Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вавилон. 3 часть.






Братья и сестры, после длительной подготовки, это был пролог -история Хама и таблица народов, мы можем наконец приступить к одному из центральных и ключевых для понимания всемирной истории эпизода Священного Писания – сказания о Вавилонской цивилизации, Вавилонской башне Книги Бытия.

Вавилон это то, что ближайшим образом соединяет первую книгу Библии – Бытие, и последнюю книгу Библии – Апокалипсис. И, кстати говоря, у нас есть способ проверить, действительно ли мы живём в апокалиптические времена. Вот говорят, последние времена, апокалиптические. Мы что, дествительно в них живём или нет? Как это проверить? А нужно оглянуться вокруг и спросить: есть ли сейчас на Земле Вавилон? Вот такая простая процедура. Есть ли сейчас на Земле Вавилон или нет?

Для того, чтобы дать осмысленный ответ на этот вопрос нужно иметь понятие о том, что такое Вавилон Книги Бытия. Речь идёт о времени после Потопа. Мир Божий после Потопа обновился. Мир Божий после Потопа и литургии Ноя. Литургия это служение, помните, когда Ной приносил жертвоприношение… после литургии Ноя был таков:

Имеет смысл открыть св. Писание. Лучше на церковно-славянском языке.

11 гл 1 ст «И была вся Земля – речь едина и глас един у всех. На Земле - мир, в человеках - благоволение». Это было. Таков был обновлённый после Потопа мир. А не справку для филолога и богослова даёт св. Писание, что, если бы мы читали синодальный перевод «На Земле был один язык и одно наречие». Ничего подобного. И была вся Земля речь едина и глас един у всех.

До Вавилона была одна Земля, после Вавилона – другая. Условия общения были людей между собой – «речь едина». И с Богом было общение, «глас един». Вот сейчас нам и предстоит разбираться что это такое «речь» между людьми, и что такое «глас богообщения».

Когда мы с вами читали таблицу народов, Писание нам говорило о различии языков после рассеяния народов. Например: «Сии сыны Сима в племенах их по языкам их». Различные языки обозначаются через орган говорения. Вот, языки обозначаются через язык. Вот есть такой орган говорения – язык. По-еврейски «лашон», по-гречески «глосса». Соответственно, иофетиды, хамиды и сифиты рассеялись по народам и по языкам своим. То есть у каждого – свой язык. То есть после рассеяния мы говорим на каком-то одном из многих языков.

На каком-то одном из многих. И как нам представить как говорили перед рассеянием?

Кроме языка есть ещё орган говорения – это губы, уста. Через этот орган говорения, Писание и обозначает чем была речь до рассеяния народов. Это не был язык. «И была вся Земля (буквально) одна губа». Обратите внимание, «губа», а не «губы». Софа – по еврейски как символ речи употребляется здесь в единственном числе. Вот, ему, казалось бы должно соответствовать греческое «стома» (рот, уста), однако в греческом переводе стоит не рот (стома), а именно «губа» - единственное число. И была вся Земля одна губа. Этим греческие переводчики передают точно мысль оригинала, как стало отличаться говорение после Вавилона от говорения до Вавилона.

Это было другое говорение. До многоязычия, ну это было, как хлопок в ладоши одной рукой.

Теперь, относительно терминологии. Когда термин «губа» (софа) употребляется в Ветхом Завете в значении «речь», то это всегда звуки непонятного языка. То есть «софа» может употребляться в значении «речь», но это всегда звуки непонятного языка. То есть относительно речи «софа», мы знаем на слух, что где-то в её основе лежит какая-то осмысленная последовательность звуков языка, но поскольку языка-то мы не знаем, мы его слышим только как звуки речи. Есть существенное отличие между нашим восприянием речи и тем, как воспринимали речь на Ближнем Востоке (в древнем бл. Востоке). Народы бл. Востока жили в многоязычной среде, и звуки чужой речи они воспринимали ни как щебетание… Вот грек когда слышал чужую речь, для него это был щебет «вар вар вар», отсюда слово «варвар». Они не воспринимали звуки чужой речи как немоту, как мы, например. Откуда слово «немец» произошло? «Немой». Чужие были ни варварами, ни немцами, они просто говорили непонятно. Слышу речь, но не слышу слов.

