Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завет с Ноем. 5 часть.






Братья и сестры, мы с вами читали в прошлый раз о том, как Бог благословил Ноя после Потопа и жертвы, которую Ной принёс. Бог благословил Ноя и сынов его, а уже после того, наконец-то Ною даётся завет.

8 ст 9 гл: «И сказал Бог Ною и сынам его с ним говоря: Я вот поставляю Завет Мой с вами и семенем вашим после вас. И со всякой душой живущей с вами от птиц и от скотов и со всеми зверями Земли, которые с вами суть от всех вышедших из Ковчега. И поставлю Завет мой с вам и». Обратите внимание: я вот поставляю Завет мой (9ст) и 11 ст «и поставлю Завет Мой с вами и не умрёт уже всякая плоть от воды Потопа. И не будет уже Потоп водный чтобы истлить всю Землю». Наконец-то произошло то, что Бог обещал Ною, когда повелевал ему строить Ковчег. Наконец-то даётся Ною завет. Когда даётся Ною завет? Ну. Мы не будем пересказывать всех испытаний Ноевых, скажем о последних условиях, по исполнении которых Господь говорит «я поставляю и поставлю Завет».

Ной совершил литургическое действие. Ной получил знание о всемирной истории, ему об этом Бог сказал. И после этого человек-Ной вступил в Завет. До своего воплощения Господь говорил о тайне всемирной истории с тремя праведниками: Ной, Иов, Даниил. С ними Господь говорил о тайне Всемирной истории. Это то общее, что позволяет пророку Иизекиилю объединить в одно Ноя, Иова и Даниила. Это из Книги пр. Даниила 14 гл. «И было слово Господне ко мне глаголющее: Сын человеческий, если Земля согрешит мне. И если будут сии три мужа в ней: Ной и Даиил и Иов. Они в праведности своей спасутся.» Эти три праведника из разных мировых эпох. Отец всех народов Ной, Иов – идумеянен, он по сюжету Книги Иова жил в эпоху патриархов До Моисея, и Даниил – еврей, житель вавилонского плена. Три праведника из разных мировых эпох эти эпохи между собою объединяют. Ною, Иову, Даниилу прекровенно сообщалось знание о всемирной истории. Сообщение это происходило на трудном символическом языке, потому что тайна спасения должна была остаться недоступной для врага рода человеческого – падшего ангела, который сохранил свой ангельский ум. Ной, Иов и Даниил по своей исключительной личной одарённости, праведности, могли как-то понять то, что осталось сокрыто для ангельского ума. А для нас это открыто и открывается постоянно, потому что сущность богослужения в Новом Завете – это жертвоприношение, в котором проживается тайна мировой истории. Вот что такое богослужение. На каждом богослужении мы проживаем тайну Всемирной Истории.

После грехопадения человек был удалён из Рая чтобы жить на Земле, жить в историческом времени, где есть смерть, жить в истории. И другого пути, чтобы в Рай возвратиться, не было. Кроме как жить в истории согласно с её общим смыслом, потому что тайна истории есть тайна спасения. До времени боговоплощениия эту тайну охраняли вооруженные херувимы, которые в Раю с мечами обращающимися, они эту тайну охраняли, тайну истории спасения Богом человека и победа над дьяволом не силой, но жертвенным смирением. Боговоплощение было не познаваемо для гордого духа, поэтому он сам через Голгофу содействовал тому, чтобы ввести Христа в ад. Царство смерти не может удержать жизнодавца, ад взорвался, Христос Воскрес и вывел из ада души праведных. Дело спасения совершилось как центральный момент истории. Вспомним, что начало истории – человек был удалён из Рая. Центральный момент истории – со Христом души праведных вернулись в райское состояние. Конец истории наступит, когда полный состав человечества телесно, со всеми праведными обретёт Рай после всеобщего Воскресения.

Итак, Ной получил откровение о Всемирной Истории, о зверях, о которых будет говорить Иоанн Богослов. И после этого Ной был принят в Завет.

Мы спрашивали: когда даётся Ною завет? И отвечаем на этот вопрос, когда. Ной был принят в Завет после того, как Господь ему поведал о тайне Всемирной Истории. Каково же содержание Завета: «не умрёт уже всякая плоть от воды Потопа». То есть, что это. Не будет больше Потопа и всё? Это что, весь Завет. То есть, произошло непредставимое, перерыв во времени мировой истории. Человек над этим провалом прошёл, когда времени собственно не было, не было же ни дня ни ночи. Человек был спасён, переплыл через этот провал во времени, и ему потом сказали, что больше такого не будет. И это всё? Понятно, что нет.

