Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учреждениях и группах






 

Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в различных учреждени­ях: детских садах и группах компенсирующего вида, обра­зовательных учреждениях «Школа—детский сад», массо­вых детских садах, сурдологических центрах и кабинетах, центрах коррекции и др. Каждый из названных видов уч­реждений имеет присущие им формы организации коррекционной помощи, что определяет содержание и особенно­сти работы по речевому развитию дошкольников с наруше­ниями слуха.

В настоящее время основной формой коррекционной по­мощи являются дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, где осуществляются систематиче­ское целенаправленное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей. Этот вид учреждений наиболее рас­пространен в нашей стране, они создавались в течение дли­тельного времени в разных регионах. Организация и содержание работы в них обоснованы теоретически (Н.А. Pay, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова и др.) и отраже­ны в материалах специальных программ и методической литературе.

Эти дошкольные учреждения посещает основная масса дошкольников с нарушениями слуха в возрасте от 2-3 до 7 лет. Детские сады компенсирующего вида рассчитаны на пятилетний или четырехлетний срок воспитания и обу-

 

 

Глава 1. Условия речевого развития детей
с недостатками слуха

 

чения детей, в течение которого наиболее полно могут быть реализованы задачи коррекционно-педагогической работы. В зависимости от состояния слуха комплектуются детские сады или группы для глухих или для слабослышащих до­школьников. В дошкольных учреждениях также организу­ются воспитание и обучение детей со сложными нарушени­ями развития, имеющими помимо снижения слуха другие недостатки (интеллекта, движений, эмоционально-волевой сферы и др.). Предполагаются разные варианты посещения дошкольных учреждений детьми: ежедневное, с пятиднев­ным или интернатным пребыванием. Условия посещения детьми дошкольного учреждения имеют очень важное зна­чение для организации коррекционной работы, определяют разную степень участия семьи в воспитании ребенка, их вза­имосвязи с педагогическим коллективом.

Задачи деятельности дошкольных учреждений для де­тей с нарушениями слуха заключаются в обеспечении все­стороннего развития детей, коррекции отклонений в раз­витии.

Развитие речи детей является центральным звеном кор­рекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловлен­ных снижением слуха. Эффективность проведения работы по формированию речи в значительной степени определяет овладение детьми содержанием других разделов програм­мы, а в конечном итоге и уровень познавательного, соци­ально-личностного, эстетического развития ребенка.

Длительный период работы, как правило, в течение 4-5 лет, позволяет формировать речевые умения и навыки, активизировать их в различных ситуациях общения в до­школьном учреждении, в непосредственном общении в се­мье, в других ситуациях.

Работа по речевому развитию детей с нарушениями слу­ха в специальных дошкольных учреждениях осуществля­ется в разнообразных условиях и тесно связана с режимны­ми моментами, играми и другими видами детской деятель­ности, фронтальными и индивидуальными занятиями. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь в работе сурдо­педагога, воспитателей, других педагогов и родителей по-

 

Раздел II

 

зволяет обеспечить разнообразие условий практической и игровой деятельности, в которых происходит усвоение ре­чевого материала.

Важным условием речевого развития детей с нарушени­ями слуха является создание слухо-речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку не-слышащих детей (С.А. Зыков, Л.П. Носкова и др.). Созда­ние слухо-речевой среды предполагает постоянное пребы­вание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его соб­ственной речи и возможностей понимания речи окружаю­щих.

Взрослые организуют постоянное мотивированное обще­ние с детьми, связанное с их бытовыми потребностями, иг­рами, рисованием. В зависимости от этапа обучения взрос­лые побуждают детей пользоваться доступными им речевы­ми (устной речью, табличками с напечатанными словами и фразами, дактилированием, письмом) и неречевыми сред­ствами (естественными жестами, мимикой лица, действия­ми с предметами, выразительными движениями, рисунка­ми и др.).