Вот звуки этой непонятной речи описаны очень выразительно пророками, которые имели дело со словом, потому что они слышали Слово Божье. Как они его слышали? И высказывали его народу в словах, которые народ понимал. У пророка Иизекииля есть интересное место, это 3я глава. Величайшее даёт ему ободрение Господь. Смысл таков: Я, Говорит Господь.. (я смысл только передаю, потому что если цитировать – будет очень трудно на слух воспринять). «Я, Говорит Господь, посылаю тебя говорить на языке. Но если бы Я послал тебя говорить на губе (вот – сила слова Божьего), они бы тебя послушали.» Не поняли бы, понимаете, а послушали! Даже если бы ты говорил не на языке, а на губе. Поэтому иди, и говори на языке.

После рассеяния мы говорим на каком-то одном из многих языков. А как говорили до рассеяния? Если мы этого не можем представить, то хотя бы оценим по достоинству, хотя бы загадаемся, хотя бы удивимся: «И была вся Земля одна губа». Смотрите как. Одна губа. И все друг друга понимали. Это не была непонятная речь, это была понятная речь, но это была речь на губе.

Писание говорит не о том, что не было многоязычия до Вавилона, понимаете? Само говорение, устность, говорение было другим. Устность была другая. Если после рассеяния мы говорим на каком-то одном из многих языков, то можно ли представить как говорили до рассеяния. Было такое, когда можно было представить. Это сравнительно короткий период в истории Церкви. Это можно было услышать и даже часто слышать. Это началось после пятидесятницы.

Мы помним, на 50й день после Воскресения Христова Дух Божий сошёл на апостолов, и они заговорили на разных языках разных народов Земли. Но кроме дара говорить на чужих языках, верующие получили ещё нечто. К человечеству приблизилось вот то самое, необыкновенное говорение, каким оно было до рассеяния народов и смешения языков. Это была та самая речь – софа, губа, нечто иное чем все языки и каждый из языков. В апостольские времена это вот, первично говорение вдруг проявилось сильно. То был особый дар Духа. Технически это называется «гласолалия». Говорение на непонятном языке. Не на языке. Это было то самое говорение на «губе». Речь непонятная, но одухотворённая. Она сообщала не слава и не понятия, она давала слышать звук вот этой древней потеряной устности вот тех времён сразу после Потопа, когда восстановилось богообщение. После Потопа, представляете? Восстановилось богообщение и была губа одна у всех.

Гласолалия это говорение на незнакомом языке… Теперь мы понимаем, что не на языке. То есть, если при мне говорят на языке, которого я не знаю.. я японского не знаю, понимаете, но я точно буду знать, что это язык, но просто другой.

Вот, гласолалия это было иное говорение, и оно было так распространено, (ободрение это было для церкви древней) что апостол Павел старается дат ему надлежащее место в Церковных собраниях и даже ограничить.

1 послание к Коринфянам 14 гл он рассуждает: «Кто говорит (ну вот на этом, на Софа надо бы сказать) на незнакомом языке, не человекам говорит, но Богу, ибо никто не слышит..». Вот признак этой речи «Софа». Слышу, что это речь, но не слышу лов. Гласолалия апостольских времён, это была речь к Богу и от Бога.

Ап. Павел: «Кто говорит на незнакомом языке, тайны говорит, духом». Гласолалия это дар Духа. Ап. Павел, кстати говоря, сам более всех членов Коринфской церкви, как он о себе свидетельствует, говорил языками. Т.е. он-то знал что это такое, «Софа». Вот, однако, гласолалия имеет существенный недостаток – полное отсутствие значения. То есть такая речь совершенно подобна речи на незнакомом языке. Гласолали это речь на одной губе, смысл её не понятен. Это было явление чудесное и убедительное. Это было знамение. Однако, поскольку эта речь ничего не говорила для ума, это было знамение не для верующих. Смотрите как интересно. То есть, вот звучание этой речи, это было послание Божьего духа к тем, кто ещё не уверовал, но имеет слух.

Софа, гласолалия, это речь, которая после Вавилона лишена значения, лишена силы (силы – «дюнамис»). Апостол даже говорит, что она безгласная.

