Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции построения вопроса.






Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению информации, которая проверяет гипотезы. Вначале идет фильтрующий вопрос (отсеивание некомпетентных респондентов). Роль фильтра может играть паспортичка. Сначала спрашивают знает ли он о мероприятии, затем – его мнение. Третий вопрос – дихотомический – призван уточнить общую направленность мнения. в 4 вопр.уточняет основание такой оценки, причины такого мнения. 5 вопр.определяет интенсивность мнения

Блок вопрмб построен по принципу воронки, когда последовательность вопросов ведет к получению глубокой инф.

Батарея – блок вопр, когда вопр касаются разных аспектов изучаемого явления, равнозначных друг другу

К проектированию применяют: туннельный подход – постепенный переход от широкихвопр к частным и с екционный – последовательно рассматриваются вопр по отдельным темам.

Число вопр не > 30-40.

 

1. Традиционная концепция вопроса – познавательная задача вопроса, его формулировка и восприятие смысла отвечающим, его желание и способность дать достоверный ответ – совпадают.

Отвечающий – эксперт. Такие ситуации встречаются довольно редко: когда вопросы касаются простейших фактов действительности, нейтральных в социальном и психологическом отношениях. Пример: место жительство, год рождения, число детей.

2. Индикаторная концепция вопроса – познавательная задача вопроса, его формулировка и восприятие смысла отвечающим, его желание и способность дать достоверный ответ – не совпадают. Познавательная задача вопрос заключена в переменных и показателях, а они далеко не всегда доступны прямому наблюдению, измерению и осознанию отвечающим. Такие ситуации встречаются чаще всего в социологии.

 

1.Вопросы по содержанию.

Такие вопросы целесообразно расчленить на ряд значимых для данного социологического исследования критериев:

• Все содержательные вопросы данной социологической анкеты должны в обязательном порядке многозначно отражать суждения и мнения респондентов о специфике проблемы исследования, об уровне ее влияния на жизнедеятельность общества в целом, социальную группу, эмпирического объекта.

• Содержательные вопросы должны отражать взгляды и суждения респондентской аудитории о причинах возникновения и распространения исследуемого социального явления и тех социальных предпосылках, которые выступают в качестве социальной среды.

Социальные предпосылки представляют собой те основания в предшествующих состояниях социальных явлений, проблем, процессов, которые оказывают непосредственное воздействие на характер развития и специфику тех социальных изменений, которые проявляются в современном состоянии исследуемого явления. Особое значение имеют вопросы о социальных последствиях проявления социальной проблемы.

• В обязательном порядке в содержательных вопросах должны существовать вопросы, которые побуждают респондента высказывать свое мнение и суждения о тех способах и методах, которые могут значительно снизить негативные воздействия и противоречия исследуемой социальной проблемы.

Не менее значимой характерной особенностью содержательных вопросов социологической анкеты является их содержательная конфигурация, которая отражает тот факт, что одни и те же вопросы в содержательном блоке анкеты располагаются в разной последовательности, и тем самым позволяют социологу получить разный уровень социальной информации. Поэтому, в содержательном блоке вначале стоят вопросы, которые характеризуются своей простотой и доступностью для понимания их различными категориями респондентов, и по мере увеличения объёма содержательного блока происходит усложнение вопросов, которое достигает своего максимума в центре этого блока, и только после этого происходит постепенный процесс снижения сложности вопросов, которые в конце блока характеризуются своей упрощённостью.

 

Вопросы по форме.

Данный вид вопросов делится на четыре разновидности: закрытые вопросы, полузакрытые вопросы, открытые вопросы, прямые и косвенные вопросы.

Все они всегда являются обоснованным выбором самого исследователя в зависимости от целей, задач, гипотез, проблемы социологического исследования.

Закрытые содержательные вопросы представляют собой письменное обращение социолога к респонденту для выявления его индивидуальных суждений, мнений и взглядов с помощью специально разработанной социологом системы альтернатив (ответов), которая максимально ограничивает свободу самовыражения респондентов.

Однако, социологи специально разрабатывают анкету с закрытыми вопросами при проведении таких видов опросов как уличный опрос, экспресс опрос, массовый опрос, телефонный опрос и др., так как это связано с определенным рядом бесспорных достоинств закрытых вопросов:

- Они максимально упрощают работу респондента с данной социологической анкетой.

- Минимизируют работу анкетёров и значительно блокируют «эффект анкетёра».