Важным требованием к организации слухо-речевой сре­ды является постоянное использование качественной зву­коусиливающей аппаратуры, обеспечивающей более пол­ное восприятие речи и звуков окружающего мира; форми­рование устной речи и общения. На занятиях с глухими и слабослышащими дошкольниками используется стационар­ная звукоусиливающая аппаратура — как проводная, так и беспроводная. Использование беспроводной аппаратуры по­зволяет обеспечивать более естественные условия для обще­ния взрослых и детей, их свободное передвижение в ходе занятий. В быту, в играх, а также на занятиях, предполага­ющих большой объем двигательной активности детей (физ­культурные, музыкальные занятия), используются индиви­дуальные слуховые аппараты.

В дошкольных учреждениях обеспечивается контроль за речью детей с учетом исходного уровня ее развития и сфор­мированных речевых умений, предъявляются единые тре-

 

 

Глава 1. Условия речевого развития детей
с недостатками слуха

 

бования к речи детей со стороны всех взрослых (педагогов, родителей и др.)- Речь взрослых должна соответствовать нор­мам литературного языка, быть интонированной, иметь нор­мальный темп и громкость.

Каждое из указанных требований имеет важное значе­ние для организации слухо-речевого режима, а их единство не означает уменьшения роли какого-либо их них.

Специальное обучение языку строится с учетом особен­ностей психического и слухо-речевого развития детей с недостатками слуха, влияния снижения слуха на социаль­ное и познавательное развитие. Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрос­лыми.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха процесс речевого развития детей предполагает овла­дение языком в разных условиях и при использовании раз­нообразных форм организации деятельности детей. Содер­жание работы по речевому развитию детей определено та­ким образом, что их жизнедеятельность тесно переплетена и с задачами формирования речи.

Первоначально практическое овладение бытовыми пред­метами и действиями в процессе выполнения различных ре­жимных моментов (умывания, одевания, приёма пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Такое ситуативное усвоение позволяет ребенку понимать и пользоваться ими в повторяющихся ти­пичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и специ­альной отработки. Многократное использование речевого материала способствует его запоминанию и практическому усвоению на ситуативном уровне в узком, конкретном зна­чении.

Другим условием накопления и активизации слов и фраз являются разные виды деятельности ребёнка, к которым относятся игра, изобразительная деятельность, труд, раз­витие движений. В процессе целенаправленного формиро­вания этих видов деятельности дети овладевают речевым

 

Раздел II

 

материалом, необходимым для обозначения предметов и дей­ствий, характерных для определенной деятельности, напри­мер, игровой или трудовой. Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их необходимость для об­щения детей между собой и со взрослыми в процессе дея­тельности. Особое значение для познавательного развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что по­зволяет формировать представления и знания о разных сто­ронах действительности. Ознакомление с окружающим про­исходит в тесной связи с речевым развитием детей: они уз­нают слова и фразы, нужные для обозначения свойств, качеств, особенностей применения разнообразных предме­тов, условий жизни животных и человека. Использование тематического принципа в ознакомлении с окружающим позволяет в дальнейшем активизировать и систематизиро­вать этот материал на занятиях по развитию речи при зна­комстве с соответствующими темами.

Важнейшим условием речевого развития детей с нарушенным слухом является организация спе­циальных занятий по развитию речи. Их целе­направленное планирование и систематическое проведение позволяет обеспечить ряд задач:

· закрепить, систематизировать тот речевой материал, ко­торый сообщался детям в разных условиях (в быту, в играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим миром и др.);

· обогащать словарь детей новыми словами и выражения­ми, проводить целенаправленную работу над их значе­ниями;

· формировать разные виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобаль­ное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование);

· развивать связную речь детей, прежде всего разговор­ную, а также описательно-повествовательную.

На занятиях по развитию речи используются разные ме­тоды. К ним можно отнести: подражание речи педагога, выполнение речевых действий по образцу, дидактические

 

Глава 1. Условия речевого развития детей
с недостатками слуха

 

игры и упражнения, использование естественных ситуаций, преднамеренное создание ситуаций, специальные речевые упражнения, работу с книгой и др. Необходимым требова­нием к проведению занятий по развитию речи является их насыщение разнообразным дидактическим материалом: реальными предметами и муляжами, игрушками, картин­ками, схемами, табличками.

