Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие №5. Средневековая философия Западной Европы






и арабо-мусульманского Востока..……………………… 21

Занятие №6. Философия эпохи Возрождения и Реформации…………………………………………………24

Занятие №7. Философия Нового времени

и Просвещения......................................................................27

Занятие №8. Немецкая классическая философия..............30

Занятие №9. Английская идеалистическая философия XVIII в. и Французский материализм................................ 33

Занятие №10. Марксизм и Западная философия

XIX- XX вв………………………………………………………… 36

Занятие №11. Казахская философия...................................41

Занятие №12. Русская философия.......................................43

Занятие №13. Проблема бытия и сознания …………......47

Занятие №14. Диалектика и Метафизика………………….57

Занятие №15. Вопросы теории познания. Ф илософия человека и общества…………………………………………… 76

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

И ЗАДАЧИ КО ВСЕМ ТЕМАМ ЗАНЯТИЙ…………….. 91

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС ……………………………….129

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 136

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный мир ассоциируется с процессом глобализации, который характеризуется как мир альтернатив, тревог и на­дежд. Ее негативные тенденции проявились и в сфере образования. Переход от фундаментальной образовательной системы к мозаичной образовательной системе выявил множество проблем в системе образования, особенно, в подготовке, интеллектуально мыслящих личностей для всех отраслей производственной и научной сфер. Это, в свою очередь, в перспективе, значительно обострит про­блему будущего человечества.

В этой связи, в современном мире меняются мировоззренческие установки, образ и стиль жизни, представления о месте в ней человека. А, как известно из истории, на рубеже подобных социальных преобразований интерес к философии всегда возрастал. И потому, безусловно, вновь возникает вопрос: какова роль философии в современном быстро меняющем­ся мире?

Ответ на этот вопрос ясен: роль и значение философии в обществе ни в коей мере не снижается, а, наоборот, возростает. Ее главное предназначение — формирование научного мировоззрения будущих специалистов, развитие их творческого мышления, методологической культуры – остается актуальной и в условиях глобализации. Для реше­ния этих сложных задач студенту предстоит углубленно изучать философию, систему ее законов, принципов и категорий, практи­коваться в логическом и философском анализе как теоретического, так и социально-практического материала. При этом, всегда следует помнить, что философии, как и всем физико-математическим наукам, присуща своя специфическая точ­ность — строгая логика, четкий смысл философских понятий и законов, определенные системы связей, зависимостей, отно­шений между явлениями материального мира и социума, нашедших отражение в книге.

Настоящее Учебное пособие поможет студентам развивать свое мышление и способность к философскому ана­лизу, научит их самостоятельно пополнять и углублять свои зна­ния, развивать навыки работы с научной литературой. Предлагаемый в пособие комплекс упражнений и логических задач по узловым воп­росам курса философии ориентирован на реализацию главного предназначения философии. Тем самым, настоящий практикум окажет содействие, как перестройке преподавания философии, так и активизации всего учебного процесса.

СЕМИНАРСКИЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

Занятие №1. Философия: объект, предмет, методы и основные функции

Цель занятий: помочь студентам изучить вопрос о месте и роли философии в системе науки и других форм мировоззрения, познать ее объект и предметную сферу, а также двойственную природу ее специфики. Помочь студентам понять значение философии как формы научного знания и формы общественного сознания в духовном производстве, научить их умению выделять структурные уровни, формы и типы философии, грамотно классифицировать основные функций и методы философии, а также иметь представление о значении философии для культуры, науки и человека.

Основные вопросы

1. Философия как форма общественного сознания и наука, генезис ее предметной сферы.

2. Понятие мировоззрения, ее структурные уровни, формы и типы. Философия как мировоззрение.

3. Как соотносится философия с мифологией, религией и наукой? Общность и различие между ними.

4. Значение философии в современном мире, основные функции и методы.

Методические рекомендаций: задание имеет индивидуально-групповой характер, подготовку к семинарскому занятию можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Опрос будет проводиться в устной форме, в ответах студенты должны продемонстрировать навыки самостоятельного мышления и умение обобщать узловые проблемы темы. При подготовке к семинарскому занятию студенты должны рассмотреть все логические упражнения и задачи, хорошо усвоить тему и обратить особое внимание на следующие проблемы:

● Что общего между формами общественного сознания и мировоззрением, есть ли различия в механизме их формирования? Виды общественного сознания по субъектам носителям;

● Почему среди исторических форм мировоззрения первым появилась мифология?

● Чем объяснить двойственную специфику философии? Почему отдельные научные дисциплины, также имеющие мировоззренческую направленность, мы не считаем философией?

● Структурные уровни мировоззрения и их роль в познании окружающей действительности;

● Общность и различие между объектом, предметом исследования и предметной сферой.

Учитывая значимость темы как основы введения в философию, будет проведен устный блиц-опрос по АРМ №1, прилагаемой к теме.

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Какое из определений философии наиболее полное и правильное? Объясните свой выбор.

Философия — это:

а) «наука наук»;

б) система наиболее общих понятий о мире;

в) теоретическая основа мировоззрения;

г) наука об общих методах познания;

д) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

е) наука о познании;

ж) подсознательное переживание человеком своего существования;

з) логический анализ языка;

и) наука о месте и роли человека в мире;
к) наука об отношении человека к миру.

2. Проанализируйте каждое из высказываний, выделите правильное и обоснуйте его.

Материализм — это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и др.);

б) принцип жизни, заключающийся в признании главным наличие материальных благ для жизни человека;

в) философское направление, утверждающее первичность материи и бытия и вторичность сознания, мышления;

г) практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т. д.

