Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задачи. 1. Многие философы искажают мысль К






1. Многие философы искажают мысль К. Маркса: вместо «Религия есть опиум народа» говорят, что «Религия есть опиум для народа». И потому встает вопрос: почему не допустимо такое искажение?

2. У Маркса есть изречение: «Деньги – это отчужденная родовая сущность человека». Прокомментируйте эту мысль К. Маркса.

3. Марксизм полагает пролетариата могильщиком капитализма. Попробуйте объяснить, почему марксизм выносит такое обоснование?

4. В свое время Ф. Ницше произнес: «Бог умер», что произвело в научно-философской мысли конца 19 в. и начала 20 в. непонимание и разочарование среди философов. На сей счет у Ницше, было свое обоснование. Попробуйте разъяснить позицию философа.

 

Занятие 11. Казахская философия

Цель занятий: познакомить студентов с зарождением, становлением и развитием мифологии древних казахов и особенностями философского мышления казахского народа. Изучить основные этапы становления и развития Казахской философской и социально – политической мысли, ее проблематику, специфику и основных мыслителей.

Основные вопросы:

1. Социокультурные детерминанты становления казахской философии.

2. Особенности и специфика казахского Просвещения. (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, Ы. Алтынсарин).

3. Философские взгляды Ш. Кудайбердиева.

Методические рекомендаций: задание имеет индивидуально-групповой характер, подготовку к семинарскому занятию можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. По желанию студентов, вышеуказанные вопросы могут быть заслушаны в форме докладов. При подготовке к занятию следует хорошо уяснить особенности становления и развития мифологии древних казахов, а также специфику философского мышления казахского народа. В ответах нужно показать знание материала, продемонстрировать навыки самостоятельного мышления и умение обобщать узловые проблемы темы. В ходе подготовки к семинарскому занятию студенты должны подобрать по 5 народных поговорок и пословиц, имеющих глубокий философский смысл, а также прокомментировать две следующие мудрые изречения: 1. Экенин конили балада, баланын конили далада; 2. Мысль Абая – Человек есть дитя своего времени. На СРСП будет проведено тестирование по основным проблемам генезиса и функционирования Казахской философии, и, рассмотрены логические задачи и упражнения, прилагаемые к теме.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 11

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Асана Кайгы в народе прозвали «Вещим певцом» и «Асаном-печальным». Прокомментируйте эти качества Асана Кайгы, данные ему народом.

2. Шакарим в своей книге «Три истины» приводит пять сильных аргументов в пользу материализма: путь кругообращения; путь природного происхождения; путь сродства; чувственные восприятия; многообразие. Прокомментируйте, насколько эти аргументы материалистичны?

3. В понимании души человека, Шакарим был не согласен с выводами светского естествознания и базирующейся на нем материалистической теории. Обоснуйте, с чем был не согласен Шакарим.

4. Почему Абая Кунанбаева и Чокана Валиханова относят к философам просветителям? Обоснуйте.

5. В 42, 43 «Словах» Абай говорит, что пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. Прокомментируйте, какие причины безделья выделяет Абай.

6. Чокана Валиханова за сбор богатых географических, этнографических и исторических материалов в западном Китае во время его знаменитого путешествия в Кашгарию (1858-1859 гг.), причислили к сотрудничеству с военной разведывательной службой России. Прокомментируйте, насколько это утверждение соответствует действительности? Если да, то почему?

7. Партия «Алаш» и алашординцы, после краха тоталитарной идеологии были реабилитированы. Но принцип историзма требует рассматривать прошлую историю диалектический, выделяя как позитивные, так и негативные стороны действий, фактов и явлений. В этой связи попытайтесь определить позитивные и негативные аспекты в деятельности «Алаша» и алашординцев.

 

Логические задачи

1. Имя Коркут ата происходит от слова «корык» - бояться, устрашать. Оно в древней мифологии казахов, определяло одно из принципиальных состояний человеческого бытия. Попробуйте определить, о каком страхе идет речь?

2. Ходжа Ахмед Яссауи, достигнув 63 лет, спустился в подземелье, и больше уже не видел солнца. Объясните, почему он так поступил?

3. Почему Абая Кунанбаева нарекли Гневным судьей и Печальником народа? Объясните.

4. 45-ое «Слово» заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Объясните, почему обладание этими качествами, позволяет человеку обладать миром? И что Абай имел в виду, когда говорил о «Любви»?

