Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задачи. 1. Могут ли существовать такие связи, при которых не осуществляется обмен материей и движением.






1. Могут ли существовать такие связи, при которых не осуществляется обмен материей и движением? К какому виду связи, например, относится зависимость между радиусом и площадью круга?

2. В чем состоит различие между софистикой и эклекти­кой, с одной стороны, и диалектикой — с другой. Покажите, что софистика и эклектика являются проявлением метафизи­ческого метода мышления.

3. Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие является прогрессивным процессом?

4. Каково соотношение понятий «связь» и «отношение»? Всякая ли связь есть отношение? Всякое ли отношение есть связь?

5. Почему закон единства и борьбы про­тивоположностей называют «ядром диалектики»? Какое место занимает он среди других законов диалектики?

6. Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаи­моисключающие противоположные тенденции присутствуют не только во всех явлениях и процессах природы, но и в природе духа.

7. Что означает выражение Ленина: «...Единство противо­положностей условно, временно, а борьба — абсолютна»? Воз­можно ли существование противоположностей друг без друга?

8. Один из персонажей романа Д. Гранина «Искатели» го­ворит: «У меня такая теория: если новая техника нужна, она сама пробьет себе дорогу, как бы я ни сопротивлялся ей. Я вро­де фильтра. То, что преодолеет меня, заслуживает право на су­ществование. Диалектику помнишь? Новое, рождается в борьбе со старым. Так вот я — это старое». В чем заблуждался персонаж?

9. Определите метод мышления у автора следующего воп­роса: «Что будет с человеческим обществом, когда оно разре­шит все свои противоречия?».

10. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из элли­нов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте фи­лософский анализ соображениям древних мыслителей.

11. Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Мо­гут ли две разные вещи иметь одно и то же качество?

12. Каково соотношение понятий «эволюция», «револю­ция», «скачок»?

13. Между психологом и физиком возник спор. Психолог считает, что красный и синий цвета отличаются качеством, это видит каждый, кто не является дальтоником. По мнению физи­ка, отличие чисто количественное и состоит в длине волн. Кто из них прав?

14. «Отрицание берет все свои силы из того, что отрицает, из прошедшего; оно не может ни пощадить его из благодарно­сти, ни уничтожить из ненависти» (Герцен). На какую связь между отрицанием и тем, что отрицается, указывал Герцен? Какую роль играет в существовании нового то, что отрицается?

15. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.

— Все?

— Все...

— Однако позвольте, — заметил Николай Петрович. — Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.

— Это уже не наше дело... Сперва, нужно место расчис­тить» (Тургенев И.С. Отцы и дети). В чем заблуждался Базаров?

16. Действует ли закон отрицания отрицания в индивиду­альном развитии личности? Какие качества в себе Вы считаете прогрессирующими, а какие отмирающими?

17. Какая разница между объективными законами приро­ды, общества и юридическими законами? Можно ли повлиять на проявление объективных законов?

18. Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стре­мится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх).

19. В чем различие номиналистического и реалистического взглядов на категории единичного и общего?

20. Существуют ли примеры превращения единичного в особенное и общее? И наоборот — общего в особенное и единичное? Если «да», то приведите примеры.

21. Д. Локк объяснял появление общего так: «Душа утомляется от созерцания единичных вещей и начинает обобщать».

22. Допустим, что мир состоит из единичных, неповтори­мых вещей, событий, фактов. Какие следствия вытекают из этого допущения в практической, научной деятельности людей?

23. Еще древние египтяне знали, что любой треугольник со сторонами 3, 4 и 5 будет прямоугольным и что сумма квадра­тов его катетов будет равна квадрату гипотенузы. Что же нового даст в этом случае теорема Пифагора?

26. Раскройте понятие «индетерминизм». Почему индетерми­низм больше всего проявился в квантовой механике, микромире.

27. Что означало бы наличие в мире первопричины?

28. Тождественны ли понятия «случайность» и «вероятность»?

29. Должна ли наука избегать случайностей? Как Вы понимаете выражение: «Наука — враг случайностей»? Согласны ли Вы с ним?

30. Эквивалентны ли высказывания?

а) Все в мире причинно обусловлено.

б) Все в мире необходимо.

31. Допустим, что в мире господствует случайность, а не­обходимости нет. Какие следствия в практической жизни выте­кали бы из этого допущения?

32. «То, что Вы получили на экзамене неудовлетворитель­ную оценку, — это не случайность, на то есть свои причины...» Корректно ли такое суждение с точки зрения диалектики при­чины и следствия, случайности и необходимости?

33. Почему между формой и содержанием в процессе раз­вития возникает противоречие?

34. В чем состоит единство и противоположность сущности и явления?

35. Существует ли некая конечная сущность и возможно ли ее исчерпывающее познание? Каким образом наука постигает сущность? Объясните мысль К. Маркса: «...Если бы форма про­явления и сущность вещей непосредственно совпадали, то вся­кая наука была бы излишня...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 384). Почему невозможно совпадение сущности с формой ее проявления?

36. Что такое кажимость, видимость? В каком отношении находятся категории «кажимость» и «сущность».

