Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завет с Ноем. 4 часть.






Братья и сестры, продолжаем читать Книгу Бытия, мы с вами говорили, что Господь особым образом принял жертву Ноя. Он её обонял, потом Господь сказал помыслив. Сказал помыслив. А кому Бог это сказал? Не Ною. Ноя Бог сейчас благословит. В Себе Самом нечто помыслил и сказал Яхве Эллохим. Пусть будет история на Земле. Пусть на Земле будет плоть живая. Вот так и будет.

Господь воплотится и совершится литургия, образом которой было жертвоприношение Ноя. А сейчас Бог благословит Ноя, а уже после того наконец-то заключит с ним Завет. Но сначала – благословение.

1ст 9гл: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им». Вот здесь надо остановиться и вспомнить, на что Бог благословил человека в день сотворения?

1. Расти и множитьсяи наполнять Землю.

2. Господствовать над Землей.

3. Начальствовать над Землёй.

В чём отличие господствовать и начальствовать?

Это повторение пройденного. Господствовать наз Землей имеется в виду над видимым миром. Начальствовать над Землей. Не уступать Землю невидимым враждебным духам – сатане. То есть человек должен был хранить ту Землю, которую Господь ему дал. По-началу это была небольшая земля – Рай. Место ограждённое. И вот, человек должен был не уступать эту землю врагу рода человеческого, однако уступил. Начальствовать над Землёй после грехопадения человек уже не может. То есть человек лично может не уступать сатане, как например Иов. Но над землёй он уже не начальствует. Однако две первые части благословения Бог повторил для Ноя и сынов его слово в слово. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: растите и множьтесь и наполните Змелю и примите господство над Нею». То есть Сыны Божьи должны наполнить Землю и воспринять господство. Итак, Сынам Божьим господствовать над Землёй, следовательно доминировать в истории. На прошлой беседе мы говорили, что таков Библейский взгляд на историю. История происходит на Земле. То есть Сынам Божьим господствовать над Землёй, следовательно, смотрите, доминировать в истории.

Вот интересно, как иудеи – масореты отнесутся к такому тексту. Передо мной текст, я его прочитал: «растите и множьтесь и наполните Змелю и примите господство над Нею» Это с древнегреческого языка перевожу.

Теперь масоретский текст. Отношение к земной жизни имеет первостепенное значение в иудаизме, оно многое там определяет, в конечном счёте – отвержение Христа. В иудаизме опреляется особым отношением к земной жизни.

Если говорить о текстах, то в день сотворения человеку было сказано: «господствуйте над Землею (видимым миром), начальствуйте над землею (это означало главенство человека в виду присутствия в мире сатанинских сил)» Вот тогда (это 28 ст 1 гл) благословение человеку «начальствуйте над землёю» исчезло из масоретского текста. После Потопа благословляются Сыны Божьи, Ной с сыновьями. Бог сказал: «господствуйте» или буквально «возгосподствуйте», примите господство над Землёю. Имеется в виду над земной жизнью и истории человечества. То есть после Потопа, по греческому тексту, Сыны Божьи получили благословение до конца истории господствовать над Землей. Смотрим масоретский текст. Сейчас я прочитаю перевод с древнееврейского языка: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и множьтесь и наполняйте землю» Всё. Из масоретского текста исчезло благословение Сынам Божьим господствуйте над Землёю. Исчезло. Нет этого в тексте. Возникает недоумение: откуда у масоретов такое отношение к Адаму и Ною? Почему масора, масора – это иудейская традиция, связанная с текстом, сохранением, редактированием, переписыванием древнееврейского текста. Почему масора урезает данное Адаму и Ною Божье благословение? Адам и Ной – отцы всех людей, следовательно и редакторов масоретского текста. Ну посмотрим на этот вопрос в более широком контексте. Благословение данное Адаму урезается в той части, которое касается его заданию противостоять дьяволу на Земле. А благословение, данное Ною урезается в той части, которая касается задания господствовать Земной жизнью. Коль скоро речь заходит о земной жизни, масореты не почетают отцов. Они их бесстрашно теряют и начинают жить от себя. И вообще, родство уже ведётся не по отцам, а по матерям. В истории Каина мы видели этот момент, когда Каин сказал Богу: «ты изгоняешь меня днесь от лица Земли, и от лица Твоего я скроюсь». Каин устроился жить независимо от Земли, в городе, Каин ушел от Бога, от Земли, от отца. Каин не имеет родословия от Адама – нет у Каина толдота от отца – Адама у Каина нет толдота. Каин – семя Адама, но Адам ему не отец.