 

Занятие 12. Русская философия

Цель занятий: изучить хронологию развития русской философии, предпосылки ее становления и истоки. Рассмотреть основные направления генезиса Русской философии: феодально-религиозную ортодоксию, естественнонаучную философию, типы философского мышления Нового времени и т. д. В сравнительной характеристике познать особенности славянофильства, западников, русского космизма и др. течений русской философии.

Основные вопросы:

1. Истоки, традиции и особенности русской философии.

2. Русская религиозно-идеалистическая философия. В. Соловьев.

3. Христианско-экзистенциальное направление русской философии. Н. Бердяев.

4. Философские проблемы русского космизма.

Методические рекомендаций: подготовку к самому семинарскому занятию нужно проводить в индивидуально-групповой форме. Само занятие будет проведено аналогично занятию №10. Вся группа будет разделена на две подгруппы, каждая из которых будет готовить по 30 вопросов для участия в конкурсном опросе. В порядке очередности согласно жребию, будут задаваться по 5 вопросов соперничающей стороне, итоги будут подведены в конце занятия. Победителем будет та подгруппа, которая ответить на большинство вопросов. Базовая оценка каждому участнику выигравшей стороны составит 0, 5 баллов, а всем участникам проигравшей стороны – по 0, 25 баллов. Кроме того, наиболее активные участники конкурса за каждый правильный ответ получат дополнительно по 0, 25 баллов. На СРСП будет произведен устный опрос по четырем вышеуказанным вопросам, и, рассмотрены логические задачи и упражнения, прилагаемые к теме. Опрос будет проводиться по комбинированной схеме, в устных ответах студенты должны продемонстрировать знание материала, навыки самостоятельного мышления и умение обобщать узловые проблемы темы. В письменном заданий нужно провести сравнительный анализ между Славянофилами и Западниками, и в табличной форме дать характеристику их деятельности не менее чем по 10 критериям, являющихся существенными и определяющими. Критерий оценки определяются студентами произвольно.

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 12

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.Почему мы говорим, что Русская философская мысль есть органическая часть мировой философии и культуры. Обоснуйте.

2. В 11 веке Илларион в своей книге «Слово о Законе и благодати» - объясняя суть христианского учения, пишет об эпохе «Закона» и эпохе «Благодати». Объясните, о чем шла речь?

3. В 16 в. Филофей создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». Расскажите, о чем было это учение?

4. В переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским шла острая полемика о русской государственности. Ответьте, какую позицию занимал каждый из них?

5. М. Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения материи, которая как бы явилась продолжением атомистической теории Левкиппа-Демокрита. Расскажите, какая связь наличествует между этими теориями?

6. Как известно, П. Чаадаев своими публикациями («Философические письма») буквально взорвал общественное мнение России и вызвал бурные дискуссии на долгие годы. Как вы думаете, почему П. Чаадаева считают создателем философского направления, занявшегося поиском самоопределения России?

7. Политика царя Петра первого в России оценивалась не однозначно, особенно славянофилами. А как вы сами оцениваете его политику? Попытайтесь обосновать свою позицию конкретными фактами из деятельности Петра первого.

8. После П. Чаадаева тема самоопределения России и поиска ею места в системе «Запад-Восток» стала одной из главнейших в общественно-политической и философской мысли России. На этой почве образовались два направления в философии – «Славянофилы» и «Западники». И хотя их позиции сильно разнились между собой, но и были определенные общие начала, характерные для них обоих. Ответьте, о каких общих началах идет речь?

9. У Ф. М. Достоевского основными темами его произведений выступают человек, свобода, борьба добра и зла. Главным в человеке, он, считал его свободу. Но, при этом, он был против насильственного способа приведения к счастью людей. Однако, по нему, и сама свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла. Причем, он полагал, что у свободы есть свои пределы. Его знаменитый вопрос – все ли дозволено человеку? И сам же тут отвечает: Нет не все. Прокомментируйте, что Достоевский имел в виду.

10. Основными идеями философии В. С, Соловьева являются идеи Всеединства, Богочеловечества и Цельного знания. Прокомментируйте значение каждой из этих идей.

Логические задачи

1. Почему Русская философия после 1922 года была представлена в основном философией русского зарубежья. Объясните, с чем это было связано?

2. Начиная с декабристов, почти все революционеры, в том числе и большевики, старались не обзаводиться семьями. Объясните, эти поступки революционеров.

3. Ответьте, как вы понимаете идею русской философии о «Соборности»?

4. Н. А. Бердяев, рассуждая о кризисе философии, пишет, что бытие иррациональна, а западная философия пытается познать его рациональным способом. Расскажите, о чем идет речь?

