Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! В разных видах деятельности
(игровой, изобразительной, конструктивной и др.) Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушениями слуха. Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на занятиях по видам деятельности он в большей степени регламентирован и усваивается в тематической логике. Речевой материал приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные с формированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются им и находятся на втором плане. Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации
Раздел III
речи детей, формирования их речевого общения. По мнению Г.Л. Выгодской, «игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны1. Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова; «перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения»2. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности. Детям первых лет обучения, у которых навыки речевого общения еще только начинают формироваться, воспитатель помогает, подсказывая нужное слово, побуждая повторить его за ним так, как может ребенок. Старшие дети, участвуя в коллективных играх, испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях. Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представлений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. Значительными возможностями располагает этот вид деятельности в плане обогащения речевого развития детей с недостатками слуха: в процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями и определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования. Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий детей и их работ.
___________ 1 Выгодская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым 2 Там же.
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
В процессе умственного развития ребенка особая роль принадлежит занятиям по формированию элементарных математических представлений. Усвоение количественных, временных, пространственных представлений, формирование измерительных навыков предполагает и овладение соответствующей терминологией. Особое значение в процессе усвоения математического материала детьми с нарушениями слуха имеет сформированность значений слов больше, меньше на...; сколько, столько же, сложи и др. Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности. Другие виды занятий воспитателей или организация свободной деятельности детей, в процессе которых осуществляется трудовое воспитание, физическое развитие, также весьма значимы для речевого развития дошкольников с нарушенным слухом. Речевой материал, используемый в процессе организации игр, труда, изобразительной деятельности и конструирования, физического и музыкального воспитания, формирования математических представлений можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся слова и фразы, специфические для данной деятельности, так называемый «терминологический» речевой материал. Во вторую группу включается речевой материал, отражающий тематику сюжетно-ролевых, дидактических или подвижных игр, рисования, лепки, трудовой деятельности. Часть этого речевого материала может быть знакома детям по различным бытовым ситуациям, экскурсиям, в связи с рассматриванием картинок и др. Речевой материал третьей группы представляет слова и фразы, связанные с организацией общения детей со взрослым и между собой по ходу деятельности.
Раздел III
При отборе речевого материала к занятиям по разным видам деятельности воспитатель должен учитывать наличие этих трех групп. Рассмотрим отбор и содержание материала каждой из указанных групп. Любой вид деятельности связан с использованием специфических слов и выражений, которые в других видах деятельности не встречаются. Это названия объектов, действий, признаков предметов. Например, в процессе изобразительной деятельности это названия материалов, орудий и инструментов, производимых действий (бумага, карандаш, фломастер, кисточка, рисовать, лепить, наклеить, закрашивать, заштриховать, обведи, ощупай); названия цветов, геометрических форм, величин, пространственного расположения предметов. На занятиях по физическому воспитанию это слова-названия действий, спортивных снарядов и атрибутов (прыгать, бросать, ловить, шагать, обруч, лестница, колонна и др.). Так как этот речевой материал используется в русле данного вида деятельности, необходимо обеспечить его усвоение на этих занятиях. Поэтому воспитатель заранее отбирает необходимый речевой материал из словаря, указанного к программе данного раздела. Для лучшего запоминания эти слова и фразы заранее пишутся на табличках или фиксируются на доске. Они предъявляются устно и прочитываются устно со слабослышащими детьми или устно-дактильно с глухими детьми, начиная со средней группы. Педагоги заранее определяют способы раскрытия значения слов: это может быть показ предмета (кисточка), демонстрация действия (заштриховать, примакиватъ; подпрыгнуть, кувыркаться...), свойств (пластилин мягкий), дидактические игры («катится—не катится»), выполнение совместных с ребенком действий (купать куклу) и др. Важное значение имеет правильность показа предмета, демонстрации его свойств, выполняемых действий. Необходимо, чтобы дети хорошо видели предмет, а в процессе восприятия использовать и другие способы обследования, привлекая двигательное, тактильно-двигательное восприятие, вибрационную чувствительность.