И Христос сказал тем, кто станет после Голгофы и Воскресения основателями иудейской традиции: вы семя авраамово, но не авраам ваш отец. (8гл Еванг. от Иоанна). Так далеко доходила привязанность к Земной жизни к фарисеев, что они готовы были отречься от отцов. Иудеи лжесвидетельствовали о Воскресении Христовом. Это значило ложь произнести на Бога, и после такой лжи отречься от отцов, Адама, Ноя и Авраама, ибо современная светская мысль, которая думает основываться на научном знании, как она понимает науку, современная мысль еврейская отрицает историческое существовани праотца Авраама. Так вот после такой лжи, лжесвидетельстве о Воскресении Христовом, отречься от отцов, сначала от Бога, потом и от отцов – второй шаг. А отредактировать Священный текст Писания, чтобы изъять где можно пророчество о Христе – это просто работа. Она была исполнена. Мы следуем греческому тексту Ветхого Завета.

Сынам Божьим, Ною и сынам его, было сказано жить в истории и овладеть земной жизнью. Сказано: примите господство над Землёю, однако как это теперь сделать? До грехопадения человек имел начальство над видимым миром, поскольку в нём действуют невидимые силы, духи. А после грехопадения ему уже не дано начальствовать над Землею. Как же тогда Сынам Божьим принять господство?

Смотрим 2й стих 9 главы: «и трепет от вас и страх да будет на всех зверях земных и на всех птицах небесных. И на всех движущихся по Земле, на всех рыбах морских, под руки вам я даю им.».

Мы разбирали когда с вами первую главу 28 ст, благословение, которое было дано людям в первый день сотворения, там, если помните, шло перечисление животных. Там оно имело и прямой и символический смысл, то есть обозначало невидимые силы подначальные человеку в видимом мире. Благословение, которое мы сейчас выслушали (2ст 9гл) упоминаются животные и звери, что также имеют и прямой и, увидем дальше, обязательно имеют символический смысл. Но прежде всего, речь идёт о том, что изменяется отношение человека к животному миру. Страх должен подчинать рязнородную, во всех трёх стихиях живность человеку. Страха этого не было в благословении данного Адаму. И не было этого страха в Ковчеге во время Потопа.

Св. Филарет Московский замечает: «Когда внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом».

3 ст 9гл: «И всё движущееся, которое живое, да будет вам в пищу, как зелень травную я даю вам всё». В день благословения первых людей они получили разрешение только на растительную пищу. Причём питание человека не причиняло вреда и растениям. Итак, человек имел благословение на растительную пищу. Через такой режим питания человеку сообщалась одна из основ его самосознания. Вот. Есть только растительную пищу это что значит? Что человек – господин милостивый, он не живёт отбирая жизнь. Ради него не гибнет ничто живое. Такого он духа. После грехопадения в Раю человек был научен приносить жертвы, но не получил благословение на мясную пищу. Вот мы не знаем, разрешалось ли до Потопа вкушать от принесённых жертв. А вот после Потопа звучит первое разрешение убивать животных и есть их полть.

Разве меньше стало растительной пищи на обновлённой-то Земле? Почему Ною даётся такое разрешение?

