Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольные учреждения






 

Как отмечалось выше, в настоящее время большинство детей с нарушениями слуха посещают дошкольные учреж­дения, и работа в семье проводится под руководством сурдо­педагогов. Сочетание работы по развитию речи в детском саду и семье позволяет сделать ее более эффективной. Сур­допедагоги постоянно информируют родителей об успехах и проблемах в воспитании и обучении ребенка, придавая важное значение характеристике его речевого развития. Ро­дители получают рекомендации по проведению работы дома, содержание которых в значительной степени зависит от ре­жима работы дошкольного учреждения (ежедневное, недель­ное, интернатное). Чаще всего это касается пребывания ре­бенка дома в выходные и праздничные дни, во время кани­кул и отпуска родителей.

 

Раздел II

 

Работа по развитию речи в семье проводится в разных направлениях. Это, во-первых, создание в семье слухо-речевой среды, привлечение всех членов семьи к речевому обще­нию с ребенком. Постоянное речевое общение с ним всех членов семьи создает мотивацию для овладения словами и выражениями. Важным условием развития речи ребенка является предъявление одинаковых требований к речи ре­бенка со стороны всех взрослых, идентичных тем, которые есть в детском саду. Взрослые не должны забывать о важно­сти использования ребенком слуховых аппаратов в процес­се речевого общения и занятий дома, следить за режимом усиления.

Другое направление работы по развитию речи в семье — закрепление и расширение речевых умений и навыков, сфор­мированных в детском саду. Эта работа связана с выпол­нением заданий сурдопедагога и воспитателей и сводится чаще всего к повторению и закреплению речевого материа­ла, усвоенного на занятиях. Как правило, родители ведут специальные тетради и альбомы, в которые по заданию сурдопедагога подбирают или рисуют картинки по темам и делают подписи к ним в виде слов, предложений, неболь­ших текстов. Этот материал рассматривается с детьми, они прочитывают подписи или подбирают таблички, повторя­ют слова устно, а старшие дети записывают слова в тетради или словарики. Однако нередко, желая добиться повторе­ния материала, родители сводят эту работу к дублирова­нию занятий в детском саду, многократному повторению и заучиванию слов и предложений, что не вызывает интере­са у детей, а часто, наоборот, приводит к нежеланию зани­маться дома.

Значительно больший интерес для ребенка представляет участие в бытовых делах дома, в которых принимают уча­стие другие члены семьи. Необходимо стремиться к расши­рению сферы использования речевого материала в связи с привлечением разных видов деятельности, созданием ситу­аций общения ребенка с детьми и взрослыми.

Например, во время приготовления обеда мама просит ребенка принести овощи, названия которых он усвоил в дет­ском саду {принеси морковь, лук)', дать или поставить на

 

 

Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье

 

стол посуду (положи ложки, поставь тарелки). Ситуации купания, стирки, приема пищи, сборов на прогулку — наи­более подходящие моменты для повторения и закрепления слов и предложений, активизации их в разговорной речи. Каждый раз в этих бытовых моментах создаются условия не только для повторения знакомых слов и фраз, но и для введения новых (оторвал, уронил, обрадовался, соскучился, разлил, рассыпал, испачкал). Реальная, наглядная ситуа­ция позволяет лучше осознать значение слова, а чтобы оно «не потерялось», его необходимо записать, предложить ре­бенку прочитать, использовать в необходимых ситуациях, а иногда и специально создавать их.

Наряду с рекомендациями по закреплению материала, предъявляемого детям на занятиях, целесообразно просить родителей знакомить ребенка с теми явлениями, наблюде­ния за которыми сложно организовать в условиях до­школьного учреждения. Посещение с мамой рынка, мага­зина, наблюдения за деятельностью людей, участие в неко­торых действиях, например покупке продуктов, создает основу для обогащения словаря, включения слов в разго­ворную и повествовательную речь ребенка. Расширению представлений об окружающем способствуют посещения па­рикмахерской, аптеки, химчистки и других бытовых уч­реждений, находящихся недалеко от дома. Однако ситуа­тивного введения слова или фразы недостаточно для их за­поминания ребенком, поэтому вечером можно побеседовать с ребенком об увиденном, включив в беседу других чле­нов семьи. Такую беседу можно дополнить рассматрива­нием картинок. Хорошим средством уточнения представ­лений ребенка об увиденном является рисование с обсуж­дением содержания рисунка, подготовкой подписей. Сначала подписи к рисункам из 1-2 предложений делают родители, старшие дошкольники способны сами подпи­сывать свои рисунки после уточнения содержания подписей со взрослыми.