 

Занятие 13. Проблемы бытия и сознания

Цель занятий: рассмотреть все основные вопросы, связанные с понятиями бытия и субстанции. Изучить материю как философскую категорию, ее атрибуты, формы движения и структурные уровни. Познать феномен сознания, его происхождение и сущность. Научиться выделять общность и различие между «Сознательным» и «Бессознательным».

Основные вопросы:

1. Понятие бытия и субстанции. Категория материи, ее атрибуты и формы. Уровни организации живой и неживой материи.

2. Основные формы движения материи. Пространство и время.

3. Сознание: происхождение и сущность.

4. Сознательное и Бессознательное.

Методические рекомендаций: задание имеет индивидуально-групповой характер, подготовку к семинарскому занятию можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. При подготовке к занятию следует хорошо усвоить такие понятия, как: «Мир сущий», «Бытие» и «Не бытие», «Материя», «Пространство», «Время» и др. дефиниции. В ответах студенты должны продемонстрировать хорошее знание материала и умение перечислить все основные элементы психики человека. На СРСП будет проведено тестирование по основным проблемам бытия и сознания, и, рассмотрены логические задачи и упражнения, прилагаемые к теме.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 13

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. С позиций какого философского направления даны следующие определения?

а) То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов («ощущений»).

б) С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе
и называя материей...

в) Материя есть постоянная возможность ощущений.

2. В какой степени истинны следующие суждения?

Материя — это:

а) то же, что и реальность;

б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, тяжестью, фигурой, непроницаемостью;

в) совокупность вещества и поля;

г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности;

д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия;

е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием.

ж) постоянная возможность ощущений;

з) неизменная первооснова бытия;

и) пространственная развертка мировой идеи.

3. Материализм XVII—XVIII вв. был преимущественно механическим и метафизическим. Как Вы это понимаете? Ответьте далее на вопросы:

а) Мир материален. Как менялось представление о материи в ходе исторического развития философской мысли?

б) Правильно ли отождествлять материю с природой?

в) Как изменились взгляды на материю с XVIII по XX век?
Назовите наиболее важные научные достижения XX в., оказавшие влияние на учение о материи.

г) Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «вещество»?

Аргументируйте свой ответ.

4. Согласны ли Вы со следующими взглядами американского физика В. Гейзенберга? Обоснуйте свой ответ.

а) «Современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки...Энергия — это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи... Энергия есть субстанция...»

б) «...Все многообразие элементарных частиц объясняется некоторой универсальной первоматерией, которую можно назвать энергией или материей».

5. «Природа существует вне и независимо от сознания людей». Является ли это утверждение необходимым или доста­точным условием для материалистической точки зрения? Или необходимым и достаточным?

6. «" Материя" и " сознание" являются, по сути дела, кон­венциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бес­смысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу — Солнце или Земля» (Б. Рассел). Прав ли Б. Рассел? Ар­гументируйте свой ответ.

А также то, чего здесь нет.

7. Известный физик С. Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

а) Элементарные частицы — это атомы Демокрита, т.е. первичные элементы материи;

б) Элементарные частицы — это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений;

 

в) Элементарные частицы — это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.

Какая философская позиция лежит в основе каждой из этих точек зрения?

8. Дайте философский анализ по поводу следующих суж­дений о единстве мира, выразите свою позицию:

а) Единство мира состоит в его материальности.

б) Единство мира состоит в его существовании.

в) Единство мира проявляется в синтезе его химического состава.

г) Единство мира состоит в том, что во всех его частях действуют одни и те же законы.

д) Мир един, поскольку в нем все взаимосвязано.

9. «Движение, — пишет Ф. Энгельс, — есть способ суще­ствования материи» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 59). Исходя из данного утверждения, ответьте на следующие вопросы:

а) В чем отличие диалектико-материалистического понимания движения от понимания его в метафизическом материализме?

б) Почему с точки зрения диалектического материализма нельзя отрывать материю от движения?

в) На каком основании в диалектическом материализме утверждается, что движение несотворимо и неуничтожимо?

10. Возьмем два примера: просто перемещение тела в про­странстве и возникновение в процессе биологической эволю­ции нового вида. В обоих случаях имеют место опреде­ленные изменения. Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»? А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?

11. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» одобрительно отзы­вается о высказывании Кирхгофа: «Покой — это частный слу­чай движения».

а) Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга?

б) Можно ли покой рассматривать как движение, а движение — как покой?

