Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Митинг у монумента И. В. Сталину, посвященный открытию канала






не приехал, хотя его ждали. Видимо, уже тогда настроения в Кремле были сложные и противоречивые, и он не захотел покидать его даже ненадолго.

Митинг продолжил начальник строительства И. С. Шикто-ров, который от имени строителей передал благодарность машиностроителям и металлургам Москвы, Ленинграда, Свердловска, Киева, Урала, Донбасса, Сибири и коллективам предприятий Сталинграда — всем, кто своим трудом способствовал выполнению заказов Волго-Дона. Выступили так же почетные строители канала.

Как только закончился митинг, был дан старт торжественному параду кораблей в честь открытия Волго-Дона.

Девятнадцать кораблей выстроились для парада. На первый флагман, носивший имя «Иосиф Сталин», возглавляя процессию, вошел министр речного флота 3. А. Шашков. И теплоходы двинулись к 1-му шлюзу канала, первым воротам, украшенным триумфальной аркой. Перед ними красная лента колыхалась на легком ветру. Министр Зосима Алексеевич торжественно перерезал ленту, символизируя открытие Волго-Донского судоход-

ного канала, и теплоход «Иосиф Сталин» первым вошел в камеру 1 -го шлюза. Канал открыт.

Невозможно описать радость всех участников праздника. Но на этом празднике не обошлось и без курьезов, которые многим вышли «боком»... Вот что рассказал один из очевидцев праздника, не захотевший называть свое имя. «Я вместе с отцом плыл на теплоходе «Иосиф Сталин» на второй палубе. Все было очень интересно и торжественно, и еще очень напряженно. С берега пускали ракеты, и вдруг одна из них угодила как раз на пленку — это событие снимали операторы саратовской кинохроники. Начался небольшой пожар, нам его даже не было видно со второй палубы, его быстро потушили, но последствия для многих были неприятными. И тогда первый и единственный раз я столкнулся с тем, что арестовали отца нашей одноклассницы, капитана Ливенцова, который отвечал за охрану теплохода, на котором произошел пожар. Его арестовали и увезли... Через какое-то время он вернулся изменившимся до неузнаваемости, глубоким стариком. И вскоре они уехали отсюда...

Все это происходило очень буднично, без пафоса, все просто делали свою работу...

И все-таки, оглядываясь назад по прошествии времени, приобретя опыт строителя, я все больше понимаю, насколько это было грандиозное строительство».

МОНУМЕНТ

«Несмотря на то, что канал должен носить имя незабвенного созидателя Советской власти Ленина, генералиссимус пожелал возвести собственную статую на Волге, гигантскую, уникальную.

Подавляющую.

Каждый гражданин должен знать:

Я твой господин.

Люди должны поднимать взгляд:

Я — будущее.

Мужчина и женщина должны склоняться:

Я — сила.

Местность, на которой возводится его памятник, расположена непосредственно на западном крутом берегу Волги. Она

 

 
 


Министр речного транспорта 3. А. Шашков разрезает ленту Теплоход «Иосиф Сталин» перед входом в 1-й шлюз канала

 
 


окружена колючей проволокой и охраняется вооруженными до зубов солдатами. Рабочий, специалист или техник, удостоившийся чести вкалывать на этой стройплощадке без ограничения рабочего дня, получал специальный пропуск с надписью: «Монумент». Из воды выходит масштабно выполненная лестница из гранита, которая на середине пути разделяется на две части и ведет к выполненному из природного камня постаменту. А на нем стоит Он — Сталин.

Скелет составляет арматура, обшитая листовой медью, в которую вбиты его величественные формы ошеломляюще огромных размеров.

Сталина в измерениях просто не обхватить, и все-таки нужно найти такие объемы, которые могли бы вместить и отобразить бессмысленно пролитую в гекатомбах кровь и реки в отчаянье пролитых слез.

Сталин неповторим. Его монумент самый величественный из всех имеющихся в Советском Союзе. Он воплощает безграничную власть тирана» [10].

Так написал участник строительства канала князь Штоль-берг-Вернигороде в своей книге «Россия — годы учебы в лагере». Князю удалось правдиво описать атмосферу строительства, так как он находился в районе строящегося маяка.

И даже в том, что канал носил имя Ленина, а рядом все-таки Сталин ставит свой монумент, просматривается великая мудрость вождя. ОН разрешает назвать канал другим именем, но ОН все-таки главнее, ОН, а не кто другой возвышается надо всем. И это должны постоянно видеть его рабы, видеть и помнить.