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
Слова, сообщаемые воспитателем в связи с определенным видом деятельности, включаются во фразы, необходимые для общения детей и педагога (возьмите кисточки, закрасьте шар). Нельзя сводить работу по развитию речи только к предъявлению специальных слов и выражений, чаще всего обозначающих названия предметов и игрушек. Важное значение должно придаваться накоплению глагольного словаря, т. к. он важен для обеспечения общения с детьми и является основой диалога. Воспитатель уточняет и активизирует в речи детей речевой материал, связанный с темой занятия. Например, при проведении игры «Больница» дети уточняют значения слов и фраз (заболела, лечит, врач дал лекарство, укол, шприц, вата, выздоровела, рада и др.). Этот материал уже может быть знаком по другим занятиям (ознакомлению с окружающим, развитию речи), в процессе игры значения слов конкретизируются, уточняются, вводятся в речь детей в новом контексте. заранее планируется материал, необходимый для Например, к занятию по рисованию в младшей группе по теме «Яблоко» (рисование с натуры) воспитатель может подобрать следующий речевой материал в соответствии с указанными группами: Будем рисовать яблоко. Посмотри, обведи. Это яблоко. Яблоко круглое. Яблоко желтое. Есть ямка. Есть хвостик. Раздай карандаши. Попроси карандаш, у Тани. Возьмите желтые карандаши. Рисуйте.
Раздел III
Смотри внимательно. Аккуратно. Что ты нарисовал? Как нарисовала Катя? Молодец. На разных занятиях воспитателя речевой материал включает фразы одинаковой структуры, которые являются общими для различных видов деятельности и могут широко использоваться в свободной деятельности детей. Такие выражения, как Что ты хочешь делать? Во что ты хочешь играть? Что ты хочешь рисовать (лепить, строить)? Хочу (не хочу), (не) нравится, устал, усваиваются детьми и в быту, и на разных занятиях. Помимо заранее предусмотренных воспитателем к занятию слов и фраз должна использоваться возникающая у детей потребность в новых словах. Так, например, во время рисования по теме «Праздник» ребенок хочет нарисовать салют, воспитатель вводит нужное для понимания сюжета рисунка слово. С целью активизации речи детей можно и преднамеренно создавать ситуации, ставя ребенка перед необходимостью назвать предмет, обратиться к взрослому. Например, воспитатель «случайно» не поставил на одну из парт во время рисования красками баночку с водой. В ответ на жесты и выразительную мимику ребенка взрослый сообщает: «Я забыла», помогает ребенку сказать: У меня нет воды, дай воду. Такие виды деятельности ребенка, как сюжетно-ролевые и подвижные игры, все виды изобразительной деятельности тесно связаны с формированием символизации и предполагают высокий уровень развития представлений, воображения, мышления. Символический характер этих видов деятельности связан с формированием умения переименовывать в игре предметы, называя их по-другому (кубик называть утюгом, пустую коробку — телевизором), обозначать словом воображаемые, символические действия, передаваемые с помощью условных движений (перенос тяжелых вещей в игре «Новоселье» и др.). Поэтому специалисты в области игровой и изобразительной деятельности (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская) особое внимание обращают на формирование у детей конкретных, точных представлений о предметах и явлениях, которые будут замещаться в игре или изображаться в рисовании. Например, введение в
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
игру названий предметов-заместителей возможно лишь при наличии полных и точных представлений о замещаемом предмете, его назначении и свойствах. В противном случае не исключена опасность накопления слов с неполноценным, неточным значением. Это же условие относится и к переименованию воображаемых предметов: если ребенок не представляет реально, что такое тяжелая сумка, нецелесообразно демонстрировать воображаемую тяжелую сумку и обозначать ее соответствующим словосочетанием. Такие же требования относятся и к изобразительной деятельности: необходимость формирования точных представлений лежит в основе изображения по словесной инструкции, а особенно они важны в процессе рисования, лепки, конструирования по представлению. Это двусторонний процесс: с одной стороны, лучшее усвоение значения слова будет способствовать более точной передаче свойств предметов или явлений в рисунке, с другой — рисование с использованием инструкций, описаний, текстов является средством контроля за тем, что стоит у ребенка за словом. В процессе обучения играм, рисованию и другим видам изобразительной деятельности, труду, в ходе физического и музыкального воспитания нужно учить детей пользоваться разговорной речью, помогать им вести простые диалоги, договариваться друг с другом, выражать желания и просьбы. Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени зависят от этапа обучения, умений и навыков деятельности. Сложность и характер речевых конструкций определяются требованиями программы по развитию речи. Воспитатель вместе с сурдопедагогом, учитывая требования программы по развитию речи, определяют, когда дети могут только отвечать на вопросы воспитателя по ходу деятельности, а когда сами формулировать просьбы, задавать вопросы, отчитываться о выполненной работе, планировать дальнейшие действия. Однако введение более высоких требований к речи детей не должно происходить в ущерб деятельности ребенка, вводиться формально на фоне низкого уровня игры, рисования, труда. Нельзя постоянно прерывать игры, рисование или кон-
Раздел III
струирование детей вопросами, требованиями назвать инструменты или игрушки, сообщить о выполненном. Так, длительное уточнение речевых инструкций, объяснений во время занятий по физическому воспитанию снижает моторную плотность занятий, негативно влияет на решение оздоровительных и коррекционных задач. На каждом последующем этапе развиваются сюжеты игр, конструирования, рисования, что диктует необходимость обогащения словаря и навыков словесного общения. Если своевременно речевой материал не будет вводиться в ходе деятельности, то и уровень игры, рисования, конструирования будет оставаться низким, не соответствовать программным требованиям. В ходе игр, изобразительной деятельности, выполнения трудовых действий дети должны уметь называть используемые предметы и игрушки, выполняемые и выполненные действия, уметь ответить на вопросы. В изобразительной деятельности это: Что ты будешь рисовать (строить, лепить...)? Какое яблоко (груша, матрешка, машина) по цвету (форме, величине)? Какого цвета карандаши нужны? Что ты нарисовал? Какой рисунок у Кати? и др. В игре это речевые конструкции: Во что ты хочешь играть? С кем ты хочешь играть? Кем ты. хочешь быть? Какая у тебя роль? Что нужно для игры в...? Что делает милиционер? В зависимости от категории детей и этапа обучения речевой материал сообщается в устной, письменной и устно-дактильной форме. Отдельные хорошо знакомые слова и выражения могут предъявляться на слух. Важно обеспечить понимание предлагаемых слов и фраз, использование их в процессе действий детей. Предъявляемый речевой материал должен способствовать осмыслению и развитию детской деятельности. Однако необходимо помнить, что, несмотря на большую значимость работы по речевому развитию в разных видах деятельности, ей не должны подчиняться все стороны игры, рисования, физического воспитания. В таком случае игра или рисование теряет для детей свою привлекательность превращаясь в занятия по развитию речи, и гаснет эмоциональный настрой ребенка.
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
Речевой материал, относящийся к различным видам деятельности, не всегда относится только к сфере житейских понятий, отражающих бытовую сферу жизни. Часть формируемых понятий имеет научный характер, так как они связаны с определенной сферой научных знаний. Сформированные в детском саду понятия и представления и соответствующие слова и выражения являются пропедевтическими по отношению к содержанию школьных знаний. Например, математическая терминология, усвоенная детьми в дошкольный период, будет использоваться на уроках математики. Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий или в свободном виде, формируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных условиях общения очень велико, так как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания сурдопедагога на занятиях по развитию речи.
|