То есть, какое-то представление чем была речь до Вавилонского столпотворения, гласолалия даёт. Однако, она лишена значения. А вот до Вавилонского столпотворения речь на одной губе имела смысл, и её слова можно было разбирать, слышать и понимать.

Итак, до Вавилона «была вся Земля губа едина». Что такое «Вся Земля глас один у всех». Итак. Вся Земля - глас един у всех. Переходим к этому теперь термину – «глас».

Жертвоприношение Ноя это была такая полнота богообщения.. Вспоминаем, да, Ной принёс жертву, Господь её обонял, и вот «запах» от жертвы, которую принёс человек отдался уму, человеку, человек его увидел, как оптический образ – радуга. Вот. Мы спрашивали, помните, неужели запах может иметь зрительный образ? Да может, если эта сфера общения – богообщение. То есть там обонятельная, зрительное и слуховое едино. Никаким из чувств человек не воспринимает Откровение. Но всё же. Как же это представить, как это описать? Никаким из телесных чувств не воспринимает, но как это описать.

Я приведу свидетельство из Книги Иова.: «Видел, и не было образа. Было веяние и глас. Я веяние и глас слышал». Понимаете? Слышал веяние. Вот почти то же самое было сказано об откровении Илье Пророку. Это 3 книга царств (19 гл). «Глас веяния тонкого, и тамо Господь». Условия богообщения превосходит границы чувств. Я к чему это говорю? К тому, что и друг с другом люди общаются иначе, когда он в Церкви, когда с нами Бог, мы Его слышим и друг друга понимаем не по словам. Об этом говорит Христос в притче о пастыре. Учитель назван пастухом, а верующие – овцами. Почему? Потому что общение между ними идёт по надсловами. Что слышат овцы? Они не слова пастуха слушают. Они слушают «фоне», голос. Вот, что их объединяет. Овцы глас его слышат. Не слушаются – это не правильный перевод. Они глас Его слышат. «акуэй». Этого достаточно. Они слышат и идут.

Иоанн 10 гл: «Овцы за Ним идут, потому, что они ведают глас Его». Понимает как? Ведают глас Его. И кстати говоря, почему западные проповедники так жалко в России выглядят? Не потому, что у них другой менталитет. У них голос другой. Образ бессловесных – животных, овец из притчи о пастыре, он лучше символизирует сверхсловесное общение верующих с Богом. Мы с Богом общаемся поверх слов, поэтому для этого выбран символ бессловесных животных.

Отступничество от Бога сказывается прежде всего, что человек перестаёт слышать. О том говорил Христос к веровавшим Ему иудеям.

Гл 8 Ев. от Иоанна: «Говорил Иисус к веровавшим Ему иудеям. Почему Вы не разумеете речи Моей? Потому что вы не можете слышать (акуэйн) слова Моего». Пастырь ведь не разговаривает с овцами. Он их глашает (фонэй). (Евю от Иоанна 10 гл 3 ст). Понимаете, пастырь «глашает» овец, а не разговаривает с ними.

Иисус говорил с иудеями не на чужом языке. Значение каждого слова они понимали. Иисус говорил слово голосом, а иудеи не могли слышать слова Его. И об Отце Христос сказал тем, которые Его уже искали убить: «Вы голоса Его никогда не слышали». Это еванг. от Иоанна 5 гл.

Вот, что мы с вами истолковываем. «И была вся Земля глас един для всех». Речь идёт не об отсутствии многоязычия, а о наличии богообщения, и того единодушия на обновлённой Земле, которое сопоставимо только с единодушием христиан в новорождённой Церкви после вознесения и пятидесятницы. Это посмотрите деяние апостолов 1, 2, 4, 5 глава.

Вот так описывает состояние речи, которая была между людьми, и что было богообщение после Потопа.

Смотрим масоретский текст. Это я с по-греческого вам сейчас коментировал. Смотрим масоретский текст. «И был вся Земля одна губа (Это совершенно точно) и слова одни». Были одни слова. То есть один и тот же набор терминов, один словарь. Вот это опасное слово «голос», на котором обличал Христос иудеев из масоретского текста ушло. Далее, св. Писание нам расскажет, что нарушение богообщения, то есть разорение церковной жизни, приводит к полной утрате взаимопонимания между людьми. То есть, сначала нарушается богообщение, разоряется церковная жизнь, затем приходит полная утрата взаимопонимания между людьми, и в результате – крутой поворот в мировой истории. То есть, когда нарушается богообщение, ожидайте того, что называется не «поворот», это называется «переворот». То есть произойдёт катастрофа (или по-латински «революция»). И имя этой революции – Вавилон.