На пьедестале, на широком и низком постаменте установлена скульптура И. В. Сталина, выполненная из чеканной меди. Высота скульптуры 26 м, а высота всего сооружения от воды — 72 м.

Сталин сам подписал указ на выделение 30 тонн меди на свой памятник.

Парадокс ситуации в том, что именно «благодаря» такой жестокой, нечеловеческой политике и безграничной власти Сталина канал был построен. Его ненавидели, боялись, но беспрекословно выполняли все приказы... Люди оставались рядом с ним, даже когда сажали в тюрьму их близких. Люди преклонялись перед ним, боялись и «уважали».

Монументу пришлось с самого начала «пережить» множество взлетов и падений как в прямом, так и в переносном смысле.

Уже в августе 1953 г. город настоял на том, чтобы монумент и часть наиболее важных объектов были переданы Сталинграду, о чем свидетельствует акт от 7 августа 1953 г., на основании которого Сталинградскому горисполкому были переданы:

«1. Автодорожный мост через Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина в Красноармейском районе города Сталинграда и подходы к нему, построенный Красноармейским строительным районом ВДСК и принятый Правительственной комиссией в августе 1952 г. (см. том 10 акт. Правительственной комиссии).

Участок автодороги от ПК 24+30 (старый переезд ж. д.) по улице Кооперативной до ПК 18 по площади Свободы, по улицам Парковой и Виноградной.

Монумент товарища Сталина И. В. с подъездной дорогой от автодорожного моста до монумента, построенный Красноармейским стройрайоном ВДСК и принятый Правительственной комиссией по акту 15—16 августа 1952 г.» [12].

Тогда иметь памятник «Вождю всех народов» было почетно, грандиозно и величественно. Но недолго пришлось городу купаться в лучах кровавой славы Сталина, так же недолго пришлось простоять памятнику Сталину на берегу Волги.

В 1956 г. на XX съезде Коммунистической партии было объявлено о культе личности Сталина. Вскоре политика коснулась и его священных памятников, которые в спешном порядке не без удовольствия убирались по всему Союзу Советских Социалистических Республик.

В один из своих приездов в наш город Никита Сергеевич Хрущев поехал прямо к монументу Сталина, рассказал Чмшкян, которому было поручено его торжественно встретить. Хрущев, видимо, хотел еще раз убедиться в правильности своих решений и потому приехал к самому большому памятнику бывшего вождя и принялся со всей энергией распекать и памятник, и первого секретаря обкома города, и подъехавшего Вартана Арсеновича Чмшкяна, руководителя Волго-Донского канала. Он аргументировал свое спонтанное выступление довольно-таки вескими доводами, что вот, мол, людям есть нечего, а они тут такие возводят монументы, он тогда еще не видел управления канала, которое было почти готово и напоминало дворец или столич-

ный театр. Когда они возвращались от монумента и должны были проехать мимо него, Вартан Арсенович приподнялся в открытой машине, как бы загораживая новое здание, и все внимание Хрущева направил на арку 1-го шлюза. Управление он так и не увидел, но и не угомонился. Он стал критиковать эти высоченные арки, приводя в пример немецкие шлюзы.

Понятно и предсказуемо его негативное отношение, он обязан был критиковать все, что было до него, как всегда «с водой выплескивая ребенка».

Памятник Сталину у входа в Волго-Донской судоходный канал был свергнут с пьедестала в понедельник 20 ноября 1961 г.

Сколько же стоил монумент Сталина? Всего 23 млн по проектной стоимости, но на самом деле было израсходовано около 40 млн руб. Какой-то пустяк для такой страны, как СССР.

Вот что вспоминает К. С. Иванов, участник строительства канала и Волжской ГЭС, один из главных участников сноса памятника Сталину:

«Примерно в шести километрах, сразу же за зданием управления канала, нас остановил патруль милиции. Проверив мои документы, майор милиции доложил, что все посты расставлены и что подъезжающие машины и механизмы расположились в намеченных нами местах. К одинокому, окруженному милицией памятнику я подъехал первым. Автобус с монтажниками, веселыми и смелыми, готовыми на все, приехал через час. Надо было начинать. Минут через 15 по моему звонку, басовито фыркая, из-за поворота сквера появилась колонна красавцев ЯАЗов и, разворачиваясь на площади, они начали задом подъезжать к памятнику. Потом кузова их приподнялись и сосновые брусья, предназначенные для защиты гранитного пьедестала, посыпались на занесенный снегом асфальт. Смеркалось. Монтажники начинали укрытие граней пьедестала привезенным брусом. Минут через 15 послышался гул тракторов... Я вышел на край асфальта.

