Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторные индикаторы. Особенности. Логика построения.






Факторные – индикаторы с НЕОДНОЗНАЧНОЙ или НЕПРЯМОЙсвязью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя, образующие УСТОЙЧИВЫЕ сочетания.

Они используются в рамках факторного анализа и предназначены для эмпирического выявления социальных типов, т.е. для измерения некоторых синдромов – устойчивых групп свойств, взаимосвязь между которыми дает возможность узнать тип явления со своими особенными качествами.

Для измерения показателя требуется много неоднозначных индикаторов.

Факторное пространство обеспечивает более " чистую" классификацию изучаемых объектов.

 

20. Измерительная шкала и критерии её классификации. Классификация измерительных шкал по видам отношений.

Шкала – пространство, линейка возможных значений, которые приписываются показателю и индикатору для квалификации его состояния и установления отношений между возможными значениями (единицами исследования (респондентами)).

Критерии классификации шкал:

1) По видам:

· По видам отношений между единицами исследования – то, какие значения принимают индикаторы показателя для различных ед. И:

1) структурные шкалы – измерительные шкалы показателей и индикаторов, которые характеризуют отношения между единицами исследования по реально существующим у них свойствам (например, по профессии).

Например: по профессии – рабочий, служащий, крестьянин;

2) интенсивные шкалы – измерительные шкалы, которые характеризуют отношения между единицами исследования по степени присутствия у них искомых, значимых свойств (например, семейное положение, рост человека).

Например: высокий, средний, низкий рост;

3) пространственные шкалы – измерительные шкалы, которые характеризуют отношения между единицами исследования по их расположению в различных точках пространства (например, место жительства в настоящее время).

Например: место жительства;

4) временные шкалы – измерительные шкалы, которые характеризуют отношения между единицами исследования по определённым временным интервалам (например, время окончания школы, время поступления в ВУЗ, возраст человека).

Например: возраст человека.

· По видам используемых аналитических операций (действий), направленных на выявление социальных показателей и индикаторов зависимой и независимой переменной:

1) простая номинальная школа (шкала наименований), которая позволяет измерять качественные свойства единиц исследования и их видовое многообразие (например, место учебы в настоящее время). У данного вида шкалы существуют определенные правила построения: 1) правило непротиворечивости – объект может быть отнесен к одному и только одному классу явлений; 2) правило единого основания классификации свойств единиц исследования; 3) правило полноты – не должно быть ни одного объекта не поддающегося в рамках шкалы отождествлению;

2) частично упорядоченная шкала, которая измеряет свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении и устанавливает отношения " больше-меньше" этих свойств между несколькими, но не всеми из класса измеряемого явления. Поэтому такая шкала используется исследователями для измерения определённых установок, оценочных суждений респондентов, их мотиваций, особенностей их предпочтений и др.

3) порядковая шкала, которая измеряет изменения в интенсивности присутствия значимого для исследования свойства у отдельных единиц социологического исследования в качественном выражении. Порядковая шкала в обязательном порядке обладает своей внутренней структурой:

o ранги, которые характеризуются приписыванием измеримому социальному явлению определённого места в ряду других состояний этого явления (например, ранг предпочтения студентами при выборе ими определённой кафедры)

o баллы, которые отражают приписывание измеряемому состоянию явления оценочного значения в соответствии со шкалой оценки. Например, в настоящее время порядковая балльная шкала используется в структуре среднего образования – ЕГЭ.

· метрическая шкала, посредством которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении, при этом устанавливаются не только отношения «больше – меньше» между ними, но и фиксируется величина интервала между изменением свойства при переходе от одной градации к другой.

Например: «Сколько лет вы работаете в данной организации?», варианты: -от 1 до 2, - от 2 до 3, и т.д.

· шкала пропорциональных оценок, с помощью которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в количественном выражении, устанавливает отношения «больше-меньше», фиксируется величина интервала с экспериментально установленной точкой отсчёта (нулевым значением).

 

21. Классификация измерительных шкал по видам используемых аналитических операций. Простая номинальная шкала, аналитические операции с ней. Правила её построения.

Шкалы по видам используемых аналитических операций (действий), направленных на выявление социальных показателей и индикаторов зависимой и независимой переменной:

1) Простая номинальная школа (шкала наименований), которая позволяет измерять качественные свойства единиц исследования и их видовое многообразие (например, место учебы в настоящее время).

Она устанавливает отношения равенства между свойствами, включенными В ОДИН КЛАСС, и является неупорядоченной. С её помощью можно измерить изменения в структуре свойств, но нельзя измерить изменения в их интенсивности.

Операции:

-Нахождение частот распределения по градациям шкалы в абсолютном или процентном выражении.

-Поиск средней тенденции по модальной частоте.

-Установление взаимосвязи между рядом свойств посредством перекрестных таблиц.

Правила построения: 1) правило непротиворечивости – объект может быть отнесен к одному и только одному классу явлений; 2) правило единого основания классификации свойств единиц исследования; 3) правило полноты – не должно быть ни одного объекта, не поддающегося в рамках шкалы отождествлению.

2)Частично упорядоченная шкала, которая измеряет свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении и устанавливает отношения больше - меньше этих свойств между несколькими, но не всеми из класса измеряемого явления. Поэтому такая шкала используется исследователями для измерения определённых установок, оценочных суждений респондентов, их мотиваций, особенностей их предпочтений и др.

3)Порядковая шкала, которая измеряет изменения в интенсивности присутствия значимого для исследования свойства у отдельных единиц социологического исследования в качественном выражении.

Порядковая шкала в обязательном порядке обладает своей внутренней структурой:

-ранги, которые характеризуются приписыванием измеримому социальному явлению определённого места в ряду других состояний этого явления (например, ранг предпочтения студентами при выборе ими определённой кафедры)

-баллы, которые отражают приписывание измеряемому состоянию явления оценочного значения в соответствии со шкалой оценки. Например, в настоящее время порядковая балльная шкала используется в структуре среднего образования – ЕГЭ.

Порядковая шкала устанавливает отношения последовательности «больше-меньше» между ВСЕМИ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ КЛАССАМИ.

4)Метрическая шкала, посредством которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в качественном выражении, при этом устанавливаются не только отношения «больше – меньше» между ними, но и фиксируется величина интервала между изменением свойства при переходе от одной градации к другой. Например: «Сколько лет вы работаете в данной организации?», варианты: от 1 до 2, от 2 до 3, и т.д.

Особенность: полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами и отсчет начинается с произвольно выбранной величины (нет 0).

Операции с числами:

- все операции, разрешаемые для предыдущих шкал.

- коэффициенты парной и множественной корреляции, позволяющие количественно определить влияние изменения в значениях одной переменной на изменения в значениях другой переменной

5)Шкала пропорциональных оценок, с помощью которой измеряются свойства единиц исследования по степени их присутствия в количественном выражении, устанавливает отношения «больше – меньше», фиксируется величина интервала с экспериментально установленной точкой отсчёта (нулевым значением).В социологии нет возможности интерпретации этого вида шкал.

Операции с числами: все доступные математические операции с натуральными числами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.