Все потрясения в истории имеют основание в духовной жизни, мы русские люди это хорошо понимаем, если мы чувствуем чем был история 20го века. Вот. Также и Вавилону предшествовало некоторое духовное движение. Одновременно это было движение в пространстве. Значит. Вавилон это уже революция, это катастрофа, но ему нечто предшествовало. Вот об этом 2й стих.

11 гл ст 2: «И бысть когда странствовали они (кто они?) от Востока, нашли долину в земле Сенаар (Шумер, междуречье) и поселились там».

Так. Когда происходит это движение этих людей, конечно это событие никак не было первым движением после Потопа, потому что Ковчег пристал к горам Араратским. Арарат находится далеко на северо-запад от Сенаара. Вот. Ну, если представляете себе где Багдад и где Армения, скажем. Так вот, горная цепь Арарат и долина Синаар (Шумер) это слишком известные в древности географические объекты, чтобы кто-то мог подумать о возможности двигаться от Арарата на запад и придти в Южную Месопотамию.

От Потопа до описываемого людского странствия с Востока прошло историческое время. Это была историческая эпоха, чем-то она была заполнена, что придя в долину Синаар, люди единодушно принялись за греховное дело. То есть движение от Востока было фактом духовной истории. Чтобы двигаться от Востока и попасть в долину Синаар (медлуречьи), нужно было оказаться очень далеко от Арарата и далеко уйти на Восток.

Вспоминаем, что такое Восток. Когда Адам был изгнан из Рая, чтобы жить на Земле, чтобы жить в истории, он был поселён у Эдема лицом к Едему, на Восток от Едема в память о том, что вот храм Рая, он был ориентирова, он смотрел на Восток. Едем указывал на Восток. И Боговоплощение и Второе Пришествие имеют произойти от Востока. То есть человек направлен к Востоку, а Бог приходит к нему от Востока. Мировая история есть направленный процесс человека к Богу и Бога к человеку. Человека к Востоку, Бога – от Востока. И вот беда, когда на этой магистрали происходит сбой. Впервые не эту линию, что указывает на Восток, наступил Каин. «От Лица Твоего я скроюсь» сказал Каин Богу. А как это возможно, где та черта, чтобы скрыть нас от Бога? Каин в безумии лгал Всеведующему «или я сторож брату моему?». Не так же ли он безумен, когда говорит Вездесущеу «от Лица Твоего я скроюсь»? Отнюдь нет. Каин обладал достаточным богопознанием чтобы быть богоборцем. Это я вспоминаю Бытие гл 4 ст 16 «И исшел Каин от лица Божия и поселился в земле Нод против Едема на Восток от Едема». Если то хочешь уйти от Бога, куда ты пойдёшь? На Запад? Там тебя Бог найдёт Своей милостью. Христос пришёл, как поёт Церковь, «к тёмному Западу естества нашего». Каин пошёл не на Запад, он не скитался и не переселялся. Каин пошёл на Восток. Каин попирал Восток. Каин знал: Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его. Таким образом Каин действительно ушел от лица Божия, он добился чего хотел. То есть, если есть четра, которая отделяет человека от Бога, она не за спиной, она перед ним, как его путь. Направленность воли, свобода. Тут шаги важны, куда они идут. Когда Каин пошел на Восток, он пошёо против Бога.

Писание не даёт нам спутать географический Восток с духовным ориентиром истории. На Востоке жили волхвы, которые пришли поклониться Христу. Они пришли «от Востока», а вела их звезда, которую они видели «на Востоке». Ну как они пришли на Запад, если звезду они видели на Востоке? Ответ простой. Звезда – Восток показывала им путь. То есть, Волхвы держались небесного. Поэтому их путь на Запад был истинным поломничеством.

