Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальное образование лиц с нарушениями зрения






1. Тифлопедагогика (от греч. tyhlos - слепой) - отрасль специальной педаго­гики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с наруше­ниями зрения - слепых и слабовидящих.

Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих.

 

Основные задачи тифлопедагогики:

- педагогическое изучение слепых и слабовидящих;

- разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления на­рушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;

- определение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения;

- разработка содержания, методов и форм организации обучения и воспитания слепых и слабовидящих.

К лицам с нарушениями зрения относятся:

слепые - с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при кото­ром его острота равна 0, 05 и ниже на лучше видящем глазу;

слабовидящие — со сниженным зрением от 0, 05 до 0, 2 на лучше видящем гла­зу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией;

Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения; бывает одно­сторонним и двусторонним.

Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы (преломляющая способность глаз).

По степени сохранности остаточного зрения различают:

- абсолютную слепоту (полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения);

- практическую слепоту - наблюдается остаточное зрение, при котором со­храняется светоощущение или форменное видение.

 

Слепота бывает:

- врождённой;

- приобретённой.

 

Причины врождённой слепоты:

- повреждение плода в период внутриутробного развития;

- заболевания плода.

Причины приобретённой слепоты:

- заболевания органов зрения;

- заболевания ЦНС (менингит, опухоль мозга);

- осложнение после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлати­на;

- травматические повреждения мозга или глаз.

 

Категории детей с нарушениями зрения:

- слепорождённые;

- рано ослепшие;

- лишившиеся зрения после 3-х лет жизни. Последствия слепоты:

- ограниченность двигательной сферы;

- неполнота содержания социального опыта;

- своеобразие эмоционально-волевой сферы;

- трудности в игровой, учебной и профессиональной деятельности;

- неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции;

- повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и т.д.

 

Слабовидение — значительное снижение остроты зрения.

Причины: глазные болезни на фоне общего заболевания: миопия (близору­кость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм (недостаток прелом­ляющей способности глаза).

Особое значение для слепых и слабовидящих имеют:

- осязание;

- слуховое восприятие;

- речь.

 

По Л.С.Выготскому, слепые владеют «шестым чувством» (тепловым), которое позволяет незрячим на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

Сенсорное воспитание создаёт условия для отражения окружающего мира сначала в наглядно-действенной форме, затем на последующих этапах, по мере накопления социального и бытового опыта, в словесно-логической форме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.