Тракторы остановились в метрах пяти, десяти, и трактористы, выпрыгнув из машин, подошли ко мне. «Кто здесь Иванов?» — спросил один из них. «Я». Трактористы внимательно посмотрели на меня. «Прибыли в ваше распоряжение. Что делать?» — «Вот будем сбрасывать этого истукана», — ответил я, показывая на Сталина. «Не жалко?» — спросил молодой тракторист. «Что его жалеть? — перебил его пожилой. — Он народ не

 

жалел, и мы его жалеть не будем». — «Правильно, правильно», — подхватили все остальные.

Я объяснил трактористам предстоящую им работу, показал место их исходного положения, и пять стальных «жуков», немного пофыркав, встали плотным строем в положенном месте. Стемнело. По просьбе кагэбэшников не зажигаем освещения, они все еще боятся, чтобы свет в зоне памятника не привлек сюда население Красноармейска, а потом и города. Снегопад увеличивается. Теперь все бело: и деревья, и земля, и люди — сильный восточный ветер переходит временами в снежный ураган.

«Можно приступать к резке отверстий в стене?» — спрашивает у меня главный инженер участка «Гидромонтаж» М. К. Дзю-ба. «Да, пора».

Минут через десять на высоте сорока метров в черном силуэте фигуры вспыхнули две яркие звезды — это электросварщики резали медную оболочку памятника. Потом в эти отверстия были просунуты концы тросов, которые сейчас же под силой своей тяжести полетели вниз, искрясь в темноте, скрипя и гремя, и этот гром резонировал в громадной оболочке памятника.

Затем концы тросов были разнесены по тракторам, и каждая пара тракторов, запряженная цугом, натянула свой конец...

А в это время метель переходит в сплошной снежный буран. Кажется, что сама природа, узнав о свержении тирана, торопится бросить в его лицо комья снежной бури. Казалось, что это души замученных тираном людей поднялись из своих безвестных могил, разбросанных от Польши до Японии, поднялись для того, чтобы в гуле этой налетевшей снежной бури послать проклятие негодяю».

В 21 час 40 минут Иванов поднял руку, как было условлено с трактористами, машины двинулись вперед... Фигура упала плашмя, включили прожектора, затем ее стащили с пьедестала и тракторами развернули параллельно реке.

Около десятка монтажников-электросварщиков работали с нескрываемой злобой, как будто перед ними была не медь, не железо, а сам Сталин [7].

Все останки памятника были этой же ночью вывезены и спрятаны. До сих пор следы их не найдены.

Я помню, как в детстве мои родители часто брали нас с братом гулять на набережную. Это было любимое место всех жите-

лей района. По выходным там собирались семьями с друзьями и детьми, устраивали маленькие пикники и смотрели на проходящие пароходы и баржи. У монумента устраивали митинги и народные гуляния. На ту сторону Волги ходили маленькие теплоходы, и было интересно смотреть на набережную с Волги. Она была необычайно торжественной и величественной. Что мы тогда знали о Сталине и о Ленине? То, что это два добрых дедушки... Что мы знали о том, что происходило в нашей стране? То, что писали газеты и рассказывали по радио... Конечно, взрослые что-то знали, но старались не говорить об этом вслух... И всегда у нас было две правды одного дела. Одна — парадно-оптимистическая, другая — скрытая в недрах души...

И все-таки, что бы там ни было, мне жаль нашу старую набережную. По большому счету, если отбросить все политические амбиции, она была прекрасно придумана и построена. И даже огромные чугунные цепи между фонарными столбами в разные периоды времени и смены настроения вызывали у меня разные ассоциации. Иногда мне казалось, что это цепи, которые держали строителей, а иногда эти цепи — как будто взявшиеся за руки люди, сплотившиеся и объединенные одной идеей мира и созидания...

Сегодня место Сталина на постаменте занимает памятник В. И. Ленину, обращенный лицом к Волге, так же как и его предшественник.

После того как стащили Сталина, постамент долгие годы стоял пустым. Но потом в город приехал Вучетич и привез модель скульптуры В. И. Ленина, сегодня она находится перед Красноармейской администрацией. И мало кто знает, что эта авторская эксклюзивная работа мастера стала прототипом нашего огромного Ленина на набережной у входа в канал.

