Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задачи. 1.Почему, именно в эпоху Возрождения появляются социально-политические учения философов?






1.Почему, именно в эпоху Возрождения появляются социально-политические учения философов? Обоснуйте.

2. Почему именно в эпоху Возрождения появляются утопические идеи? Обоснуйте.

3. Какое значение для гносеологии имеет мысль Н. Кузанского о том, что «с веры начинается всякое понимание»? Прокомментируйте.

 

Занятие № 7. Философия Нового времени и Просвещения

Цель занятий: познакомить студентов с социально – экономическими, политическими и культурными условиями эпохи Нового времени, объективно повлиявших на интенсивное развитие философии и естественно научных дисциплин. Показать специфику развития классической новоевропейской философской мысли, ее онтологические, методологические и гносеологические корни и особенности. Раскрыть роль просветительства в преодолении религиозной догматики и методов схоластического мышления.

Основные вопросы:

1. Проблема поиска методов в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза).

2. Философские учения Д. Локка, Т. Гоббса,

В. Лейбница.

3. Философия эпохи просвещения: проблема человека, история философии Вольтера, географический детерминизм Монтескье.

Методические рекомендаций: задание имеет индивидуально-групповой характер, подготовку к семинарскому занятию можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Особое внимание следует обратить выяснению характерной специфики развития классической новоевропейской философской мысли, особенностям ее методологической ориентации. Опрос будет проводиться в устной форме, в ответах студенты должны продемонстрировать знание содержания и проблем данной темы, обратив особое внимание на следующие вопросы:

1. Почему в эпоху Новое время возникает лозунг «Знание – Сила»;

2. Что означает метод «Чистого разума»?

3. Каким образом можно опровергнуть Кантовский дуализм «Вещь в себе»?

На СРСП будет проведено тестирование по основным проблемам генезиса и функционирования философии Нового времени и Просвещения, и, рассмотрены логические задачи и упражнения, прилагаемые к теме.

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 7

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Назовите английского философа Нового времени, авто­ра высказывания: «Знание — сила». Что Вы о нем можете рас­сказать?

2. Можно ли утверждать, что французский философ Де­карт является основателем индуктивного метода в теории по­знания? Если да, то в чем сущность этого метода?

3. Кто является автором следующего высказывания: «Я мыслю, — значит, существую»? Прокомментируйте данное высказывание и расскажите коротко об авторе.

4. Можно ли утверждать, что в учении о субстанции Де­карт был дуалистом? Почему?

5. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чув­ствах». Кто из представителей сенсуалистической традиции в гносеологии является автором вышеприведенного высказыва­ния? Что о нем Вам известно?

6. Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто сле­довал этому направлению, и в чем это выражалось?

7. В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эм­пиризмом Бэкона.

8. Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода «Универсальная математика» и в чем состоял этот метод?

9. «Субстанция» — что это за понятие? Какие учения о субстанции Вам известны и в чем состоит их сущность?

10. Кому из философов Нового времени принадлежит те­зис: «Свобода есть осознанная необходимость»? С чем он связан и какую научную основу имеет?

11. В чем сущность монадологии Лейбница? К какому направ­лению можно отнести это учение: материализму или идеализму?

12. «Философия исключает теологию» (Т. Гоббс «К читате­лю»). А как думаете Вы? Приведите противоположные сужде­ния философов.

13. Р. Декарт в «Началах философии» различал пять ступе­ней мудрости. Первая ступень содержит только те понятия, ко­торые благодаря собственному свету настолько ясны, что могут быть приобретены без размышления. Вторая ступень охватывает все то, что дает нам чувственный опыт. Третья — то, чему учит общение с другими людьми... На четвертом месте — чтение книг... Это как бы вид общения с их творцами. Пятая ступень мудрости — философия.

В каком соотношении находится философия с названны­ми Декартом четырьмя ступенями мудрости? Как бы Вы опре­делили эту ступень?

15. Прокомментируйте положение Р. Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости.

Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?

16. Гольбах сформулировал следующее определение материи: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». В чем состоит отличие этого понятия материи от понятия материи в наше время?

17. «Общее всякой материи качество — это протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь фигуру, под­вижность или свойство передвигаться всей массой» (Гольбах). Как называется концепция материи, которую отстаивал Голь­бах? В чем состоит ее положительный смысл и ограниченность?

20. Французский ученый Робине писал, что в камне и ра­стении можно найти те же самые существенные для жизни прин­ципы, что и в человеческом организме; вся разница заключает­ся в комбинации этих признаков, в числе, пропорции, порядке и форме органов. Дайте философскую оценку этого рассуждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.