- Обладают высоким процентом ответа на вопросы.

- Ускоряют процесс обработки, обобщения и анализа первичной социологической информации.

Однако закрытые вопросы обладают рядом существенных недостатков:

- Социологи получают типичную, стандартизированную информации

- В результате применения закрытых вопросов исследователи очень часто получают большой процент искажённой информации, который возникает за счёт неверного восприятия смыслового содержания вопроса, недостаточной информированности респодентской аудитории, отсутствия личного интереса, дачи респондентами намеренно ложной информации, высокого процента социальной апатии и социального пессимизма.

- Закрытые вопросы не дают респондентам возможность выразить своё мнение по поводу проблемы исследования.

Полузакрытые содержательные вопросы представляют собой смысловую конструкцию, которая кроме системы альтернатив, разрабатываемых социологами, в обязательном порядке сопровождаются пустой строкой, предоставляя тем самым респонденту возможность в удобной для него форме высказывать свои мнения, взгляды, суждения по поводу исследуемой социальной проблемы.

Закрытые и полузакрытые вопросы всегда обладают определённой внутренней структурой, которая характеризуется существованием определённых разновидностей анкетных вопросов:

o Вопросы дихотомического плана (бинарные вопросы), которые всегда характеризуют две крайние оценочные позиции;

o Вопросы шкального типа, которые направлены на выявление интенсивности оценочных суждений респондентов о существующем социальном противоречии. Такие вопросы имеют табличную форму, а также сложно воспринимаются респондентской аудиторией. Они в обязательном порядке предваряются четкой инструкцией респонденту о специфике заполнения данного вопроса.

o Вопросы альтернативного типа, которые предопределяют возможность выбора респондентами лишь одной оценочной позиции негативного или позитивного суждения. Все вопросы такого типа также предопределяются четкой инструкцией по специфике заполнения данного вопроса.

o Вопросы-меню, которые предоставляют возможность респонденту из всего многообразия суждений, разработанных социологом, выбирать не одну, а несколько альтернатив, отражающих его личное мнение, суждения и др. Все вопросы такого типа предопределяются четкой инструкцией по специфике заполнения данного вопроса.

o Вопросы-диалоги, которые предполагают необходимость обязательного «отклика» респондента в позитивном или негативном контексте.они также в обязательном порядке предваряются инструкцией по заполнению.

Прямые и косвенные вопросы также являются обязательным элементом содержательного блока.

Прямые содержательные вопросы (вопросы «в лоб»), воспринимаются респондентом как стремление исследователя выявить их личное конкретное мнение или суждение по тем или иным аспектам проблемы исследования. Поэтому такие вопросы, как правило, игнорируются респондентами и остаются без ответа в большинстве случаев, или респонденты отвечают не по существу.

Однако, если социологу необходимо ввести прямой вопрос, то, исходя из опыта, он расчленяет этот вопрос на ряд детализированных, которые располагаются в других тематических частях анкеты. В других случаях социологи, как правило, заменяют простой вопрос косвенными.

Косвенные вопросы по своему смысловому содержанию отражают обобщенное мнение, которое присутствует в обществе или в социальной группе, и тем самым нивелирует уровень подозрения респондентов в стремлении социологом выявить их личное оценочное суждение.

• Открытые вопросы представляют собой специфическую смысловую конструкцию, которая в отличие от закрытых и полузакрытых вопросов ни в коем случае не сопровождается созданной социологом системой альтернатив и позволяет респонденту выражать свое мнение в удобной и привычной для его фразеологии.

Однако открытые вопросы могут быть введены в структуру содержательного блока социологической анкеты только в тех случаях:

1) Когда неизвестен уровень информированности и компетентности респондентов.

2) Когда социологи не получают должный уровень существующего знания о проблеме социологического исследования в связи с его минимальным или фрагментарным отражением в источниках научно-теоретической базы.

3) Когда проблема социологического исследования не имеет масштабного уровня проявления в жизни общества, а носит лишь латентный характер своего существования.

4) Когда социологи не обладают уровнем знания о социальной значимости проблемы исследования и тех социальных изменениях, которые координально изменяют характер общественных отношений.

5) Когда у социолога отсутствует реальная информация о личной заинтересованности респондентов в изучаемой проблеме исследования.

6) Когда социолог не имеет четкого представления о социальной позиции выборочной совокупности конкретного эмпирического объекта.

