых ситуаций. Действительно, мы никогда не слышали, чтобы преподаватель пускал в ход кулаки, но знаем, что на дискотеках драки бывают. Из этого примера хорошо видно, что человек в состоянии интерпретиро- Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 19 вать жесты. Он обобщает конкретную ситуацию, выясняя мысль, которая передается жестом. Обобщение ситуации до определенного, содержащегося в ней смысла Мид называет символизацией: «Используя символы, мы указываем на смысл вещей. Символы впитывают смысл вещей и объектов, которые им обладают. Символы несут в себе элементы опыта, указывающие на его другие элементы, которые неявно содержатся в конкретной ситуации в данный момент».1 Следовательно, символы выходят за пределы конкретной ситуации и содержат общий смысл. Интерпретация символов требует затрат времени. Человек в отличие от животных способен задерживать свои реакции, благодаря чему он получает возможность продумать несколько интерпретаций ситуации и выбрать соответствующую реакцию. Тем самым в коммуникацию между людьми заложен некоторый риск: если жесты животных обычно обеспечивают адекватные реакции, то у людей часто случаются ошибочные интерпретации символов. Возникает вопрос, как возможна коммуникация, если каждый может понимать социальную ситуацию по-разному. Мид полагает, что за счет создания людьми общих значимых символов. «Значимыми символами называются знаки и символические жесты, вызывающие у другого индивида то же самое представление о присущих им значениях, что и у первого, и поэтому вызывающие одинаковую реакцию».2 «Если такой жест содержит определенную идею и вызывает у других ту же самую идею, 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 83. 2 Ср.: Ibid. S. 84. 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 162f. Anm. 29. 2 Ibid. S. 188f. 20 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 21
то мы имеем значимый символ. У дерущихся собак жесты вызывают просто адекватную реакцию, а в последнем примере (в примере с кулаком. — Пе-рев.) мы говорим уже о значимом символе, значение которого соответствует опыту одного человека и возникает в сознании другого человека. Когда жест достигает такого уровня передачи смысла, он становится тем, что можно назвать языком, то есть значимым символом, символом, имеющим определенное значение».1 Согласно Миду, язык возник из голосовых жестов. Он выражает определенное смысловое содержание посредством звука или слова. Во многом благодаря использованию звуковых жестов «биологический организм превращается в мыслящего индивида».2 Звуковые жесты становятся значимыми символами, если вызывают у людей их одинаковое понимание. Язык возникает вследствие всеобщего использования значимых символов и становится существенным признаком, отличающим человека от животного. Благодаря значимым символам возникает и мышление. Оно представляет собой «просто разговор человека с самим собой с помощью языковых жестов, направленных внутрь себя... Жесты сами по себе являются значимыми символами, потому что они имеют одинаковый смысл для всех членов общества или социальной группы».3 Язык представляет собой систему таких символов и является раз- 1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 85. 2 Morns Ch. Emleitung // Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. Frankfurt am Mam, 1974. S. 25. 3 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 86f. витой формой коммуникации. В языке накапливается коллективный опыт общества. Он является носителем интерсубъективного знания и снабжает нас схемами истолкования ситуаций, которые мы переживаем. Язык позволяет нам выходить за пре-~" \ делы «Здесь-и-сейчас», он «может «создать эффект присутствия» множества объектов, которые в пространственном, временном и социальном отношении отсутствуют " Здесь-и-сейчас". Ipso facto множество накопленных значений и переживаний объективируются " Здесь-и-сейчас". Проще говоря, с помощью языка весь мир может актуализироваться в любой момент», 19 поскольку язык есть система сим-/ волов par excellence. Мышление означает постоянное управление впечатлениями, опытом и ожиданиями посредством языковых символов. Нам даже не нужен конкретный опыт, так как мы можем представить его в своем сознании. Язык как символический посредник коммуникации является решающим приобретением в ходе эволюции, отличающим человека от животного.
|