в) Есть ли в движении нечто остающееся неизменным?

Проанализируйте это на примерах из естественных и общественных наук, общественной практики.

г) Что сохраняется в равномерном и равноускоренном движениях?

12. Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму?

а) Механическое движение — наипростейший вид движения материи.

б) Биосистемы развиваются по законам механики.

в) Механическое движение — универсальный вид движения материи.

г) Все формы движения материи включают в себя механическое движение.

13. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 71).

Можно ли считать данное утверждение Б. Рассела проявле­нием механицизма?

14. Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:

а) субъективного идеализма;

б) объективного идеализма;

в) метафизического материализма;

г) диалектического материализма.

15. Кому может принадлежать следующее высказывание:
«Пространство и время вовсе не форма " моего" созерцания — это форма организации общечеловеческого опыта»?

а) Канту;

б) Маху;

в) Дидро;

г) Гегелю;

д) Энгельсу;

е) Богданову.

16. Что такое субъективное время? Какой смысл вкладывается в это понятие? В связи с этим проанализируйте строки из стихотворения С.Я. Маршака:

Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его.

17. Излагая сжато сущность общей теории относительности, А. Эйнштейн говорил: «Сущность такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Сопоставьте это суждение с высказыванием Ф. Энгельса: «Обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.С. 50).

В каком отношении находятся между собой эти высказывания?

18. Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа сознания, его существенные свойства. Выделите из них существенные свойства сознания.

а) «...Наше сознание и мышление, как бы ни казались
они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа — мозга» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.С. 285—286).

б) «...Психическое, сознание... есть высший продукт материи (т. е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека»
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 239).

в) «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18.С. 66).

г) «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29).

Ответьте на вопросы, связанные с приведенными суждениями:

а) Можно ли познать сущность и законы человеческой
психики без учета деятельности мозга, нервно психических процессов?

б) Можно ли понять природу человеческого сознания,
изучая только его мозг?

в) Что такое вульгарный материализм? Как он решает проблему психического?

г) Объясните взаимодействие биологических и социальных факторов в процессах возникновения и развития человека, человеческого сознания.

д) Что такое гилозоизм?

19. В.И. Ленин на полях конспекта книги Гегеля «Наука логики» заметил: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194).

а) Как понимать положение о том, что сознание «творит» мир?

б) Сознание, доказывает материалистическая философия, вторично по отношению к материи. Означает ли это, что сознание не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физическое состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на практическую деятельность человека и общественное развитие?

в) Прокомментируйте выражение К. Маркса: «...Теория становится материальной силой, как только она овладеет массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422).

20. К. Маркс утверждал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и пре­образованное в ней» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21). Можно ли из этого сделать следующие выводы:

а) Идеальное существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности (идеальное есть форма деятельности общественного человека, взятая вне человека).

б) Идеальное существует в голове с помощью реальной предметной деятельности (идеальное есть субъективная реальность).

в) Идеальное является особой субстанцией.

 

21. «Человек — это машина, — считал французский матери­алист XVIII века Ламетри. - Человеческий разум тоже механи­ческое явление, он является и результатом и условием соверша­ющихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать " весьма просвещенной машиной"». Проанализи­руйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.

22. «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук соверша­ет операции, напоминающие операции ткача, и пчела пост­ройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс). Чем отличается труд от целенаправленной по форме деятельности животных и насекомых? Как связано сознание с трудовой деятельностью человека? Какую роль играет сознание в процессе труда? Можно ли считать, что:

а) Мысль не существует вне языковой оболочки;

б) Язык — это только внешняя материальная форма мысли;

в) Мысль доступна познанию и пониманию только будучи облеченной в языковую форму;

г) Язык и мышление взаимосвязаны.

23. Если в будущем человечеству удается создать искусствен­ный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный мате­риализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет реализовываться в материальных процессах?

24. Размышляя над проблемой сознания, французский философ Д. Дидро обратил внимание на то, что частицы некоторых веществ, например, соли, сахара, воды, попадая в наше тело и далее в наш мозг, становятся ощущающей мыслящей материей. Как и откуда возникает у них эта способность ощущать, мыслить? Значит, рассуждает Дидро, эти частицы должны были иметь эти свойства и ранее, до того как они попали в
мозг. Таким образом, не только живая, но и неживая материя обладает способностью ощущать, мыслить.

Прав ли Д. Дидро? Как называется его философская кон­цепция? Как Вы ответили бы на поставленные им вопросы?

25. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-исто­рическим продуктом?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Можно ли согласиться с таким выводом: «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя — это фило­софская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следо­вательно, материя существует только в сознании»?

2. В чем заключается специфика социальной сферы мате­риального мира?

3. Один из учеников озадачил своего учителя философа, утверждая, что электроны, ядро Земли, «черные дыры» не являются материальными объектами, т. к. не даны человеку в его ощущениях.

В чем ошибочность такого вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»?

4. Укажите, в чем сходство и в чем различие понятий «бес­конечный» и «безграничный»?

5. Раскройте философское значение закона сохранения и превращения энергии, закона Эйнштейна: Е = тс2.

6. Какая важнейшая сторона сознания и его функция реа­лизуются в изобретательстве и техническом творчестве

7. Расшифровывает, разгадывает ли мысли так называемый «детектор лжи»?

8. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку? Какова роль языка в обмене мыслями?

9. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.

10. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?

11. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

12. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

13. Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?

14. Прав ли Т. Гексли, когда он заявляет, что не верит в суще­ствование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?

15. В чем принципиальное отличие сознания человека от отражения мира высшими животными?

16. «Вся материя отражает». «Вся материя ощущает». Тождественны ли эти суждения?

17. Почему именно труд привел к возникновению созна­ния? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастичес­кой литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обру­чев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

 

 

Занятие №14. Диалектика и метафизика.

Цель занятий: рассмотреть диалектику как теорию и метод познания действительности, и учение о развитии. Изучить основные законы и категории диалектики. Познать метафизику как антипод диалектики. Научить студентов умению выделять общность и различие между диалектикой и метафизикой.

Основные вопросы:

1. Диалектика как теория и метод познания действительности и учение о развитии.

2. Основные законы и категории диалектики.

3. Метафизика как антипод диалектики.

Методические рекомендаций: задание имеет индивидуально-групповой характер, подготовку к семинарскому занятию можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. При подготовке к занятию студенты должны хорошо усвоить отличительные теоретико-методологические познавательные особенности диалектики и метафизики, и использование их в общественно-практической деятельности людей. В ответах также нужно продемонстрировать глубокое знание законов и категории диалектики. На СРСП будет проведено тестирование по наиболее узловым вопросам рассматриваемой проблемы, и, рассмотрены логические задачи и упражнения, прилагаемые к теме.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 14

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Какое из определений диалектики наиболее полно вы­ражает ее сущность как науки?

а) Наука о движении понятий.

б) Искусство вести спор путем раскрытия противоречий в суждениях оппонента.

в) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

2. Объясните следующие теоретические понятия: «объек­тивная диалектика», «субъективная диалектика», «стихийная диалектика», «идеалистическая диалектика», «материалистичес­кая диалектика». В связи с этим проанализируйте положение Ф. Энгельса: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господству­ющего во всей природе движения путем противоположностей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 526).

3. Что означает термин «метафизика»? Каково его происхож­дение? В чем принципиальное отличие диалектики от метафизи­ки? В чем заключается революционная сущность диалектики? По­чему А.И. Герцен называл диалектику «алгеброй революции»?

4. Какая из указанных черт не характеризует развитие?

а) Определенная направленность (поступательное восхождение от низшего к высшему);

б) усложнение — переход от простого к сложному;

в) любое изменение;

г) обновление — возникновение нового качества.

5. Какие стороны объективной действительности отражает понятие «закон»? В связи с этим проанализируйте следующие положения:

а) «...Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 135).

б) «Закон есть отношение... Отношение сущностей или между сущностями» (Там же. С. 138).

в) «Закон есть прочное (остающееся) в явлении» (Там же. С. 136).

6. В чем заключается противоположность материалистического и идеалистического понимания законов науки? В этой связи назовите, к каким философским направлениям можно отнести следующие трактовки законов науки?

а) Научные утверждения, имеющие общезначимый смысл,

б) отражение законов природы и общества;

в) следствие законов человеческого разума, организующего различный эмпирический материал;

г) отражение общих, существенных и повторяющихся связей вещей и явлений;

д) продукт человеческого духа, не имеющий смысла помимо человека;

е) проявление божественных сил, деяний Бога.

7. Определите, какой метод мышления критикует Энгельс: «Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизнен­ные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия. Движение само есть про­тиворечие». (Там же. Т. 20. С. 123).