3. Выделите правильное высказывание и аргументируйте свой выбор.

Идеализм — это:

а) стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству;

б) признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления;

в) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

г) стремление к идеалам;

д) убеждение, что материальный мир существует лишь в сознании человека;

е) убеждение в огромной роли идей;

ж) убеждение в том, что мир сотворен Богом;

з) убеждение в непознаваемости мира;

и) убеждение в том, что мнения правят миром.

4. В.И. Ленин во фрагменте «К вопросу о диалектике» писал: «Философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный пустоцвет, растущий на живом дереве живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания».
(Полн. собр. соч. Т. 29. С. 322). Обоснуйте:

а) почему идеализм, будучи философским толкованием мира и его соотношения с сознанием, все же возник в свое время и существует поныне?

б) каковы гносеологические корни идеализма?

5. В чем сущность принципа партийности в философии, как он проявляется в данной науке?

6. Какое из приведенных ниже положений характеризует объективный идеализм?

а) Объективный идеализм не признает познаваемости мира.

б) Объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности.

в) Мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания.

г) Существует бесконечная познаваемость мира силами человеческого разума.

7. Какова сущность субъективного идеализма?

а) Субъективный идеализм не признает познаваемости мира.

б) Субъективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности.

в) Мир есть творение духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания.

г) Человеческое сознание есть высшая духовная сила, определяющая развитие материального мира.

8. Можно ли считать дуализм «третьей линией» в филосо­фии наряду с материализмом и идеализмом?

9. Какое из нижеприведенных утверждений является пра­вильным?

а) Философия — чисто дедуктивная наука, и все ее положения доказываются умозрительно.

б) Философские положения доказываются путем вывода и проверки результатов вывода эмпирическими фактами развития науки.

в) Философские положения подтверждаются большим количеством примеров из различных областей действительности.

г) В философии вообще нет доказательств, а есть лишь убеждение и принятие того или иного положения на веру.

10. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

а) В чем смысл существования человека?

б) Каковы пути решения экологического кризиса?

в) Что есть истина?

г) Существует ли внеземная цивилизация?

д) Есть ли жизнь после смерти?

11. «Истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво». К какому периоду формирования философии относится это высказывание? Какая особенность философии здесь выражена?

12. «Онтология», «гносеология», «аксиология». Что за понятия, и какое отношение они имеют к философии?

13. «Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образо­ван, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начало фи­лософии»). Проанализируйте это положение Декарта.

14. «Философия — мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» (Л. Фей­ербах). Согласны ли Вы с таким определением философии?

15. Можно ли утверждать, что философия — это познание, нравственность, эстетика и логика?

16. «Философия прирожденна человеку» (И. Фихте). Соглас­ны ли Вы с этим? Что такое «природа человека» и включает ли она философию?

17. Каждая наука имеет свои средства познания: у есте­ственных наук — это различные приборы, у кибернетиков, ма­тематиков — это вычислительные устройства, у социологов — это анкеты, статистические данные. У философов нет анало­гичных средств познания, поэтому философия не является на­укой. Найдите ошибку в этом рассуждении.

18. Каково соотношение между философией и мировоззре­нием? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?

19. На семинарском занятии возник спор по вопросу о прин­ципиальном отличии философии от мифологии и религии.

1-ый студент. В мифах дается фантастическое, антропоморфное отра­жение мира, в религиозных учениях действительность объясняется с помощью сверхъестественных сил, Бога, Святого Духа и т. п. Филосо­фия же стремится к научному, рациональному объяснению мира.

2-ый студент. Я не согласен с этим. В некоторых философских учениях, например у Гегеля, возникновение природы трактуется как результат перевоплощения абсолютного духа. Это мало чем отличается от рели­гиозного и мифологического объяснения.

3-ый студент. Тезис Гегеля о разумности действительности — это свой­ственное мифам одушевление природы, только выраженное наукооб­разным языком. Я считаю, что философия — это современный вид мифа.

4-ый студент. Я не согласен с тем, что философия ничем не отличается от мифов и религиозных учений. На мой взгляд, принципиальное от­личие в том, что даже самая реакционная философия пытается обо­сновать свои положения опытом, ссылками на данные науки и обще­ственной практики, что же касается религии, то она опирается на веру. А мифы вообще никак не обосновываются.

Дайте оценку приведенным высказываниям студентов и предложите свое суждение по данной проблеме.

20. В повседневной жизни слово «философия» употребляется в разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания из художественной и публицистической литературы с использованием слова «философия». Дайте свою оценку каждому из них:

а) У меня философия такая: жить, никому не мешая.

б) Брось заниматься самоанализом, все это — философия!

в) Наша философия — это философия мира и международного сотрудничества.

г) Развели здесь философию, а вопрос то ясный и простой.

д) Граф — человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать.

21. «В наше время физик вынужден заниматься философс­кими проблемами в гораздо большей степени, чем это прихо­дилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физи­ков вынуждают трудности их собственной науки. Наука, без тео­рии познания становится примитивной и путаной» - (Эйнштейн А. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 248, 310).

Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчерки­вает Эйнштейн в данном высказывании?

22. Прежде чем сделать какой-то предмет, человек в своем сознании составляет образ этого предмета. Образ идеален по своему существу. Означает ли это, что идея предшествует мате­риальному предмету, определяет его?

23. Почему время и пространство враждебно людям? Обоснуйте.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.