Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические задачи






1. Душа Древнеиндийского философа была встревожена наличием зла. И потому главной целью философии они считали искоренение зла. Из этого следует вопрос: в чем они видели главную причину страданий, и почему, даже рождение ребенка они считали страданием?

2. В индийской философии и культуре важную роль играет закон Кармы, или закон нравственного воздаяния. Многие считают ее божественной карой, хотя она связана с упорядочением и гармонизацией отношений между людьми. Попробуйте обосновать действие этого закона с научной позиций.

3. Чем буддизм отличается от других мировых религии?

4. Название Китая происходит от династии Цинь, и пишется на английском языке China (Чина). Но в транскрипции она читается Чайна. Почему?

5. Почему основателя Даосизма Лао Цзы считали мудрецом, предпочитающим молчать?

6. Одним из основополагающих принципов Даосизма был принцип не деяния: все должно идти своим естественным путем. Не надо активно вмешиваться ни во что, не надо мешать Дао – всеобщей закономерности, регулирующей космическую и нравственную жизнь людей. Прокомментируйте, насколько обоснован такой подход в реальной жизни.

Занятие № 4. Становление и своеобразие античной философии

Цель занятий: познать особенности становления и развития Античной философии, этапы генезиса и специфику ее предметной сферой. Показать роль Античной философии как классической формы философской системы в последующем развитии всей философской мысли, а также ее значение в развитии логики, гносеологии и методологии научного познания. Студенты должны хорошо усвоить типизацию основных школ и направления философии Античной Греции и Древнего Рима.

Основные вопросы:

1. Начало античной философии, понятие сущего, материализм и идеализм, диалектика и метафизика (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, элеаты, атомисты).

2. Поворот предметной сферы философии от космоса к обществу и человеку (софисты и Сократ). Этический идеализм Сократа (Доклад).

3. Вершина античной классики: объективный идеализм Платона (Доклад).

4. Вершина античной классики: философия Аристотеля (Доклад).

5. Основные школы и направления позднеантичного, эллинского периода.

6. Философия в древнем Риме, ее религиозно-мистическая направленность (неоплатонизм, неопифагореизм).

Методические рекомендации: задание имеет индивидуально-групповой характер. На СРСП по отдельному плану будут заслушаны три доклада: Этический идеализм Сократа, Объективный идеализм Платона, Философия Аристотеля; а также рассмотрены логические упражнения и задачи. Все остальные пункты основных вопросов будут рассмотрены на семинарском занятий, опрос будет проводиться в устной форме. Учитывая значимость Античной философии как образца в изучении остальных философских систем и философских проблем, студенты должны во внеурочное время сдать устный блиц-опрос по АРМ № 4. При изучении темы, следует обратить особое внимание на следующие проблемы:

1. Почему материализм ранних Античных философов мы называем стихийным и наивным?

2. Почему философию Сократа называют «этическим идеализмом», а философию Платона – «объективным идеализмом»?

3. Философия пифагорейцев основывается на тезисе: «Все вещи – суть числа». Что это означает и в чем сущность гносеологического корня идеалистической тенденции философии пифагорейцев?

4. Что представляет собой диалогический метод Сократа по форме и содержанию?

5. Как известно, Сократ первым ввел термин «Диалектика». Что при этом имел ввиду Сократ, и что понимал под диалектикой Платон?

6. Чем онтологическое учение Аристотеля отличается от онтологии Платона?

 

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 4

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Кого из философов Милетской школы относили к «семи мудрецам» и за какие знания? Что Вы могли бы о нем рассказать?

2. Что такое «золотое сечение», где оно применяется, и ка­кая философская школа Древней Греции его разработала? Чем еще знаменита эта школа?

3. Что такое монизм? Какие философские учения антично­сти Вы отнесете к монизму и почему?

4. Что такое пантеизм? Назовите философов, чьи учения были пантеистическими и почему?

5. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?

6. Кто из античных философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения? Был ли это материализмом?

7. Кто из античных мыслителей разработал концепцию Нуса и ввел категорию «нус»? Каково содержание этого понятия?

8. «Все течет и ничто не пребывает». «В одну и ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Как называется фило­софское учение, основанное этим мыслителем?

9. Кто из античных мыслителей называл свой метод препо­давания майевтикой? В чем сущность этого метода?

10. «Академия», «Ликей», «Сад». Кем и с какой целью были созданы эти учреждения? Можно ли сегодня использовать опыт этих учреждений?

11.Объясните понятие метафизики по Аристотелю.

12. О ком из древнегреческих философов античный автор сообщает: «Он полагал началом всех вещей воздух. По протя­женной величине он бесконечен, а по своим качествам опреде­лен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разряжения воздуха»?

13. Процесс развития научного познания приводил к отде­лению от философии частных наук. Означает ли это, что объем предмета философии сужался?

14. Гераклит утверждал, что этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. К какому направлению в философии принадлежал он?

15. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490—430 до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, вновь возникши, опять разрушается... что по­очередно одерживает верх то Любовь (Филия), то Вражда (Нейкос), причем пер­вая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы. Зачатки, каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?

16. Как известно, Аристотель занимал серединную позицию между идеализмом и материализмом, Попытайтесь выделить в его учении как материалистические, так и идеалистические позиции.

17. По свидетельству Аристотеля, Демокрит и Левкипп го­ворили, что все прочее состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга неделимыми телами, из ко­торых они состоят, их положением и порядком Основания ка­кой концепции заложили Демокрит и Левкипп?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.