И другая странность. Кто получил первым разрешение убивать животных в пищу, кто? Строитель Ковчега, Ной. А Ковчег это такая постройка, которая был не возможна без настоящего сердечного благоговейного чувства жизни. То есть если бы Ной не имел милующего сердца, он бы Ковчег не построил, он бы не разместил этих животных, он не оставил бы в Ковчеге место для жертвенных животных, он бы не мог питать животных как свою плоть. Животные Ною были в Ковчеге ближние. Они его слушались как в Раю. Вот о ком о ком, но об Ное не может быть сомнения, что он – господин милостивый. И вот испытанному в милосердии человеку Господь говорит: животных ешь. Вот почему это так?

Нужно сказать о первом умервщлении животных для человеческих нужд. После грехопадения в Раю, Адам выслушал что сказал ему Бог. Адам воспринял истинный страх Божий и умудрился. Откуда мы это знаем? Потому что Адам назвал свою жену Ева, что значит «жизнь», мать всех живущих. Что значит мать? Это тот, кто рождает. А роды для женщин сопряжены со страданиями. То есть давая имя жене, Адам открыто показал, что любовь после грехопадения всегда сопряжена с состраданием.

После того, как Адам услышал, устрашился, умудрился, открыл сострадание, по-новому полюбил ближнего, в Раю была принесена первая жертва. В Раю люди увидели смерть. Первая смерть произошла на глазах людей, которые могли понять ужасное её значение. Жертвоприношение в Раю показало что есть грех. И оно было дано в память на поколение людей. Жертвоприношение. Пока не совершится последнее кровавое жертвоприношение на Голгофе.

Так вот, аналогично и после Потопа. Ной, праведник, испытанный в сострадании. Вот именно ему, сострадающему сердцу, Господь сказал: ешь плоть. Это упреждение того, как скоро и какой грех войдёт в жизнь человечества. Да не скоро. Сразу. При жизни Ноя.

Греховное состояние человечества отлично видно на контрастном фоне человека совершенного. Поните, ведь Ной – человек совершенный.

Ной имел подлинное чувство жизни. И ради нас Ною было сказано: человек, животных ешь. Но помни, что ты отбираешь душу. Об этом 4ст 9гл.: «Только мясо в крови души не ешьте, ибо вашу кровь..» Вот дальше сложный текст идёт – на слух попытайтесь воспринять. Я буду его изъяснять, но тем не менее, сосредоточьтесь. «..ибо вашу кровь, кровь душ ваших взыщу от руки всякого зверя взыщу её, и от руки человека брата взыщу душу человека»

Вот, от руки всякого зверя для нас звучит необычно. Вот. Но на еврейском языке в принципе можно так сказать. Хотя тоже не очень ловко звучит, но на еврейском – можно. «От руки всякого зверя» – просто «от всякого зверя».

6 ст «проивающий кровь человека вместо той крови его кровь прольётся ибо во образ Божий я сотворил человека». Тут недоумение конечно, за что Бог наказывает неразумную тварь. Вашу кровь взыщу от руки всякого зверя. Непонятно. За что Бог наказывает неразумную тварь. Как буд-то она ответственна. И как Бог её наказывает, и вообще, разве Бог наказывает животных? И дальше сказано. Почему Бог взыскивает кровь человека сначала от руки зверя, а потом только от руки человека? И почему сказано «человека брата». Сколько странностей. То есть Слова Божьи сказанные Ною, они станут осмысленной речью только если перейти на язык символов. А чтобы перейти на язык символов, нужно знать в какой тематике мы находимся. Определение контекста при работе с символизированной речью – это первое дело. Мы только что вместе с Ноем пережили Потоп, как перерыв мировой истории. Мы услышали, что Бог сказал о жизни, что она будет на Земле до конца. Мы приобщаемся Библейскому взгляду на историю. А он таков, что во всяком фрагменте св. Истории мы видим мировое целое. Когда Бог говорит с Ноем, Он говорит с человечеством. От возобновления жизни до конца истории. Вот – масштаб речи, которую мы сейчас услышали. А поскольку речь о конце, мы стречаемся с символами последних времён человечества. Значения этих символов нужно искать в последней Книги Библии. Чтобы понять сказанное Ною, нужно обратиться к откровению Иоанна Богослова. Это мы сейчас впервые делаем, но будем делать и впредь.