8. Одна из комедий Эпихарма содержит пародию на диа­лектику Кратила (ученика Гераклита), который считал, что в одну и ту же реку нельзя войти и один раз — настолько все изменяется: «Должник отказывается вернуть долг заимодавцу, аргументируя это тем, что они оба уже не те люди, что были прежде. Заимодавец колотит его, а затем привлеченный поби­тым должником к суду, разъясняет судье, что жалобщик и по­битый уже не одно и то же лицо». Отражением, какого взгляда на диалектику является содержание этой комедии?

9. «...Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все его связи и " опосредствования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование все­сторонности предостережет нас от ошибок и омертвления» (Ле­нин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290).

Как понимать это замечание Ленина? Означает ли оно, что диалектика требует того, что актуально недостижимо?

10. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Аргументируйте свой ответ.

а) Качание маятника;

б) старение человека;

в) сборка машины на конвейере;

г) тренировка спортсмена;

д) контрреволюционный переворот;

е) взаимопревращение элементарных частиц;

ж) течение болезни;

з) «круговорот» воды в природе;

и) Броуновское движение;

к) движение Земли по орбите вокруг Солнца;

л) разрушение природной среды человеком.

11. Какими из перечисленных ниже свойств должна обла­дать связь, чтобы она получила статус закона?

а) Объективность;

б) устойчивость;

в) причинность;

г) необходимость;

д) повторяемость;

е) случайность;

ж) простота;

з) вариативность;

и) абсолютность;
к)существенность.

12. Укажите правильное определение понятия «развитие».
Развитие — это:

а) количественные изменения объекта;

б) всякое движение;

в) прогрессивное изменение;

г) движение по кругу;

д) движение от менее совершенного к более совершенному;

е) необратимые качественные изменения системы;

ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения в явлениях;

з) тождественное всякому изменению.

13. «Чтобы понять отдельные явления, мы должны вырывать их из общей связи и рассматривать изолированно». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 256).

Означает ли это, что глубокое изучение явления неизбеж­но сопровождается метафизической односторонностью?

14. Укажите правильное определение диалектического про­тиворечия. Это:

а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс
развитию;

б) взаимоисключение противоположностей;

в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять.

15. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одина­ковы по своему характеру? Чем отличаются объективные про­тиворечия от противоречий в познании, мышлении?

16. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:

а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.

б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.

в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.

г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.

17. С какими видами противоречий Вы сталкиваетесь в повсед­невной жизни? Приходится ли Вам их разрешать и каким способом?

18. Объясните «новое мышление» в современном обществе как проявление диалектики сознания. Какими путями форми­руется, реализуется новое мышление? Какой подход к разре­шению противоречий современного мира и нашего общества оно предлагает? Покажите реальные примеры становления но­вого мышления в понимании экономических, политических, национальных и других проблем развития нашего общества.

19. Покажите значение противоречий в развитии научных теорий. В связи с этим проанализируйте высказывание физика М. Планка о том, что для настоящего теоретика ничто не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собствен­но, начинается его работа.

20. На семинарском занятии возникла дискуссия. Один из студентов сказал, что внутренние противоречия играют решаю­щую роль в развитии системы, поскольку именно через внут­ренние противоречия осуществляется саморазвитие любого ма­териального объекта. Ему возразил второй студент, который заметил, что деление противоречий на внутренние и внешние относительно, поэтому вопрос о том, что важнее — внутрен­ние или внешние противоречия, — теряет смысл.

Кто из студентов прав? Аргументируйте свой ответ.

21. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть крите­рий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?

22. В каких из приведенных ниже афористических выраже­ний можно увидеть отражение тех или иных сторон закона един­ства и борьбы противоположностей?

а) Крайности сходятся.

б) Нет худа без добра.

в) Не было бы счастья, да несчастье помогло.

г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.

д) Чем хуже — тем лучше.

е) Клин вышибают клином.

23. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся.

а) Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.

б) Качество — это система важнейших и необходимых свойств предметов.

в) Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении. В разных отношениях вещь обладает разными качествами.

г) Качество — это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его признак в процессах сравнения с другими предметами.

24. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?

а) Количество — «это...безразличная к бытию, внешняя ему определенность» (Гегель. Г.В. Соч.: В 14 т. Т. 1. С. 228).

б) «Количество — объективная определенность качественно однородных явлений или качество в его пространственно временном аспекте, со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филос. энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 552).

в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 236).

25. «Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 547). Как Вы понимаете эту мысль Ф. Энгельса? Означает ли она, что вещи первичны по отношению к своим качествам? Вытекает ли из этого, что вещи более реальны, чем их качества?