Господь сказал: «Поставляю и поставлю Завет Мой». Завет с Ноем поставляемый есть образ будущего Нового Завета. Содержание Завета с Ноем, если иметь в виду собственно договорную часть – очень бедная. Ты спасён и больше Потопа не будет. Завет с Ноем сам по себе из своего содержания не постигается, это символ другого Завета, который называется «Новый Завет». Ещё раз, братья и сестры, это очень важная мысль. То есть по своему содержанию Потопа больше не будет да? Вот. Этот Завет с Ноем постигается только как символ Нового Завета. А что такое символ? Об этом мы с вами говорили. Это как бы мост. Одна часть, которого стоит на этой стороне, мы её видим, а другая часть – на другой стороне, мы её не видим. Такова например икона. Мы видим изображение, но на что она указывает? На то, что мы не видим, но то чему мы поклоняемся. И вот мы понимаем символ по стольку, по скольку можем заглянуть на другую сторону. Основное содержание символа в том, на что он указывает. Основное содержание Завета с Ноем в том, на что он указывает.

О том Господь и говорит Ною: «Поставляю Завет с тобой» - один, «И поставлю Завет» другой – новый. Дальше будет сказано: и даю знамение Завета и нынешнего и грядущего. На небе будет знак, который соединит как бы мостом или дугой Завет с Ноем и Новый Завет. Знамение Завета будет как символ всех символов – видимый на Небе мост – дуга идеально правильной формы.

12 ст 9 гл: «И сказал Господь Бог Ною: это знамение Завета, которое Я даю между Мною и вами, и между всякой душою живою, которая есть с вами в роды вечные. Радугу Мою полагаю в облаке, и будет во знамение Завета между Мною и Землёю». Радуга по-еврейски «лук». Лук в облаке – радуга. Радуга это как бы лук в небе, который сам нацелен в Небо.

Если Завет это договорные отношения, кто с кем вступает в Завет? С одной стороны Господь, Который говорит: «Я вот..». А с другой стороны это Ной, его семья.. Ною ведь было сказано: «всякая душа живая, которая с ними». То есть в Завет принимаются и животные? Как это может быть? Это необыкновенно. Как животное может быть субъектом договорных отношений? Не может. Следовательно Завет, о котором идёт речь нечто большее, чем договорённость о союзе.

Вообще Завет с Ноем это завет всех заветов. Это и Ветхий Завет и Новый Завет, поэтому сейчас трудно это. Но проследим всё же, что произошло. Бог открыл Ною, что Он всегда был, есть и будет, Бог изначально в Завете с человеком и Землёю. Вот что открыл Господь Ною. Бог изначально в Завете со своим творением. Радуга есть символ вечного Завета. Эти слова будут произнесены. Радуга есть символ вечного завета, завета между Богом, и Землёю, и человечеством и жизнью всякой души во всякой плоти. Когда жизнь на Земле обновилась в водах Потопа, радуга даётся Богом Ною. И как символ вечного завета с Землёю и как знамение завета с Ноем.

Когда Бог обонял жертвоприношение Ноя, мы узнали, что Богу естественно воспринять человеческую природу, Он может вдохнуть её в Себя в полноте. Бог Сын станет Человеком вполне. Человеком вполне это значит до смерти (жертвенной смерти). Бог Сын станет жертвенным Агнцем. Агнец это жертвенное животное Ветхого Завета и символ центральной жертвы Нового Завета. Так вот Бог Сын был Ангцецм изначально, до всякого Завета с человеком и даже до сотворения человека. Он – Агнец, говорит Иоанн Богослов в Откровении, закланный от сложения мира. Опять мы видим, что Книга Бытия и Книга Откровение соприкасаются. То есть Бог говорит Ною то же самое, что ап. Иоанн скажет в последней Книге Библии.

Или иначе ап. Павел: «Иисус Христос вчера и днесь тот же и во веки». Бог и до человека всегда в завете с человеком, со своим творением.