Первая книга Библии и последняя книга Библии, они как бы открывают друг-друга. Вот так св. Иоанн пророчествует о последних временах истории. Я читаю из 13 главы.

«И стал я на песке морском и увидел зверя, восходящего из моря, имеющего 7 глав и 10 рогов. И увидел я одну из голов его как закланную в смерть» (запомним это) «закланную в смерть и язва смерти его была уврачована и дивилась вся земля вслед зверю и поклонились зверю говоря: кто подобен зверю. И дано было ему сотворить брань со святыми и победить их, и дана была ему власть над всяким коленом и народом и языком и племени. И поклонятся ему все живущие на Земле, которых имена не написаны в Книге Жизни агнца закланного от сложения мира. Если кто имеет ухо да слышит.». Теперь внимание. «Если кто ведёт в плен – тот сам в плен идёт. Если кто мечом убьёт – надлежит тому мечом убиту быть. Здесь терпение и вера святых. И увидел я другого зверя, восходящего от Земли. И он имел 2 рога, подобные рогам Агнца, и говорил как змий, и всю власть первого зверя он творит перед ним».

Вот это из откровения Иоанна Богослова.

Теперь к Книге Бытия возвращаемся. Бог говорил Сынам Божьим, Ною: «сыновьями вашу кровь Я взыщу от первого зверя, и от другого зверя (в по тексту от руки всякого зверя) взыщу. Сначала взыщу от сих предводителей, затем и от руки человека брата взыщу душу человека». Взыщу душу значит воздам за убийство. Кому? Убийце брата. Каин, как был и останется до конца времён эмблемой богоборческого сообщества. Надёжный признак последних времён в том, что зверь больше не прячется. Он выходит, вступает в брань, побеждает, получает власть. Зверя, что вышел из бездны моря, встречают на Земле. Там союзник и слуга – другой зверь. В Книге Бытия 6 ст как раз говорится о том, что даже когда эти звери будут побеждать, вера и терпение святых в том, что проливающий кровь человека сам прольёт свою кровь. (Или в откровении: Кто в плен ведёт – сам в плен идёт. Кто мечом убьёт – тому мечом убиту быть. Здесь терпение и вера святых, ибо, Говорит Господь уже в Книге Бытия, «во образ Божий Я сотворил человека». Образ Божий – вот наш щит. Вот наша настоящая защита – сохранять образ Божий в себе.

Каин был охранён от насилия каиновой печатью. Каин несёт на себе печать. Церковь Сынов Божьих охранена от насилия образом Божьим. Человек несёт на себе образ Божий, и тем охранён. Плен, мечь и убийство человека, который несёт на себе образ Божий, обращается против пленителя, убийцы и насильника. С Церковью Божией ничего сделать силой нельзя. Здесь источник веры и терпения нашего.

Вот, кстати, оба зверя апокалипсиса, они знают эту логику духовной брани. Образ Божий в человеке это такая защита, которую нельзя взломать. Необходимо снять её, заменить образ Божий на другой образ. И к концу истории столкнутся два образа в человеке: образ Божий и образ зверя. Так говорится в откровении: второй зверь служит первому. Цитирую: «и обольщает живущих на Земле знамениями, которые дано ему сотворить пред первым зверем, говоря живущим на Земле. Сотворить образ зверя, который имеет язву от меча и ожил. И дано ему было дать дух образу зверя, да проглаголит образ зверин и да сотворит, что да если кто не поклонится образу зверя – те были убиты». Это из той же 13й главы. Ною Бог обещал, что образ Божий вечеловеке неприкосновенен. Терпение и вера дают человеку уподобляться Образовавшему его, уподобляться Тому, чей он образ. А если нет – то теряет человек сам и образ.