26. Демокрит утверждал: «Лишь в общем мнении существу­ет сладкое, в мнении — горькое, в мнении — цвет, в действи­тельности же существуют только атомы и пустота» (Цит. по: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60—61).

Развивая эту идею, английский философ Дж. Локк разде­лил все качества предметов на первичные и вторичные. Такие качества, как форма, плотность, скорость, по Локку, абсолют­ны и не зависят от субъекта, поэтому они первичны. Цвета, запахи, звуки и все прочее производны от первичных. Они не присущи самим предметам, а являются результатом воздействия на наши органы чувств первичных качеств. Поэтому, считал Локк, вторичные качества относительны, субъективны.

Дайте философский анализ этим концепциям.

27. Можно ли считать соответственно революцией и эво­люцией следующие примеры перехода к новому качеству?

а) Взрыв ядерного устройства и замедленный распад в реакторе атомной электростанции;

б) образование нового вида путем мутаций и путем приспособления и естественного отбора;

в) переход к новому социальному строю путем вооруженного восстания и путем реформ;

г) переход к новой парадигме (концепции, стилю мышления) в науке и последовательное преобразование отдельных частей системы научного знания.

28. Что означает категория диалектики «снятие»?

а) Что отрицается и что сохраняется в процессе снятия?

б) В каком виде предшествующая ступень развития содержится в новой?

в) Почему В.И. Ленин говорил, что исторический про­гресс проявляется в том, что старое не просто отсекается, а переделывается «осторожно», «постепенно», чтобы ломалось «как можно меньше»?

В связи с этим уясните положение В.И. Ленина: «Не голос отрицания, не зряшное отрицание, не скептическое отрица­ние, колебание, сомнение характерно и существенно в диалек­тике, которая, несомненно, содержит в себе элемент отрица­ния, и притом как важнейший свой элемент, — нет, а отрица­ние как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 207).

29. Завершается ли процесс развития сменой одной формы бытия другой?

а) Существует ли развитие в неживой природе? Как на этот вопрос отвечает геология и астрономия?

б) Бесконечно ли будет существовать земная цивилизация? (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 363).

30. Проанализируйте революционную перестройку в нашем обществе сквозь призму законов диалектики. В чем ее рево­люционность? Какие скачки призвана она совершить в эконо­мике, политике, сознании? К чему приводит общество игно­рирование законов диалектики, дефицит диалектичности в со­знании, политике, практической деятельности людей?

31. В каких из перечисленных ниже афористических выс­казываний нашел отражение закон отрицания отрицания?

а) Новое — это хорошо забытое старое.

б) Клин вышибают клином.

в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

32. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) В каком направлении идет развитие?

б) Что является источником развития?

в) Каков механизм новообразования?

33. Определите закон диалектики, наиболее полно прояв­ляющийся в следующем высказывании: «Самое верное сред­ство дискредитировать новую политическую (и не только поли­тическую) идею и повредить ей состоит в том, чтобы, во имя защиты ее, довести ее до абсурда. Ибо всякую истину, если ее сделать " чрезмерной", если ее преувеличить, можно довести до абсурда» (Ленин).

34. Определите, действием какого закона диалектики мож­но объяснить явление, выраженное в словах: «На меня нашло озарение» — или: «Внезапное просветление, вдохновение».

35. От приведенных ниже понятий образуйте особенное и единичное: а) производство; б) техника; в) литература; г) спорт; д) государство.

36. Связь каких категорий нарушена в нижеприведенных стихотворных строках? Как их следовало бы перестроить, что­бы они имели смысл?

Потускнело зеркало — солнце померкло. Лавка упала — земля задрожала. Бабка чихнула — ветром подуло. Снял дед кожушок — растаял снежок.

36. Дайте философский анализ приведенных ниже суждений о причинности:

а) «Причинность — это не онтологическая, а логическая категория» (М. Шлик).

б) «Причинная зависимость, которая приписывается вещам, в действительности не содержится в самих вещах» (К. Пирсон).

в) «Все наши заключения относительно причин и действий основаны исключительно на привычке» (Д. Юм).

г) «Взаимодействие является истиной (конечной причиной) вещей» (Ф. Энгельс).

37. В какой степени истинны следующие суждения? Выберите 2—3 наиболее верных из них.