Почему радуга - символ Завета Бога со всякой жизнью? Отвечаю. Ничто кроме радуги не может быть таким символом. Сейчас буду объяснять почему. Если Завет Бога с жизнью вечный, довременный, то символ этого Завета может быть только из первого дня творения, потому что это был довременный акт творения, который называется «день один». Помните, не день первый, а день один. То есть символ завета вечного может быть взять только из первого дня, точнее из того акта творения, который называется «день один». Первое, что Бог присоединяет к Себе - есть свет. Предвечный Бог присоединяет к Себе довременный свет. «И сказал Бог: да будет свет и бысть свет». Бог свет не творил и не создавал. Естество света - быть по слову Бога Слова, как Бога света – свет. Знамение Завета, в который принимает Бог всю сотворённую жизнь, могло быть только природой света. Радуга. В радуге Бог показывает свет. Смотрите как, в радуге Бог показывает свет. Радуга это свет в живой среде. Свет, показывающий себя в ином – это развёрнутый, сформированный и многоцветный свет. В радуге свет имеет внешнюю форму и внутреннее семеричное устроение. Радуга позволяет по-новому взглянуть на сложное отношение реальности первого дня творения, радуга даёт их увидеть: небо, земля, вода, свет, вечер, утро. Радуга это свет в воде, а вода вспомним это первичная материя со стороны своей живоносной силы. Радуга это свет на в сплошной плотной воде, потому что она таит в себе угрозу ливня, моря, потопа, а радуга это свет в воде благорастворённый.

Вода, растворённая в воздухе есть облако. Облако в св. Писании – одно из важнейших слов его символического языка. Если мы читаем псалмы Давида, и нам встречается облако, мы хотя бы должны понимать с чем этот символ связан.

14ст 9гл: «И будет, когда я облаком наведу облако на Землю..». На русский не переводимо. «Облаком взоблачу» или «тучей встучу», то есть это оборот внутреннего содержания. Что-то такое очень облачное для облака делает Бог, когда приближает облако к Земле. Ну примерно такой перевод может быть. «И будет, когда я облаком наведу облако на Землю», приближает облако к Земле Господь, что это такое? Ведь наш Бог он не тучегонитель, Его силу мы не познаём ни по какому движению стихий, потому что Бог стихии Сам сотворил, и как бы он их не двигал, это ничего не прибавит к Его славе. Что это значит, когда Бог говорит «взоблачу облако к Земле». Облако – символ божественного посещения, тогда, когда оно приближается к Земле. Или когда Бог приклоняет небеса к Земле и нисходит в облаке, тогда что происходит? Зачинается душа и творится плод в утробе. Плод зародыша формируется посредством сгущения первичных вод в утробе матери. Как из облака падает дождь, снег, иней, или невидимо сгущаются на земле капли росы – так начинается бытие человека в мире. Сгущаются невидимые первичные воды. И тому есть множество примеров в св. Писании, я только некоторые приведу.

В Книге Иова: плоть зародыша слепляется Богом в утробе из первичной материи разлитой жидкой Земли. Также в кн. Иова сгущение зародыша из первичных под сравнивается с твораживанием молока. Было жидкое молоко и раз – творожок. Или выпадением дождя из облака, или выпадением росы на землю. Ну это знаменитые символы литургической поэзии: Инея с неба или смерзания воды в лёд. И пришествие Мессии уподобляется снисхождению дождя с Неба в пророчествах из кн. Иова, прор. Давида «и снидет как дождь на руно или как капля, каплющая на Землю». Облако есть устойчивый символ божественного посещения.

Выражение Писания «облаком наведу облако на Землю» означает творение жизни на Земле души человеческой, и плоти зародыша в утробе матери. Если вы меня поняли, мы сейчас прочувствуем иначе этот вот 14й ст 9гл: «и будет, когда я облаком наведу облако на Землю, явится радуга Моя в облаке». Радуга есть уплотнение света в среде жизни. Радуга есть свет конечного очертания. И Господь говорит «радуга Моя в облаке». Трижды Он это говорит «Радуга Моя». Радуга есть образ Бога во плоти. Вот, что я хотел сказать в итоге. Вот, что даёт Господь Ною увидеть. Радуга есть образ Бога во плоти. Радуга есть символ боговоплощения ещё и потому, что радуга знаета какая? Она красивая. То есть человек невольно оставляет свои дела и является радуга. Человек невольно поднимает голову к Небу. Даже злой человек и очень знятый земными делами невольно поднимает голову от Земли к Небу. То есть радуга привлекает к себе наш взгляд. Так Бог тихо влечёт нас к Себе через Своё воплощение. Если радуга – уплотнение света, возвещающее Христа, то Бог даёт Ною величайшее обетование: «Я наведу облака на Землю», то есть «я буду посещать Землю при каждом зачатии человека» Господь присутствует. Я будут посещать Землю. Явится радуга Моя в облаке. Я Сам приду на Землю во плоти.

Облако это кроме того – символ, через который описывается присутствие Божие в каждой из 3х мировых эпох до Боговоплощения, в самом Боговоплощении и во втором пришествии. Вот что есть общего у этих 3х мировых эпох. Помимо иного, общего есть - облако. До Своего Воплощения Бог даёт нам видеть «плоть света» как «радугу в облаке». Бог Сын приянл плоть человеческую, приклонил Небеса и сошёл, как бы сгустившить из облака, выпав как дождь на руно. А во Втором Пришествии, ну вы помните, явится знамение Сына Человеческого на Небе, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках Небесных силою и славою многою.

