Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задачи. 1.Допуская мысль о признании «здравого смысла», Дж






1.Допуская мысль о признании «здравого смысла», Дж. Беркли утверждал, что на самом деле нельзя забывать, что «материя» - это лишь слово, а «вещи» - это комбинации ощущений. Попытайтесь опровергнуть выводы философа.

2. Д. Юм считал религию вредной для людей. И говорил, что «Чем больше образ жизни человека зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию». Попробуйте выяснить, почему так утверждал философ.

 

Занятие 10. Марксизм и Западная философия Х1Х-ХХ веков

Цель занятий: изучить характерные особенности и черты наиболее влиятельных философских школ Западной Европы XIX – XX вв., научить студентов классифицировать их по следующим направлениям и течениям, как плюрализм, экзистенциализм, прагматизм, сциентизм, антисциентизм и др. Рассмотреть значение марксизма в диалектика - материалистическом обосновании закономерностей развития и функционирования природной и социальной действительности. Показать роль Марксизма и Западной философии в формировании других форм мировоззрения Х1Х-ХХ веков и современного периода.

Основные вопросы:

1. Основополагающие концепции марксистской философии: материалистическая диалектика и исторический материализм.

2. Позитивизм: проблемы и исторические формы (пер­вая и вторая исторические формы, неопози­тивизм). Экзистенциализм: проблемы и противоречия. Религиозная философия ХХ века (неотомизм, мо­дер­низм, Т. де Шарден).

3. Западная философия 60-90 годов ХХ века (герме­невтика, структурализм, постмодернизм).

 

Методические рекомендаций: задание на занятие имеет индивидуально-групповой характер, и будет проводиться по системе «вопрос – ответ» в форме конкурса-диалога. Подготовку к самому семинарскому занятию нужно проводить в индивидуально-групповой форме. Вся группа будет разделена на две подгруппы, каждая из которых будет готовить по 30 вопросов для участия в конкурсном опросе. В порядке очередности согласно жребию, будут задаваться по 5 вопросов соперничающей стороне, итоги будут подведены в конце занятия. Победителем будет та подгруппа, которая ответить на большинство вопросов. Базовая оценка каждому участнику выигравшей стороны составит 0, 5 баллов, а всем участникам проигравшей стороны – по 0, 25 баллов. Кроме того, наиболее активные участники конкурса за каждый правильный ответ получат дополнительно по 0, 25 баллов.

На СРСП будет проведен устный опрос по выше указанным вопросам, и, рассмотрены логические задачи и упражнения, прилагаемые к теме. В ответах студенты должны продемонстрировать знание материала, навыки самостоятельного мышления и умение обобщать узловые проблемы темы.

 

 

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 10

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» (Соч. Т. 3., С. 4) указывает: «Филосо­фы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключа­ется в том, чтобы изменить его». Попробуйте выяснить:

а) О каком недостатке философии говорить Маркс?

б) Означает ли это, что, с точки зрения К. Маркса, философия больше не нужна?

в) Какую роль, исходя из этого положения К. Маркса,
должна играть философия?

г) В чем заключается связь между философией и революционной деятельностью масс по переустройству общества?

2. В. И. Ленин писал, что «Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности» (Соч. Т. 23., С. 44). Исходя из данного утверждения, ответьте на следующие вопросы:

а) Что хотел подчеркнуть В.И. Ленин словом «законченный»? Можно ли говорить о том, что материализм до К. Маркса был незаконченным?

б) Как понимать следующее изречение В.И. Ленина: «Домарксовские материалисты были материалистами " внизу" и идеалистами " вверху"»?

в) В чем заключалось, по В.И. Ленину, дальнейшее развитие материализма К. Марксом и Ф. Энгельсом?

г) Можно ли считать правильной «формулу»: Диалектический материализм есть диалектика Гегеля + материализм Фейербаха?

3. Можно ли утверждать, что сначала К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение о природе, а затем об обществе? Если да, то почему?

4. Выделите верное определение:

а) Материалистическая философия возникла потому, что на исторической арене появились К. Маркс и Ф. Энгельс, без которых, не было бы и диалектического материализма.

б) Философия марксизма появилась в результате филиации (выделения) идей.

в) Возникновение марксистской философии — закономерный результат исторического развития.

г) Философия марксизма возникла в основном из потребностей критического анализа всей предыдущей философии.

5. В. И. Ленин, рассуждая о значений общественной теории писал, что «Мы вовсе не смотрим на теорию как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни» (Собр. соч. Т. 4., С. 184). Исходя из данного утверждения, просим ответить на следующие вопросы:

а) Почему общественная теория (в том числе и марксистская) по своему существу не может стоять на месте, а должна развиваться и обогащаться?

б) Какие исторические сдвиги произошли в период жизни В.И. Ленина по сравнению со временем жизни К. Маркса и Ф. Энгельса?

в) В чем философская несостоятельность догматизма?

г) Какие философские проблемы особенно актуальны в современном мире? Назовите социальные и научно-познавательные причины, придающие той или иной философской проблеме законченный вид.

7. Как Вы понимаете следующее высказывание Ф. Энгельса: «Гегелевская система была последней, самой законченной формой философии, поскольку философия мыслится как наука, стоящая над всеми другими науками» (Соч. Т. 20., С. 23).

8. В каком произведении Ф. Энгельса раскрыты основные недостатки до Марковского материализма, преодоленные марксистской философией?

9. Х. Г. Гадамер для того, чтобы понять психологию того или иного автора в прошлой культурной среде, вводит понятие «герменевтического круга», то есть «понимание» рассматривается как постоянный процесс движения по кругу от части к целому, и, наоборот, от целого к части. Это означает, что ученый, по мнению Гадамера, должен вжиться в образ исследуемого субъекта, чтобы пережить те же социально-психические и иные переживания, которые были свойственны той эпохе и самому субъекту. Тем самым, говорил Гадамер можно избежать предвзятости в истолковании текстов, поступков и условий того периода. Как вы считаете, насколько был прав Гадамер?

10. Вторую половину 19 в. считают периодом смены философской парадигмы и переоценки ценностей. Философия от классической формы переходит в неклассическую форму. Что это означало, прокомментируйте?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.