Модель была утверждена всеми и на всех уровнях, и уже вскоре стали чертить свои эскизы архитекторы, работая карандашом и лекалом, а затем в ход пошли топоры и деревья, подготовили опалубку для предстоящего бетонирования. Это была, как всегда, грандиозная работа. Огромный кран помогал производить непрерывное бетонирование. Когда вводятся в строй такие монолитные конструкции, нужно учитывать множество факторов, первейшими из которых является подбор материала, в данном случае подбирали состав бетона специальных марок, чтобы не было пор, раковин, трещин, и второе условие — непрерывное

 

 

 

Панорама Красноармейского района Волгограда

Панорама 13-го шлюза

 

бетонирование. Внутри таких конструкций натянуты стальные тросы-канаты, которые поддерживают памятник в напряженном состоянии. По этому же принципу была сделана Родина-мать на Мамаевом кургане.

Несмотря на аргументы Хрущева, традиция нашей страны строить все самое большое была еще в моде и в некотором роде история повторилась, и мы опять впереди, хотя бы по размерам монументов бывших вождей.

Это самый высокий памятник Ленину в мире. Высота скульптуры 27 м, высота постамента 30 м. Памятник был открыт 22 апреля 1973 г. Автор народный художник СССР Е. В. Вучетич.

В отличие от других памятников вождя, где он запечатлен произносящим речь или активно жестикулирующим, здесь он как будто спокойным медленным шагом вышел на высокий правый берег Волги. Как знать, может, он уже и пожалел о содеян-

ном, но как нельзя повернуть течение реки вспять, нельзя повернуть и колесо истории.

Но и это еще не все, сегодня памятнику угрожают не столько политические настроения, сколько природные особенности. Пьедестал, на котором располагается скульптура вождя мирового пролетариата, стоит на специальных сваях. И после одного из сильных волжских паводков произошел «уход» берега, после чего пришлось выполнять укрепительные работы.

В 1973 г. началась еще одна история вокруг памятника: его передали с баланса города на баланс мемориала на Мамаевом кургане. Логика у тех, кто принимал это «мудрое» решение, была более чем железной: памятник Ленину сделан из бетона, как и все скульптуры на Мамаевом кургане. И автор везде один — Вучетич. За весь прилегающий к нему участок, когда-то самую красивую набережную, отвечает МУП Красноармейского райо-

 

на по благоустройству. С 1978 г. дирекция Памятника-ансамбля обращается то к руководству Красноармейского района, то к руководству канала с предложением взять памятник на свой баланс. Из-за удаленности, а теперь и нищенского финансирования мемориала на кургане нет ни физической, ни материальной возможности следить за состоянием памятника Ленину.

Все обращения до сих пор ни к чему не привели, а тем временем постамент продолжает медленно разваливаться. Грунты, на которых он располагается, находятся в постоянном движении, раскачивая плиты. Величина щелей между ними кое-где уже достигает 2—3 см, но специалисты считают, что скульптура вождя мирового пролетариата в Волгу не упадет.

Монумент пришел в полнейшее запустение. Ушли в забвение идолы, и только разбитая набережная с провалившимся местами асфальтом, разбитые фонари, несколько оставшихся неразграбленными цепей из оформления набережной да задумчивый Ленин на постаменте. И он уже не нужен городу, потому что слишком много денег необходимо для его восстановления. Правда, по привычке или по установившейся самостоятельно и стихийно традиции до сих пор приезжают к монументу молодожены.

P. S. Уже заканчивая работу над рукописью, я услышала от представителей канала, что идет разговор в Красноармейской администрации о реставрации и ремонте нашей набережной. И решила отправиться на встречу с представителями администрации заместителем главы Юрием Николаевичем Груздо и архитектором района Андреем Валерьяновичем Текучевым.

Ничего утешительного я не узнала, разве только то, что в районе парковой зоны набережной ожидается широкомасштабное строительство, одно из условий для каждого потенциального застройщика — часть денег потратить на благоустройство прилегающего участка. Например, у своего порога метров на 100 он выложит тротуарную плитку, и не более. Остальное остается по-прежнему, так как якобы ни у кого сегодня нет ни денег, ни желания обратить свои взоры на наш раритет. Скорее, все будут рады, когда «вождь» совсем упадет в Волгу, закрыв своим бетонным туловищем вход в канал, которым сегодня пользуются далеко не бедные люди. Может, тогда кто-то и задумается...