Важным средством эмоционального, познавательного и речевого развития ребенка с нарушенным слухом являются посещения зоопарка, театра, цирка и других культурных и развлекательных учреждений. Родителям необходимо за-

 

Раздел II

 

ранее планировать такие мероприятия, продумывая, что должно стать объектом внимания ребенка, какой речевой материал можно ему сообщить. Предварительно нужно рас­сказать ребенку, куда они пойдут, что будут делать. Вече­ром можно обсудить увиденное, уточнить значения слов и выражений, записать и прочитать их, подобрать картинки. Результатом посещения и последующей беседы может стать подготовка книжки-самоделки, рисунки для которой гото­вит ребенок, а подписи к ним обсуждаются вместе со взрос­лым. Как правило, в старших группах в понедельник педа­гоги выделяют время для рассказов детей о событиях вы­ходных дней. Они помогают рассказать о том, что было в выходные дни, задают уточняющие вопросы, вместе с деть­ми рассматривают рисунки ребенка, другие атрибуты (би­леты, программки, рекламные буклеты и др.). В зависимос­ти от уровня речевого развития одни дети могут показать рисунки и рассказать об их содержании, другие — прочи­тать подписи.

Педагоги должны поддерживать проведенную в семье работу по развитию речи, демонстрировать интерес к тому, что дети узнали и сделали дома. Поддержка и одобрение педагогами стремления детей рассказать о событиях вы­ходных дней, даже если их высказывания и рассказы не всегда соответствуют программным требованиям, форми­руют у детей дополнительную мотивацию и желание по­знать новое.

Сурдопедагог и воспитатели, руководствуясь стремле­нием помочь родителям в организации работы в семье, организуют консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, где демонстрируют виды работы по раз­
витию речи, объясняют и уточняют требования к использованию разных форм речи в разных возрастных группах.

Важной частью этой работы является популяризация опы­та родителей по развитию речи детей в семье в процессе организации родительских конференций, на которых ро­дители делятся своим опытом работы по речевому разви­тию детей, демонстрируют изготовленные ими пособия, дидактические игры, книжки-самоделки и др.

 

Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Назовите образовательные учреждения, в которых организуется коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха.

2.Каковы условия проведения работы по развитию речи в детских садах компенсирующего вида, образова­тельных учреждениях «Школа — детский сад»?

3.Определите контингент дошкольников с нарушения­ми слуха, воспитание и обучение которых может осу­ществляться совместно со слышащими детьми в мас­совых детских садах.

4.Как организуется работа по речевому развитию де­тей в условиях сурд о логических кабинетов, центров, групп кратковременного пребывания?

5.Определите варианты семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом.

6.Определите основные направления работы по разви­тию речи детей младенческого возраста с нарушени­ями слуха в семье.

7.Каково содержание и методические приемы разви­тия речи плохослышащих детей раннего возраста в семье?

8.Как организуется работа по речевому развитию де­тей дошкольного возраста с нарушениями слуха, не посещающими дошкольные учреждения?

9.Назовите формы и приемы работы по развитию речи в семье детей с нарушениями слуха, посещающими дошкольные учреждения.

 

Литература

 

1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у

детей первого года жизни: Методическое пособие / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. — М., 2001.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учите-

ля и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.

 

 

Раздел II

 

3. Исенина ЕМ. Родителям о психическом развитии и поведении

глухих детей первых лет жизни. — Иваново, 1996.

4. Корсунская БД. Воспитание глухого дошкольника в семье. —

М., 1970.

5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушен-

ным слухом в семье. — М., 1991.

6. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдо-

логических кабинетах: Инструктивно-методическое пись­мо. — М., 1990.

7. Черкасова Е.Л. Минимальные нарушения слуха у детей с рече-

вой патологией // Дефектология. — 2000. — № 3.

8. Шматко НД. Для кого может быть эффективным интегриро-

ванное обучение // Дефектология. — 1999. — № 1, 2.

9. Шматко НД., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... —

М., 1995, 2003.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.