Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика занятий






 

Занятия по развитию речи организуются по тематиче­скому принципу. Это позволяет сконцентрировать внима­ние педагога на определенном круге явлений и предметов, отбирать материал в тематической логике, прослеживать на разных этапах обучения овладение детьми речевым матери­алом, необходимым для общения по данной тематике, уточ­нять его в разных видах речевой деятельности. Программой определены основные темы, которые расширяются на каж­дом последующем году обучения. Этот перечень включает тематику, близкую ребенку дошкольного возраста в силу его бытовых потребностей, познавательных и социальных интересов. Это такие темы, как семья, игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, продукты питания, животные, растения, части тела, дом, транспорт, профес­сии и др. Тематика занятий связана с разными видами дет­ской деятельности (играми, рисованием, лепкой, констру­ированием, трудом), так как каждая из тем или определяет содержание деятельности, или является ее составной частью. Данная тематика также определяет содержание работы по ознакомлению с окружающим, в процессе которой дети на-

 

 

Глава 3. Первоначальный этап развития речи

 

капливают запас сведений о предметах и явлениях, входя­щих в каждую из них. Таким образом, тематика занятий по развитию речи диктуется содержанием работы по различ­ным разделам программы.

К определенной тематике на занятиях по развитию речи дети подходят, имея некоторый запас представлений, сфор­мированных в процессе практической и игровой деятель­ности. Это обусловливает необходимость тесной взаимо­связи в работе воспитателей и сурдопедагога, так как объекты внимания на разных занятиях могут быть одни и те же, а средства и приемы педагогической работы — разные. В некоторых случаях эта связь может быть сквоз­ной, т. е. на разных занятиях используется одна и та же тематика, однако внимание акцентируется на разных сто­ронах и свойствах объектов, хотя их познание тесно взаи­мосвязано. Например, на занятиях по изобразительной де­ятельности дети рисуют или лепят овощи, в игре угощают куклу салатом из овощей, в процессе ознакомления с окру­жающим знакомятся с их цветом, формой, вкусом, запа­хом, уточняют, что можно приготовить из овощей, и т. д. Таким образом, к моменту занятий по развитию речи по данной теме у детей может быть сформировано понимание значений некоторых слов и предложений. На занятиях по развитию речи основное внимание уделяется действиям с речевым материалом (словами, фразами), хотя на первона­чальном этапе обучения связь между реальными предмета­ми, действиями и их обозначением в речи очень тесна, а использование разных видов деятельности способствует усвоению речевого материала. Однако они привлекаются более экономно, в сокращенном виде, чтобы не подчи­нять речевые задачи другим, связанным с игрой или рисо­ванием.

На начальном этапе обучения сурдопедагог в процессе планирования занятий по развитию речи включает разные темы, так как это необходимо для общения с ребенком в детском саду и дома. Как правило, работа по одной теме продолжается в течение нескольких занятий; определение их количества зависит от актуальности темы, интереса детей к ней, их возраста и уровня умственного и речевого

 

 

Раздел III

 

развития. Однако в течение определенного периода (меся­ца, квартала, полугодия) к ней необходимо возвращаться, активизировать представления детей и обогащать речевой материал. Например, к теме «Погода» педагог возвращает­ся несколько раз в течение квартала, осуществляя наблю­дения за сменой времен года, изменениями в погоде и природе, дополняя данные наблюдений работой с нагляд­ным материалом (картинками, календарем и др.), уточняя новые понятия, вводя необходимые слова и фразы. По мере речевого развития детей уже знакомый, а также новый речевой материал используется в разных видах речевой деятельности. Например, слова и фразы снег, снег идет, холодно дети ясельной группы воспринимают слухо-зрительно, глобально прочитывают слова на табличках и по­вторяют их сопряженно-отраженно за педагогом, - в то вре­мя как воспитанники младшей наряду с проговариванием могут сложить слово снег из букв разрезной азбуки с опо­рой на табличку.

Выбор последовательности знакомства с разными тема­ми педагог определяет, также исходя из возраста и интере­сов детей, реальных условий. Безусловно, содержание рабо­ты по теме различается в разных возрастных группах. В младшей группе по сравнению с ясельной увеличиваются объем речевого материала, количество приемов работы. Од­нако независимо от этого речевой материал усваивается деть­ми в единстве формирования разных видов речевой деятель­ности, которые формируются на этом этапе обучения: слу-хо-зрительного и слухового восприятия, говорения, глобального чтения, списывания отдельных слов с табли­чек.

Работа над каждой темой на начальном этапе должна включать взаимосвязь речевого материала с наглядными и практическими приемами для того, чтобы обеспечить фор­мирование наглядных представлений за словами и фраза­ми. Например, работа над темой «Одежда» в ясельной груп­пе, которая проводится в течение нескольких занятий, мо­жет включать и действия с предметами кукольной одежды, соотнесение предметов одежды с их изображениями, под­бор парных картинок, складывание разрезных картинок,

 

Глава 3. Первоначальный этап развития речи

 

проведение дидактических речевых игр. В процессе исполь­зования этих методических приемов дети учатся различать названия одежды (кофта, штаны) на слухо-зрительной ос­нове, по подражанию взрослому прочитывать глобально эти слова, а также подбирать парные таблички, приближенно называть предметы, понимать и выполнять простые инст­рукции (надень, сними кофту...). Продолжение работы по данной теме в течение года предполагает расширение пред­ставлений детей об одежде, увеличение словаря и количе­ства фраз, которые будут понимать дети в игровых и быто­вых ситуациях. В течение года в словарь необходимо вклю­чить слова платье, трусы, майка, пальто, шапка, фразы с этими словами.

Степень доступности разных тем различна, поэтому на начальном этапе некоторые темы повторяются чаще, напри­мер «Игрушки», «Одежда», «Продукты питания», а с со­держанием некоторых дети только начинают знакомиться — «Магазин», «Профессии», «Растения» и др. Однако знаком­ство с содержанием этих тем необходимо для младших до­школьников, т. к. они отражают содержание жизни детей и взрослых. Расширение содержания этих тем на следующих этапах обучения позволит обеспечить расширение и повто­ряемость речевого материала, усвоение его в разных кон­текстах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.