Прошло больше года с тех пор, как я написала про мою любимую набережную и однажды, открыв газету «Город на кана-

ле», я узнаю, что жизнь, и все происходящее в ней меняется быстрее, чем мы себе можем представить. И наши мечты становятся реальностью. О чем молите, то и получите. «Наша набережная — жемчужина Красноармейска», так назвал ее один из депутатов В. Н. Кияев, и ее нужно немедленно восстановить.

В газете также говорилось о том, что в обсуждении темы на местности приняли участие руководители строительных организаций, предприятий благоустройства МУ ЖКХ Красноармейского района, архитектор А. В. Текучев, руководитель Волго-Донского ФГУВСПиС И. И. Коблев, депутат городской думы В. Н. Кияев, представители других заинтересованных в благоустройстве набережной организаций и учреждений. Инициатива возрождения набережной принадлежит главе и депутатам городской думы. И было принято совместное решение по ее реконструкции. Более того, депутаты городской думы выделили на благоустройство Красноармейской набережной 7 млн рублей. На эти средства планируется восстановление пешеходных дорожек, восстановление цепей-ограждений, изготовление и установка скамеек, облагораживание зеленых насаждений, а также освещение части набережной.

Конечно, не останется в стороне и Волго-Донской канал, который уже неоднократно занимался восстановлением освещения и наведением порядка, но без помощи района это было не так-то просто.

Когда я узнала об этом, помчалась на набережную вместе со своей подругой и историком-краеведом Валентиной Мягкой, которая неоднократно проводила здесь экскурсии, чтобы убедиться, правда ли. И мы увидели, что на набережной полным ходом шли работы по благоустройству. Жизнь продолжается!..

ЗАБЫТОЕ ЧУДО СВЕТА?

Я очень счастлива, что мне удалось увидеть Волго-Донской канал — новое чудо света; сбылась вековая мечта народа.

Анни Маскирини, член парламента Индии, 28 июля 1953 г. [9].

Мы восхищаемся пирамидами Хеопса и другими чудами света, не видя и не замечая, что не менее дивные творения и сооружения украшают нашу страну. Поистине — в своем Отечестве

 

пророка нет... Нет его ни в духовном, ни в материальном плане. И сегодня это ощущается острее, чем когда бы то ни было.

Сладкое слово «свобода» последние несколько лет для многих россиян обернулось горечью разочарований. Невольно всплывают в памяти слова классика: «Свобода — это осознанная необходимость». Осознали ли мы ее в полной мере или хотя бы частично? Или, как всегда, вместе с водой выплеснули ребенка?..

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина в начале 50-х годов 20-го столетия сразу после официального открытия 27 июля 1952 г. стал местом паломничества туристов. В город-герой Сталинград приезжали из всех уголков планеты не только поклониться мужеству победителей легендарного Сталинградского сражения, изменившего ход Второй мировой войны, но и полюбоваться на «новое чудо света».

Так называла Волго-Дон индийская гостья Анни Маскери-ни, побывавшая на канале. То, что она увидела более полувека назад, было поистине грандиозно.

Перед ее взором предстал величественный канал, сияющий на солнце, как дворец из «Тысячи и одной ночи». Еще бы, ведь все арки и башни шлюзов были покрыты мраморной крошкой, которая под лучами солнца переливалась всеми цветами радуги, отражаясь в прозрачной воде канала. Степной, еще неосвоенный ландшафт места расположения канала еще больше подчеркивал его изысканную форму и богатейшее убранство.

Следуя по каналу на туристическом теплоходе, пассажиры могли увидеть, что каждый шлюз имеет свое оригинальное оформление и свое предназначение в архитектурно-художественном ансамбле канала. Но и это еще не все чудеса, тайны и открытия, которые ожидали всех желающих посетить Волго-Донской канал.

Мы провели незабываемый счастливый день на вашем замечательном канале, который по своему замыслу и воплощению представляет величественный памятник перспективности, умению и дерзновению советского народа. Будущее принадлежит Вам...

Национальная ассамблея английских женщин [9].

Канал, соединивший пять европейских морей — Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное — был построен за три с половиной года. В мировой практике гидростроительства не было

равных примеров таких высоких темпов работ. Известно, что Суэцкий канал сооружался 22 года, а Панамский — 35 лет.

Только представьте себе, что за три с половиной года был построен и сдан в эксплуатацию Волго-Донской судоходный канал длиной 101 км.