37. Можно ли утверждать, что сущность вещи — это объек­тивная реальность, ведь она не дана человеку в ощущениях?

38. Может ли сущность быть одновременно и явлением? Ответ аргументируйте.

39. Возможно ли существование таких сущностей, которые бы ни в чем не проявлялись?

40. Какова взаимосвязь категорий сущности и закона? Мож­но ли сказать, что законы порождают явления? И наоборот: явления формируют законы?

41. Огонь может возникнуть от спички и молнии, атомного взрыва и сжатия. Значит, одно и то же явление может иметь са­мую разнообразную сущность. Так ли это? Обоснуйте свой ответ.

42. Может ли одна и та же сущность иметь различные про­явления? Может ли одно и то же явление иметь разную сущ­ность? Приведите примеры.

43. Можно ли сущность вещи отождествлять с ее качеством, а явление — со свойством?

44. Почему следует отличать возможное от действительно­го и как отличить их друг от друга? В каком виде существует возможность?

45. Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности? Обо­снуйте свой ответ.

46. Можно ли предвидеть, какой будет сельскохозяйствен­ная техника через 10 или 100 лет?

47. Все реальные возможности превращаются в действи­тельность? Можно ли предвидеть и планировать возможности?

48. Может ли абстрактная возможность превратиться в ре­альную? Обоснуйте свой ответ.

49. «Мысль содержит возможность того положения вещей, которое в ней мыслится. То, что мыслимо, также возможно...» Правильно ли это высказывание?

 

Занятие 15. Вопросы теории познания. Философия человека и общества.

Цель занятий: помочь студентам понять, почему познание выступает предметом философского анализа. Рассмотреть основные аспекты философской антропологии – сущность и антропологическую структуру человека, антропогенез, философские решения проблемы жизни и смерти, смысла жизни и свободы воли. Осветить проблемы и вопросы общества, его структуру и характеристику его основных сфер.

Основные вопросы:

1. Субъект, объект, предмет, формы и уровни познания. Абсолютная и относительная истины. Научное познание: его сущность и структура.

2. Проблема человека в философии. Основные антропологические теории.

3. Социогенез и основные проблемы общественных устоев.

Методические рекомендаций: задание имеет индивидуально-групповой характер, подготовку к семинарскому занятию можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Студентам, при подготовке к занятию, следует хорошо уяснить отличительные особенности различных форм и уровней познания, вопросы, связанные с понятиями абсолютной и относительной истины, критериями их обоснования. В ответах нужно показать умение философской логикой осмысливать проблемы жизни, смерти, смысла жизни и свободы воли. Продемонстрировать должный уровень знаний основных проблем социогенеза и умение самостоятельно обобщать важные проблемы развития общества. Студенты также должны ясно представлять себе психологическое состояние человека во время совершения тех или иных поступков, то есть четко понимать какой акт психологического состояния человека в последний момент толкает человека на поступок. На СРСП будет проведено тестирование по основным вопросам рассматриваемой проблемы, и, рассмотрены логические задачи и упражнения, прилагаемые к теме.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 15

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание — это:

а) процесс погружения «ума» в действительность;

б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д) отражение объективной действительности в сознании человека;

е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

2. Представителями, каких философских направлений сделаны следующие заявления?

а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи,...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта " вещь в себе" находится по ту сторону нашего познания».

в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение — это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

4. «...Все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гно­сеологическими истоками.

5. Назовите (из приведенных ниже) философское направ­ление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а) Эклектика;

б) конвенционализм;

в) софистика;

г) диалектика;

д) догматизм.

6. «Вопрос о существовании внеземной жизни... подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «...же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У. Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218 — 219). Как Вы относитесь к такому суждению?

7. Исходя из основных функций практики, обсудите про­блемные ситуации:

а) Практика — основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?

б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность?

в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?

г) Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-технические средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?

8. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:

а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику?

б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?

в) Проверяются ли на практике истины математики?

г) Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории?

д) Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими?

е) Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам?

9. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.

б) Идея, руководство которой приводит к успеху.

в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

д) Мнение большинства.

е) Мнение, закрепленное авторитетом и временем.

ж) То, что соответствует цели человека.

з) Соответствие знаний ощущениям субъекта.

и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

10. Выберите правильное предложение:

а) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» — это лишь названия или оценки;

б) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет;

в) Есть мысли истинные вообще и есть мысли ложные абсолютно;

г) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении.

11. Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, кото­рые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следу­ющих положениях:

а) Весь мир состоит из атомов — мельчайших, неделимых частичек вещества;

б) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы — электроны;

в) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре.

12. В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.

а) Она более субъективна, чем материальное производство.

б) Ей в большей мере присущ творческий характер.

в) Она направлена на преобразование общественных отношений.

г) В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.

д) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

13. К. Маркс писал: «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 7). Что означает истинность методов ис­следования и какие факторы ее обусловливают?

14. В произведении И.С. Тургенева «Рудин» мы читаем: «" По­чему же верите Вы в факты? " — " Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству". — " Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вок­руг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Копер­ником? "». Вмешайтесь в спор Рудина и Пегасова и выскажите свое мнение о природе факта. Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»?

