Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса






 

Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

К средствам обучения относятся:

ü Живое слово учителя;

ü Виды искусства;

ü Наглядные пособия;

ü Технические средства обучения;

ü Собственная деятельность детей;

ü Педагогические ситуации;

ü Природная среда;

ü Окружающая обстановка.

Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выделяют следующие функции средств обучения:

ü Компенсаторную;

ü Адаптивную;

ü Информативную;

ü Интегративную;

ü Инструментальную.

Слово учителя - важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной инструмент воспитывающего и обучающего воздействия на ученика для его личностного, интеллектуального и деятельностного развития.

В специальном образовании используются такие средства, как дактильная и жестовая речь.

Дактильная речь (по определению Т. И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака - дактилемы, которые складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию.

Жестовая речь имеет две разновидности:

ü Разговорная - употребляется как средство неофициального межличностного общения;

ü Калькирующая - каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.

Зрительное восприятие устной речи - «чтение с лица», или чтение с губ, используется неслышащими в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.

Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.

 

Музыка, живопись, декоративно - прикладное искусство - эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.

Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе:

ü Психофизиологические - коррекция психосоматических нарушений;

ü Психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;

ü Психологические - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;

ü Социально – педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.

 

Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:

ü Художественно-речевая;

ü Театрализовано-игровая и др.

Это помогает:

ü Развитию речи, общения;

ü Познанию прекрасного;

ü Раскрытию творческого потенциала личности.

Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т. И. Галишниковой):

ü Пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;

ü Средства актуализации знаний и личного опыта, активации познавательной деятельности и мотивации учения;

ü Средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков;

ü Средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;

ü Задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;

ü Упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.

В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:

ü Реальные объекты (предметы, явления, процессы);

ü Их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;

ü Модели изучаемых объектов и явлений.

Дидактический материал, который активно используется в коррекционно-образовательном процессе, делится:

ü На предметный;

ü Изобразительный;

ü Словесный.

Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т.п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.

Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся.

Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

 

Технические средства обучения (ТСО) - необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса.

ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:

ü Визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;

ü Аудиальные - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;

ü Аудиовизуальные - видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино -, видео - и телевизионная аппаратура;

ü Манипуляционные - тренажеры;

ü Автоматические - компьютерная техника и материалы.

В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику, коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы характерные для всех детей с особыми образовательными потребностями отклонения в развитии?

2. Чем отличается содержание образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями?

3. Перечислите дидактические принципы специальной педагогики и раскройте их сущность?

4. В чем состоит специфика и комбинации методов обучения детей с отклонениями в развитии?

5. Каковы возможности искусства как средства коррекции и развития?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.