Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса






     

    Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

    К средствам обучения относятся:

    ü Живое слово учителя;

    ü Виды искусства;

    ü Наглядные пособия;

    ü Технические средства обучения;

    ü Собственная деятельность детей;

    ü Педагогические ситуации;

    ü Природная среда;

    ü Окружающая обстановка.

    Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

    Выделяют следующие функции средств обучения:

    ü Компенсаторную;

    ü Адаптивную;

    ü Информативную;

    ü Интегративную;

    ü Инструментальную.

    Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной инструмент воспитывающего и обучающего воздействия на ученика для его личностного, интеллектуального и деятельностного развития.

    В специальном образовании используются такие средства, как дактильная и жестовая речь.

    Дактильная речь (по определению Т. И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака - дактилемы, которые складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию.

    Жестовая речь имеет две разновидности:

    ü Разговорная - употребляется как средство неофициального межличностного общения;

    ü Калькирующая - каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.

    Зрительное восприятие устной речи - «чтение с лица», или чтение с губ, используется неслышащими в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.

    Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.

     

    Музыка, живопись, декоративно - прикладное искусство - эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.

    Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе:

    ü Психофизиологические - коррекция психосоматических нарушений;

    ü Психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;

    ü Психологические - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;

    ü Социально – педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

    Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.

     

    Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:

    ü Художественно-речевая;

    ü Театрализовано-игровая и др.

    Это помогает:

    ü Развитию речи, общения;

    ü Познанию прекрасного;

    ü Раскрытию творческого потенциала личности.

    Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе.

    Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т. И. Галишниковой):

    ü Пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;

    ü Средства актуализации знаний и личного опыта, активации познавательной деятельности и мотивации учения;

    ü Средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков;

    ü Средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;

    ü Задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;

    ü Упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.

    В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:

    ü Реальные объекты (предметы, явления, процессы);

    ü Их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;

    ü Модели изучаемых объектов и явлений.

    Дидактический материал, который активно используется в коррекционно-образовательном процессе, делится:

    ü На предметный;

    ü Изобразительный;

    ü Словесный.

    Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

    Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т.п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.

    Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся.

    Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

     

    Технические средства обучения (ТСО) - необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса.

    ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:

    ü Визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;

    ü Аудиальные - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;

    ü Аудиовизуальные - видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино -, видео - и телевизионная аппаратура;

    ü Манипуляционные - тренажеры;

    ü Автоматические - компьютерная техника и материалы.

    В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику, коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.

     

    Вопросы для самоконтроля

    1. Каковы характерные для всех детей с особыми образовательными потребностями отклонения в развитии?

    2. Чем отличается содержание образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями?

    3. Перечислите дидактические принципы специальной педагогики и раскройте их сущность?

    4. В чем состоит специфика и комбинации методов обучения детей с отклонениями в развитии?

    5. Каковы возможности искусства как средства коррекции и развития?






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.