15. «Закон инерции является первым большим успехом в физике, фактически ее действенным началом. Он был получен размышлением об идеализированном эксперименте, о теле, постоянно движущимся без трения и взаимодействия каких-либо других внешних сил. Из этого примера, а позднее из мно­гих других, мы узнаем о важности идеализированного экспери­мента, созданного мышлением» (А. Эйнштейн). Исходя из чего ответье:

а) Что такое идеализация? Чем она отличается от абстрагирования и обобщения?

б) Что такое «мысленный эксперимент»? Какую познавательную операцию он предполагает?

в) Объекты науки — это в значительной мере идеализированные объекты (математические понятия, идеальный газ, абсолютно упругое тело, химически чистое вещество и т. п.). Если наука претендует на отражение действительности, то почему она не откажется от «идеализированных объектов»? Приведите примеры идеализации в общественных науках.

г) Как в научном познании возникают идеи и проблемы?

16. Выявите и охарактеризуйте логический прием, на основе которого были сделаны важные естественно-научные выводы:

а) «Один свет затемняет другой, например, солнце — свет свечи, подобно тому, как более сильный голос заглушает другой, слабый. Отсюда следует, что свет есть материя» (М.В. Ломоносов);

б) «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то, схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо... Таким образом, пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула мысль: вот изображение бензола» (П. Кекуле).

17. «...Там, — писал Ф. Энгельс, — где дело идет о понятиях, диалектическое мышление приводит по меньшей мере к столь же плодотворным результатам, как и математические выкладки» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 408). Исходя из данного утверждения, ответьте:

а) В чем отличие философских методов от конкретных приемов научного исследования?

б) В чем заключается эффективность диалектического метода в исследовании научных понятий?

в) Какие методы математики Вам известны?

18. К. Маркс считал, что «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой».

а) Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современной науке?

б) Каковы преимущества языка математики перед другими языками (химии, астрономии, политической экономии и др.)?

19. Какое из определений наиболее полно раскрывает природу научной теории?

а) Непротиворечивая система взглядов, идей, представлений, в обобщенной форме раскрывающих существенные свойства и закономерности объективного мира.

б) Непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, с помощью которых происходит систематизация и упорядочение информации эмпирического уровня познания.

в) Система взглядов, идей, представлений, с помощью которых происходит непротиворечивое объяснение эмпирических фактов.

20. Проанализируйте приведенные ниже определения сущ­ности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?

а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель).

б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).

в) «Человек — не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден).

21. Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?

а) Человек и личность — это тождественные понятия.

б) Человек — это антропологическое понятие, а личность – социальное.

в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.

д) Личность — это общественно развитый человек.

22. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельно­му индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3). Ответьте:

а) Какие принципы исследования заключены в этом по­нимании человека?

б) Кого имел в виду К. Маркс: «индивида», «личность» или «человека» — как родовое понятие?

23. Проанализируйте данные высказывания:

а) «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.И. Ленин);

б) «Нет такого поступка, который не затрагивал бы другого человека... Абсолютных личностей не существует. Тот, кто отчуждается от общности, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других» (Сент-Экзюпери).

24. Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений личности:

а) Личность — это социальное существо;

б) Личность — это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность;

в) Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои взаимоотношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности;

г) Личность — это органическое единство биологической и социальной эволюции;

д) Понятие «личность» тождественно понятию «я».

25. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс);

б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П. Сартр);

в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм);

г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б.Спиноза).

26. Какое из определений, по Вашему мнению, является правильным?

а) Общество — это совокупность индивидов.

б) Общество — это способ взаимного приспособления людей.

в) Общество — это самостоятельное образование, не связанное с деятельностью людей.

г) Общество — это исторически изменяющаяся форма жиз­недеятельности людей.

27. Разъясните смысл влияния общественной среды на лич­ность из следующей мысли Г.В. Плеханова: «Каждая личность своей особой походкой идет по дороге протеста. Но куда ведет эта дорога — это зависит от общественной среды, окружающей протестующую личность».

28. Образовательный ценз, объем знаний, специальность — эти признаки и необходимы, и недостаточны для интелли­гентного человека, если понятие «интеллигент» употребляется в нравственно-философском смысле. В чем проявляется разли­чие в социологической и нравственно-философской оценках интеллигентного человека?

29. «Фрейд показал, что разум — ценнейшее... из качеств человека — сам подвержен искажающему воздействию страс­тей, и только понимание этих страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума...» (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990. С. 147).

Можно ли считать такие явления, как немотивированная жестокость в поведении подростков, массовые проявления ре­лигиозного фанатизма, агрессивные националистические выс­тупления и т. п., подтверждением идей 3. Фрейда о том, что человеческое сознание управляется страстями?

30. В книге «Бытие и ничто» французский философ Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурд­но, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «Откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, оди­наковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот воп­рос» (Цит. по: Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. М., 1981. С. 8—9).

Что объединяет Сартра и Шредингера? Как ответить на поставленные Шредингером вопросы с философских позиций?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.