В зависимости от задач воспитания и обучения детей на каждом возрастном этапе планируется разное количество занятий по развитию речи — от 3 до 5 в неделю. При орга­низации занятий по развитию речи в детском саду учитыва­ются допустимые для каждого возраста нагрузки на детей. Длительность занятий в младших группа — 20 мин., в сред­ней — 25 мин., старшей и подготовительной — 30-35 мин.

Часть речевого материала, усвоенного детьми на заняти­ях по развитию речи, включается в занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, на кото­рых уточняется произносительная сторона речи. Предъяв­ление речевого материала на слух, использование специаль­ных приемов обучения произношению, в том числе фонети­ческой ритмики, постановки и автоматизации звуков обеспечивают возможность улучшения произношения детей, повышают внятность речи. На этих занятиях усвоенные сло­ва и фразы доводятся до наиболее высокой степени отработ­ки, что позволяет полноценно применять их в разных ситу­ациях общения.

Занятия по развитию речи теснейшим образом взаимо­связаны со всеми другими занятиями и видами деятельно­сти в детском саду. Отбор речевого материала, требования к его усвоению детьми на различных занятиях определяют­ся требованиями программы по развитию речи.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха используются программы, рассчитанные на 5-летний срок воспитания и обучения детей. Для организации рабо­ты по развитию речи неслышащих детей используется Про­грамма воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1991), в работе со слабослышащими детьми — Про­грамма воспитания и обучения слабослышащих детей до­школьного возраста (1991). Программы по развитию речи

 

 

Раздел II

 

для глухих и слабослышащих дошкольников имеют одина­ковую теоретическую основу, однако в содержании отража­ется разный исходный уровень речевого развития двух ка­тегорий детей с нарушениями слуха, темпы и возможности речевого развития детей с различным состоянием слуха, не­обходимость использования разных вспомогательных средств, в частности дактилологии. Программы по разви­тию речи содержат объяснительные записки, материал для проведения работы, методические рекомендации.

Названные программы используются в работе дошколь­ных учреждений для глухих или слабослышащих детей, а также в учреждениях «Школа — детский сад» (Начальная школа — детский сад». Эти государственные образователь­ные учреждения, в которых воспитываются дети дошколь­ного и школьного возраста, получили распространение в по­следнее десятилетие. В структуре «Школы — детского сада» могут быть группы детей раннего и дошкольного возраста, а также начальные классы или все классы (с первого по 10-12) школы для неслышащих или слабослышащих и поздно-оглохших детей. В этих образовательных учреждениях реа­лизуются две образовательные программы: дошкольного и школьного специального образования. Основными средства­ми обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррек-ционного воспитания и обучения детей с нарушениями слу­ха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного и школьного возраста, веду­щих для каждого этапа видов деятельности, форм организа­ции общеразвивающей и коррекционной работы. Организа­ция учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях «Школа — детский сад» позволяет обеспечить преемственность в работе детского сада и школы по различ­ным направлениям, в том числе по развитию речи, избе­жать ненужного дублирования работы.

Таким образом, образовательные учреждения для глухих и слабослышащих детей — детский сад компенсирующего вида, «Школа—детский сад», дошкольные группы и дет­ские сады при специальных (коррекционных) школах — со­здаются для оказания коррекционно-педагогической помо-

 

 

Глава 1. Условия речевого развития детей
с недостатками слуха

 

щи детям с нарушениями слуха, которая представляет це­лостную систему и построена с учетом специфических обра­зовательных потребностей детей данной категории. К ним прежде всего относится целенаправленная работа по разви­тию речи и слухового восприятия. Проведение коррекционной работы тесно связано с различными направлениями общеразвивающей работы, без организации которой невоз­можно предотвратить отставание в ходе психического раз­вития данной категории детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.