Однако, открытые вопросы обладают определённым уровнем сложности, что необходимо учитывать социологу, вводя эти вопросы в структуру анкеты:

 Прежде всего, эти сложности связаны со спецификой смыслового содержания открытых вопросов, которые в большинстве случаев характеризуются значительным разбросом высказываний респондентов и которые в обязательном порядке подлежат определённой группировке по различным основаниям, значимым для данного социологического исследования.

 В такой же мере сложности открытых вопросов связаны с их обработкой, обобщением и анализом, которые требуют от социолога значительных умений, навыков и опыта работы с такими вопросами

Тем не менее, как показывает практика проведения социологического исследования, если выборочная совокупность обладает незначительным масштабом своего отражения эмпирического объекта, то социологи прибегают к ручному режиму обработки открытых вопросов, так как детали, которые выявляет социолог, могут нивелироваться при машинной обработке.

Но, несмотря на сложности, открытые вопросы обладают бесспорным комплексом своих достоинств:

o Они позволяют социологу получать неожиданную, фактически не отраженную в источниках и эксклюзивную социальную информацию, которая при необходимости формирует новизну, практическую значимость, управленческие решения, социальные прогнозы и др.

o Открытые вопросы обладают способностью выявить те социальные предпосылки и те причины, которые обусловили возникновение, развитие и воздействие данного социального противоречия на данный эмпирический объект и на определённые сферы жизнедеятельности общества.

3. Вопросы по функциям являются обязательным элементом классической анкеты социологического исследования и обладают определённой совокупностью своих предназначений. Такие вопросы делятся на три типа: вопросы-фильтры, контрольные вопросы и вопросы социально-психологического типа.

Вопросы-фильтры позволяют социологу из всей совокупности опрашиваемой респондентской аудитории вычленять определённую группу респондентов, мнения и суждения которой обладают определённой значимостью для исследования данного социального явления. Такие вопросы в любой социологической анкете в обязательном порядке предваряются определённой инструкцией для респондентов с указанием специфики ответов на данный вопрос.

В такой же мере, после ответа на данные вопросы переход ко всем остальным содержательным вопросам обязательно указывается респонденту инструкцией.

Важным элементом вопроса-фильтра является его ориентация на конкретные тематические блоки анкеты, на которые должны отвечать только те респонденты, которые обладают должным уровнем знания, компетентности и информированности по проблеме социологического исследования для того, чтобы социологи получили надежную, достоверную и обоснованную первичную информацию.

Вопросы-фильтры позволяют социологам в зависимости от того или иного суждения, которое выбрал респондент, формировать определённую типологию респондентов по различным основаниям (по гендеру, по профессиональным, по образовательным, по семейным и др. различиям).

Контрольные вопросы позволяют социологу выявить искренность, надежность, достоверность и правдивость той первичной информации, ради которой проводится социологический опрос.

Однако контрольные вопросы обладают определёнными особенностями:

- Всегда имеют другую фразеологическую и смысловую структуру.

- Всегда размещаются в последующих тематических блоках анкеты.

Задача социолога состоит в том, чтобы контрольный вопрос имел широкий диапазон своего проявления в содержании анкеты и не был доступен пониманию респондента как проверка его надёжности.

Социально-психологические вопросы также используются в социологической анкете, так как они предназначены для перемены (смены) тематики разговора в данном методическом инструментарии.

29+

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов: а) базисной информации о том, что известно; б) указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись к повышению норм выработки?» (после чего приводится список возможных причин). Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной: а) нормы выработки повышаются; б) все рабочие неправильно относятся к повышению норм выработки; в) существуют причины, вызывающие неправильное отношение. Требуется выяснить (искомая информация) мнение опрашиваемого о причинах неправильного отношения.

В тех случаях, когда социолог ошибается в определении базисной части вопроса (известной информации), появляется «эффект внушения». Такой вид методической ошибки (внушающий вопрос) часто связан с проявлением субъективного отношения социолога к предмету, о котором идет речь в вопросе.

Требования к базисной части вопроса таковы: а) ее информация должна быть в равной степени известна и социологу и опрашиваемому; б) она должна однозначно пониматься и социологом и респондентами; в) она должна быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий социолога по поводу социально одобряемых и неодобряемых ответов.

Вторая группа логических ошибок вызывается нарушением связи базисной части вопроса с его второй частью (с указанием на неизвестную информацию и на область поиска ответов). Существенной особенностью вопросов, с которыми работает социолог, является создание во второй части указания на неизвестную информацию с вариантами возможных ответов

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.