Было возведено 96 сложных гидротехнических сооружений и 8 поселков для обслуживающего персонала. Было вычерпано 150 млн кубометров земли и уложено 3 млн кубометров бетона. Для выполнения такого объема работ было использовано 8000 машин и механизмов отечественного производства. Шагающие экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы и другие технические средства позволили на 98% механизировать земляные работы, изготовление и укладку бетона, монтаж металлоконструкций и оборудования.

«Никогда ни одно гидротехническое сооружение не знало такого насыщения техникой, а потому не знало и таких сжатых сроков работы!» — писал в «Литературной газете» 15 июля 1952 г. академик Патон.

По высочайшему повелению вождя всех времен и народов товарища Сталина Волго-Дон был объявлен первой стройкой коммунизма.

Это было похоже на американскую мечту, когда на пустом месте вдруг откуда ни возьмись появляются материалы, краны, люди, которые быстро, словно по волшебству, строят красивый дом, привозят мебель, расстилают ковер-лужайку около дома и сажают красивые деревья, кустарники и уже цветущие розы... Такого у нас в стране, кроме Волго-Дона, не было никогда.

При всем этом эйфорическом блеске строительства канала не надо забывать, что основными строителями были заключенные и военнопленные 26 национальностей. Долгое время эта информация была секретной. По официальной версии, первую стройку коммунизма строили комсомольцы-добровольцы. Поэтому Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина всегда нес за собой тяжелый шлейф таинственности.

Сталинград, который дал миру во время войны пример необычайной храбрости, показывает теперь замечательное проявление инженерного гения в области строительства и гидростроительства...

Сидро, министр строительства Франции [9].

Трасса Волго-Донского судоходного канала

И с этим нельзя не согласиться, рассматривая трассу канала на всем протяжении. Ее можно разбить на три участка: восточный, волжский склон, средний водораздельный и самый большой по протяженности донской склон. Продольный профиль канала асимметричен — водораздельный участок сдвинут к Волге,

которая на 44 м ниже Дона. Поэтому подъем с Волги на водораздел гораздо круче, чем с Дона. Канал имеет 13 шлюзов. Каждый из них является как бы ступенькой высотой около 10 м. Таких ступеней на волжском склоне девять, на склоне к Дону — всего четыре. Глубина Волго-Донского канала 4 м, габариты

 

шлюзов — 145/18 м. Питание канала водой машинное из Цимлянского водохранилища, осуществляется с помощью 3 насосных станций — Карповской, Мариновской и Варваровской. Все они расположены на донском склоне. Первая поднимает воду на 12 м из Цимлянского водохранилища в Карповское, вторая — на 22 м из Карповского в Береславское, и третья — на 11 м из Береславского в Варваровское водохранилище. Производительность этих станций рассчитана на подачу воды в канал как для нужд судоходства, так и для орошения.

Одним из основных звеньев в комплексе Волго-Донского канала можно назвать Цимлянский гидроузел. Его задачи:

обеспечить повышение судоходных глубин по Волго-Донскому водному пути;

создать условия для самотечного и машинного орошения;

получить на ГЭС электроэнергию.

Рядом с 14-м шлюзом канала и его величественной аркой возвышается монумент в честь соединения пяти морей. Соединения, о котором мечтал Петр I 300 лет назад, создавая Российский флот и стремясь сделать Россию могучей морской державой.

Мечта Петра и многих поколений россиян осуществилась. Благодарные потомки построили канал и облекли его в художественную форму, чтобы увековечить память о русском мужестве. \

При виде Волго-Донского канала чувствуешь колоссальные возможности человечества, перед которыми всегда следует преклоняться. Это великое сооружение сделало советский народ бессмертным.

Анна Бхоу Сатхе, индийская писательница [9].

Волго-Донской судоходный канал открыл большие перспективы развития речного транспорта, так как прямые связи Волги и ее притоков, а также рек Балтийского склона и Беломорья с бассейнами Дона существенно изменили направление, объем грузопотоков, особенно таких грузов, как зерно, уголь, нефть, лес.

Сегодня Волго-Донской судоходный канал входит в Большое Европейское кольцо, которое дает возможность выходить как на внутренние российские и европейские глубоководные

транспортные пути — Дунай, канал Майн — Дунай, Рейн, так и на внешние с подключением транспортных сетей других стран — членов ЕЭС — Франции, Португалии, Италии, Греции.

Канал Волго-Дон, превративший Москву в порт пяти морей, является превосходным образцом величия инженерного искусства и техники. Это чудесное сооружение является лучшим не только в Советском Союзе, но и во всем мире.

Мария Ламас, португальская писательница, 13 ноября 1953 г. [9].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.