Радуга Божья это плоть света, терпимого для глаз. Когда Сын Человеческий слепил Своё Тело из первичных вод, сгустившись из облака подобно дождю, Его Божественный свет стал стерпим для глаз в прикрытии плоти. В Книге Иова говорится: «облако слепляет Избранного, облак рассеивает Свет Его». То есть в облаке слепляется плоть богочеловека и облако же рассеивает его свет, чтобы не поразить нас, наше зрение. На Солнце больно смотреть, а ра надугу? Садуга – свет тихий. Радуга есть плоть Света, конечного очертание в облаке жизни между небом и землёю, который когда является «Слава в вышних Богу и на Земле мир, в человеках благоволение». Вот что делает радуга.

Кроме того, радуга это оптический аналог запаха упокоения, который обонял Господь от жертвоприношения Ноя. Мы должны привыкнуть к этому, что когда Господь является, границы между нашими чувствами… нельзя сказать, что они стираются, но все чувства могут одно через другое себя выражать. То есть радуга может быть оптическим аналогом того запаха, который шел от жертвоприношения Ноя. От человека вошел молитвенный запах жертвы, и этот запах отдаётся ему Богом как оптическое явление предельного символизма. Священник, начиная каждение в храме, молится, чтобы запах благоухания духовного взошёл выше небес, и Бог ниспослал молящимся благодать Пресвятого Своего Духа. А когда Ной совершил своё жертвоприношение после Потопа, было так: Ной принёс жертву в запах благоухания, а Господь ниспослал радугу как благодать Пресвятого Духа.

Ещё раз 14 ст: «И будет, когда я облаком наведу облака на Землю, явится радуга Моя в облаке и помяну Завет Мой.».

Когда Бог вспомнил Ноя, тех кто в Ковчеге, Ковчег начал движение к Земле ради продолжения жизни на Земле. То что Бог помнит – он сохраняет в Себе. Сохраняет, это очень важно, как жизнь во плоти.

Трижды сейчас Бог скажет Ною о жизни во плоти.

15 ст и далее: «И помяну Завет Мой, который есть между Мною и вами, и между всякой душой, живущий во всякой плоти, и не будет уже вода в Потоп, чтобы стереть всякоу плоть, и будет радуга Моя в облаке и узрю чтобы помянуть Завет Вечный между Мною и между всякой душою, живущей во всякой плоти, какая есть на Земле. И сказал Бог Ною: Это знамение Завета, который я положил между Мною и между всякой плотью, какая есть на Земле». Смотрите, с какой энергией подчеркивается эта мысль. Трижды говорит Бог о жизни во плоти. И что мы должны из этого понять? Что Он Сам придёт во плоти. Завет Вечный Богу предвечному нельзя забыть, и Он говорит: я буду его помнить. Бог вспоминает Завет Вечный, что человек был изначально замыслен и сотворён бессмертным во плоти.

После грехопадения человек стал смертен, а Завет остался вечен. Это означает, что умерших ожидает восстановление во плоти, которое называется «Воскресенье». Когда Бог смотрит на радугу «узрю радугу Мою», Он смотрит на образ Себя Самого во плоти, смотрит в ожидании Своего Боговоплощения, Своего Воскресения и Всеобщего воскресения, когда все мы восстанем во плоти. Вот это завет. Нечто несравненно более значительное, чем договор, в котором сходятся две стороны: Бог и человек. Бог положил Завет между Собою и всякой душою, живущей во всякой плоти. Даже крепче сказано: между Собою и свякой плотью. Ну где ж тут договор? Если есть завет между Богом и всякой плотью, какая есть на Земле! Человек рождается в Завете с Богом. То есть человека не спрашивают, хочет ли он зачаться, родиться и жить. И животных не спрашивают, плоть не спрашивают, хочет ли она жить. Человека не спрашивают, хочет ли он быть в Завете. Человек зачинается и растёт в утробе под радугой Завета. Когда Господь преклоняет облако к Земле, человек рождается в радужном Завете. Это завет Творца и его образа в человеке. Это есть завет Вечный -- привлечь Свой образ к Себе – это сердце творческого замысла о мире. Бог открыл свой замысел Ною. Вот чем была та литургия, то священнодействие после Потопа. Полное богообщение. И скоро, скоро оно прервётся. Но это уже другая история.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.