В Писании есть контроппозиция Новозаветным волхвам, одна единственная. В Ветхом Завете это народ, который пришёл от Востока в долину Синаар. Как Волхвы, эти люди, пришедшие от Востока, имели духовный опыт. Некогда, они ушли на Восток. Ещё не богоборцы, отнюдь не Каин, но уже паломники. В отличие от Волхвов, паломники в страну «Восток». Волхвы на своём пути нашли Бога, а эти после Потопа «богоискатели» не нашли Бога. Волхвы шли от Востока и смотрели на небо (звезду - Восток). А эти шли от Востока и смотрели уже на Землю. «От чего поникло лицо твоё?», спросил Господь Каина. А эти смотрели уже на Землю и нашли землю себе по сердцу, и поселились там в долине Синаар.

Ещё раз 2 ст: «И бысть когда странствовали они от Востока, нашли долину в земле Синаар и поселились там». Вот можн подумать, что они эту землю открыли, что Синаар был не заселён. Ну как же? А царство Немрода? Что было раньше, что позже? Помните, мы говорили с вами, что всегда Немрода называют царём это цивилизации Вавилонской, когда строили башню. Вот ничего подобного. Надо разобраться, что было раньше, что позже.

У нас есть для хронологии отсчёт поколений когда был Немрод, а когда были строители. Будем считать поколения от Ноя, когда жил Немрод. 1 Ной, 2 Хам, 3 Хаш, 4 Немрод. Немрод – первый царь в св. истории, 4е поколение от Ноя. А разделение народов когда произошло? Прямое следствие Вавилонского столпотворения произошло при Фалеке. Когда жил Фалек. Отсчитываем поколения: 1 Ной, 2 Сим, 3 Арфаксад 4 Каинан 5 Сала 6 Евер 7 Фалек. Фалек это 7е поколение от Ноя, Немрод – 4е поколение. То есть царство Немрода началось примерно за 3 поколения до рассеяния народов. Царство Немрода началось в долине Синаар. Одним из его центров упоминается Вавилон, и может быть кстати это место было названо «Вавилон» после Немрода, однако не Вавилон помянут как первый город после Потопа. Большие города строились не в южной, а в северной месопотамии – в Ассирии. Об этом была речь не прошлом занятии нашем. Можете посмотреть 10 гл 11, 12 ст. Немрод не был ни зачинщиком ни вождём строительства Вавилонской башни. И не посоображениям только хронологии. Немрод оставил после себя память как первый царь. Его деятельность – начало царства – не была богопротивной. О нём сказано, что «он был пред лицом Господа»(лип не Яхве). И как ловец. Немрод был скорее человек – поле, он же Немрод был исполин – ловец. Подобно ловцу Исаву, от которого пошли цари среди потомков Авраама. Неврод был скорее человек – поле, а не градо или столпостроитель. Идея Вавилонской башни, энтузиазм строителей не совместимы с идеей царства, что пред Господом. Ни священства ни царства нет в Вавилоне.

Итак. Народ, богоискатель.. я сейчас подвожу итог. Итак, народ-богоискатель пришёл от Востока, нашёл в южном междуречьи долину, поселился там, уничтожил царство (или вытеснил его на север), и на других началах начал строить свой Вавилон.

Могут возникнуть сомнения, что это мы так уверенно расписываем таинственный исторический процесс глубочайшей древности, от которого остались такие краткие свидетельства, как будто мы были его очевидцы. Вот именно мы и были очевидцы возникновения Вавилона современного, когда возник в конце 2го тысячелетия по Рождестве Христовом однополярный мир.

Что это Вавилон стало очевидно недавно. А строился он несколько столетий.

Некогда, от Востока пришли богоискатели, энтузиасты, отринувшие священство, враги всякого царизца, устроились на земле между двух океанов, очистили её от прежних поселенцев и начали строить свой мир на новой земле. Небывалый новый совсем, новый мир. Точ в точ Библейский тот ещё Вавилон. Вот этом видится последний историософский смысл событий, происшедших в России в последнее десятилетие 20го века. На Земле возможен один Вавилон. Вот теперь он соло. Кончилось противостояние, началось предстояние.

Похоже, братья и сестры, мы действительно живём в апокалиптические времена. Есть на Земле Вавилон. В следующий раз мы поговорим о том, как тот, первый Вавилон начал строиться.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.