Зверю будут поклоняться те, кто говорит: кто подобен зверю. Это очень важное знание. Зверю будут поклоняться те, кто говорит: кто подобен зверю. В Книге Иова читаем о сатане: «нет на Земле подобного ему». Это Господь сказал о сатане.

Нет на Земле подобного ему. «Кто подобен ему?» скажут несчастные, которые поклонятся зверю. Вот кто прельщается на бесподобное – тот погибает.

Итак, поклоняться образу Зверя будут:

1. Те, кто дивится бесподобию зверя морского

2. Те, кто страшатся зверя земного.

Удивление и страх – вот два орудия, чтобы истирать образ Божий в человеке. На то Бог говорит Ною. Значит первое. Удивление и страх. Кто подобен Зверю? Это удивление, страх, что тебя убьют – второе орудие. На это Бог говорит Ною: человек это образ Божий не разрушимый. Вот настоящая защита это образ Божий. Ну да, после грехопадения человек не может начальствовать наз Землёй, то есть противоборствовать нивидимым силам не Земле, но себя человек может не уступить дьяволу. Как? С Божьей помощью, как мы и говорим каждый день. «Отче, избави нас от лукавого». Человек, стремись к подобию, а не дивись бесподобию зверя морского левиофана, великого кита.

Удивление и страх – два орудия чтобы истирать образ Божий в человеке. И человек говорит Ною. Замечательно: Трепет и страх от вас да будет на всех зверях земных. Вас будут прельщать, чтобы вы боялись. Знайте, что они вас боятся. А внешне всё выглядит наоборот. Вас пугают, а на самом деле они вас боятся, потому с вами Бог – Агнец закланный. Агнец закланный – Христос – своим закланием поразил дьявола в голову, и одна из голов его стала закланной в смерть. Дьявол поражается только в голову, вот Господь его поразил. Стала одна из голов его закланной в смерть. Они вас боятся, потому что Христос есть Бог Агнец закланный от сложения мира, то есть от самого первого дня творения.

Вспомним, каждый день творения имеет свою славу. Вот слава первого дня творения это Бог Начало на Кресте. В начале сотворил Бог Небо и Землю. С этого мы с вами начинали. Вот Бог начало на Кресте это жертвенный агнец. Богослужение Христу Агнцу это бескровное жертвоприношение, литурния. Повеление Божие Ною: не есть мяса в крови души говорит и о запрете есть мяса с кровью и о бескроном жертвоприношении, которые будут совершаться на христианской литургии.

Смотрите как, Книга Бытия – первая Книга Библии, и последняя книга Библии – апокалипсис, они открывают друг друга. И если к этой помощи не прибегнуть, если не перейти на символический язык апокалипсиса, в иных местах Книги Бытия не разобраться. Может возникают вопросы, подлинно ли говорит Бог Ною о человеческой истории до конца времен? Да. Похоже что так, потому что некогда, вспомним, благословил Бог Адама начальствовать над Землёю, т.е. невидимою силы, недопускать до Земли, до Рая, поскольку тогда человеку был дан Рай. Некогда, Бог благословил Адама начальствовать над Землёю зная, что Адам не сможет удержать начальства – так и Ноя с сынами Бог благословил господствовать в истории человечества зная, что Сыны Божьи к концу истории не удержат господства. Благословил Господь нас господствовать. Есть у нас эти силы. Но к концу истории человек их не удержит.

7 ст 9гл. Его нужно сопоставить с 1ст 9гл. Господь как бы воспроизводит 2й раз повторяет благословение. Вот послушаем его. Очень важная истина сейчас в нём заключается:

«Вы же, растите и множьтесь, и наполните Землю и множьтесь на Ней» Всё. Точка. Нет подтверждения «господствуйте над Землёй». Что это значит? Дважды даётся благословение Ною. Дважды об одном это испытанный приём св. Писания, который заставляет один предмет рассматривать с двух разных позиций одновременно. Первое благословение Ною даётся в начале это ст 1. Другое – в конце это ст 7. И то, которое в конце отличается от 1го. Нет задания господствовать в истории. И почему-то дважды сказано «множьтесь». Явно, что речь идёт не просто о биологической жизни. Это контекст иной, слишком значительный. Речь идёт о духовной жизни конца времён. Ещё раз 7ст я читаю: «Вы же растите и множьтесь, и наполните Землю, и множьтесь на Ней.». Образ Божий в человечестве к концу истории затмится. Дана Сынам Божиим сила господствовать в истории, говорит ст1 9гл, однко они не удержат господство и уступят Землю, говорит 7ст той же главы. Ренесанс каинитянсого духа в человечестве произойдёт. Дважды дух Каина-богоборца будет восходить на торжествующую высоту. Первое – это Гогофа. Христос был распят. Однако Своим Воскресением Он нанёс смертельную рану в голову дьволу. Ну, дьявол поражается только в голову. Рану заклания тому зверь, который назван в откровении Иоанна – это первый зверь. Однако, после Голгофы прошло время, века, и эпохи. Они пройдут, а Иоанн пророчески видит зверя, что язва смерти его была уврачована. То есть зверь, который овладел душами распинателей Христа, и сам распятием Христовым был в голову поражен, вот тот самый зверь, когда настал его исторический срок, приходит к человечеству как уврачованный. Именно уврачованный, это от глагола «тэрапэуо», он уврачованый от своего поражения в голову. То есть Христос его поразил, а кто-то ему «терапеуо» послужил, угодил, привёл в порядок, подлечил, реабилитировал кто-то. Вот кто бы это был?

Человечество в целом приходит в состояние апостасии, отступничества от Христа. Тогда открыто является первый зверь с уврачованой раной. Вместе с ним является и другой зверь. Он имел два рога, подобны Агнчим. То есть виду и по исповеданию он христианин, но говорил как змий (гракон). Вот этот другой второй зверь воспринимается почему-то как более страшный. Вот он даёт начертания 666 и прочее. Однако он всего-то лишь ассистент первого, с уврачованую раной. Если первый зверь восшёл из моря. Ну, это известный символ дьявола – великий кит, большая рыба – левиофан. То другой зверь восшёл от земли. Это всего лишь мастер земного интереса. И он заставит людей сотворить образ зверя, того, с уврачованою раной, ему же и поклониться. Зверя два. Но образ зверя - один. Субьект богоборчества один. Его дух действует в Каине. Зверь первый возобладает в истории к концу времён. Дух христоборца Каина будет верный союзник в истории, по виду христианин. Это зверь другой – христоборец и лжехристианин. Вот суть два зверя из апокалипсиса. Кто главенствует? Бесспорно первый. Это его образ зверя будет вытеснять из человека образ Божий.

Поэтому в последних словах Божьих, сказанных Ною о всемирной истории, из Великого трёхчленного благословения, данного некогда Адаму. Помните? Адаму дано было жить, господьствовать, начальствовать. После грехопадения исчезло задание начальствовать над невидимыми силами. А затем, это уже о конце времён, исчезло и задание господствовать над Землёю в данной человечеству истории на Земле. Благословение дано было господствовать, но к концу времён это задание станет невымолнимым. Господствуйте сказано, однако настанут времена и не сможете. А тогда что делать? Господь говорит Ною: увидичивайтесь в числе. Множтесь и второй раз повторяется: множьтесь.

Вот послушайте ещё раз как это звучит: «Вы же растите и множьтесь, и наполните Землю, и множьтесь на Ней.». Множьтесь на Земле. Это говорится о сыновстве Сынов Божьих. Не замыкайтесь в себе, не трусьте, не трепещите даже и в конечные времена. Это Каин – он был и будет трясущийся. Это звери да трепещут от вас. Трепет и страх от вас будет на всех зверях земных. Они вас всегда будут бояться. А вам нечего их бояться. Когда не сможете господствовать над Землёю – бейтесь за Землю – множьтесь на Ней. Вот на этом я закончу. В следующий раз будем говорит о Завете, который был дан Ною.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.