Случайность — это:

а) пересечение необходимостей;

б) непознанная необходимость;

в) явление, существующее наряду с необходимостью и независимое от нее;

г) то, что не нужно человеку;

д) то, что не ожидает человек;

е) форма проявления и дополнения необходимости;

ж) самопроизвольное отклонение от предначертанного идеального пути;

з) несущественная мелочь;

и) проявление несовершенства мира или человеческой деятельности;
к) как и необходимость, есть объективная характеристика любого явления. Каждое явление в одном отношении необходимо, а в другом — случайно.

38. Согласны ли Вы со следующими взглядами на случайность:

а) «Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность» (Демокрит);

б) «Явления, когда они происходят по совпадению, мы называем случайными...» (Аристотель);

в) «В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу... Случайной же какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания» (Спиноза);

г) «Мы называем случайными явления, причин которых мы не знаем и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть» (Гольбах);

д) «В историческом развитии случайность играет роль, которая в диалектическом мышлении, как и в развитии зародыша, резюмируется в необходимости» (Энгельс).

39. «Всякое научное мышление... неизбежно руководствует­ся допущением, что в глубочайшей основе явлений лежит аб­солютная закономерность, не зависящая от произвола и слу­чайности». (Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 100). Из какого понимания соотношения случайности и необходимости исходит М. Планк?

40. Истинны ли следующие определения?
Форма — это:

а) внешняя оболочка явления;

б) способ упорядочения человеческих ощущений;

в) способ организации и способ выражения содержания;

г) активное начало, придающее материи разнообразие и движение;

д) проявление целесообразности в мире.

41. Какое из утверждений наиболее полно характеризует содержание? Дайте обоснование своему выбору.

Содержание — это:

а) то, что отличает предмет или явление от другого предмета или явления;

б) совокупность свойств, признаков того или иного предмета;

в) главная характеристика, определяющая черта того или иного процесса, предмета, явления;

г) совокупность тех элементов, процессов и их отношений, которые составляют предмет.

42. Какое значение в развитии содержания играет форма?

а) В чем проявляется относительная самостоятельность формы?

б) Может ли одна и та же форма положительно и отрицательно влиять на развитие определенного содержания?

43. Может ли одно и то же содержание иметь различные формы?

а) Отражается ли на содержании это различие в формах проявления?

б) Выражает ли какая-либо форма данное содержание полностью? Сверьте свой ответ по работам В.И. Ленина (см.: Полн. собр. соч. Т. 6. С. 385; Т. 41. С. 88—89).

44. Можно ли сказать, что
сущность — это:

а) абсолютно неизменная первооснова вещи;

б) то, что человек считает важным;

в) относительный, исторически меняющийся предел познания явления;

г) то, для чего вещь предназначена творцом;

д) устойчивая система законов функционирования и развития явления?

45. И. Кант считал, что между явлением и сущностью ве­щей, «вещью в себе» лежит непроходимая пропасть, и пере­скочить через нее человеческому разуму не дано. Эту мысль он проводит в «Критике чистого разума». Однако в «Критике прак­тического разума» он заявляет, что переход от явления к сущ­ности возможен, но не для разума, а для веры.

а) Дайте анализ философским воззрениям И. Канта.

б) Какой смысл имеет «явление» в философии И. Канта? В связи с этим проиллюстрируйте примерами высказывание В.И. Ленина: «Сущность является. Явление существенно».

46. Явления преходящи, временны, изменчивы. А изменя­ется ли сущность? Как с возникновением теории относитель­ности углубились представления о сущности пространства и времени? Проанализируйте в этой связи и дайте философскую оценку следующим высказываниям:

а) Сущности вещей существуют извечно и останутся вечно жизненными.

б) Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущ­ности, от сущности первого, так сказать, порядка к сущности второго порядка, и т. д. без конца.

47. Какова взаимосвязь между следующими категориями:

а) необходимостью и возможностью;

б) возможностью и случайностью,

в) возможностью и вероятностью?

48. Какова роль субъективного фактора деятельности людей при превращении возможности в действительность в развитии общества? Возможно, ли предотвратить ядерную войну, сохранить мир и цивилизацию?

Проанализируйте возможности развития коллектива, в котором Вы учитесь. Все ли возможности используете Вы лично для своего всестороннего развития?

49. Возможность способна превратиться (при определенных условиях) в действительность. Допустимо ли говорить об обрат­ном переходе, т. е. о переходе действительности в возможность? Означает ли уничтожение какой-либо действительности ее пол­ное исчезновение или она переходит на уровень возможности?

50. Проанализируйте следующие предложения и укажите виды возможностей, о которых идет речь:

а) Вырастить ель из семян тополя.

б) Всем людям жить до 200 лет.

в) Вам самим полететь в космос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.