Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Снижение самолета






Снижение самолета теоретически отличается от набора высоты только тем, что угол наклона траектории будет отрицательным.

Рис. 4.10. Схема сил, действующих на самолет при снижении  
Рассмотрим схему сил, действующих на самолет при снижении, и уравнения установившегося снижения.

 

 

1. — условие прямолинейности снижения; 2. — условие равномерности снижения.

 

При снижении P < X.

При достаточно большой положительной силе тяги снижение самолета называется скоростным. При скоростном снижении перед посадкой обеспечивается возможность ухода самолета на второй круг.

В особых случаях полета, когда безопасность может быть обеспечена только быстрым уменьшением высоты полета, применяется экстренное снижение. Оно выполняется с максимально возможной вертикальной скоростью, которая достигается за счет увеличения угла наклона траектории снижения и скорости полета по траектории.

 

Планирование

Планированием называется пологое снижение самолета при отсутствии силы тяги, т.е. с выключенными или работающими на малых оборотах двигателями.

Рис. 4.11. Схема сил при планировании самолета  
Сила тяжести G = mg при планировании уравновешивается полной аэродинамической силой R.

Разложив силу тяжести самолета и полную аэродинамическую силу по осям скоростной системы

координат, получим следующие уравнения установившегося планирования:

;

;

При планировании роль тяги выполняет составляющая веса G = mgsin (рис. 4.11).

Угол между траекторией планирования и горизонтом называется углом планирования.

 

Угол планирования равен:

Т.о, угол планирования зависит только от аэродинамического качества K и не зависит от веса самолета mg.

При планировании с углом атаки , на котором аэродинамическое качество Кmax, снижение будет самым пологим.

tg = .

Скорость планирования определяется по формуле:

Vпл= .

Как видно из формулы, чем больше вес самолета mg, тем больше скорость планированя Vпл.

Дальность планирования — это расстояние по
горизонтали, которое самолет пролетает над земной поверхностью при планировании.

 

Рис.4.12.Дальность планирования

 

Дальность планирования Lпл определяется следующим образом:

 

Максимальная дальность зависит от высоты планирования и соответствует полету с Кmax при планировании на наивыгоднейшем угле атаки.

L =H

Крутое планирование с углом более 30 называется пикированием. Оно применяется для быстрой
потери высоты и разгона самолета.

Пикирование с углом, равным - 900, называется отвесным пикированием. Согласно уравнениям (1) и (2)

Cкорость при отвесном пикировании определится по формуле:

Поляра скоростей при планировании представляет собой кривую, огибающую концы вектора скорости планирования Vпл. Поэтому каждая точка поляры
соответствует определенному углу атаки. Отрезок прямой, соединяющий точку поляры с началом координат, — вектор скорости планирования Vпл. Проекция этого вектора на ось абсцисс – горизонтальная составляющая скорости планирования Vx, а проекция на ось ординат – вертикальную скорость планирования Vy.

Угол между Vпл и осью абсцисс является углом планирования θ.

Поляра строится в одинаковых масштабах для Vx и Vy (рис. 4.13. а).

С помощью поляры скоростей можно по известной скорости планирования Vпл определить угол атаки , угол наклона траектории , скорости Vx и Vy. Для этого из начала координат проводим дугу, радиус которой в масштабе равен Vпл. Точка пересечения дуги
с полярой будет соответствовать искомому углу атаки α, а ее проекции на соответствующие оси координат покажут значения Vx и Vy.

Соединив полученную точку с началом координат, определим угол планирования (угол между соединяющей прямой и осью абсцисс).

Рис. 4.13. Поляра скоростей при планировании

 

На поляре скоростей (рис. 4.13. б) характерными являются следующие точки:

1 – точка пересечения поляры с осью ординат соответствует полету на угле атаки , при котором Су=0, Vx=0, Vymax, = - 90 , т.е. самолет выполняет отвесное пикирование;

2 – точка касания поляры с прямой, проведенной из начала координат, соответствует полету на угле атаки , при котором Кmax, Lпл.max – режим максимальной дальности планирования;

3 – точка касания поляры с прямой, параллельной оси абсцисс, соответствует полету на угле атаки , при котором Vymin, θ пл min, а время планирования t — режим наибольшей продолжительности планирования.

\

Режимы планирования

Если из начала координат провести прямую, то она пересечет поляру скоростей в двух точках и (рис.4.14.б). А так как угол между этой прямой и осью абсцисс является углом планирования, то значит, самолет может планировать на угле атаки или угле атаки при одном и том же угле планирования . Границей двух режимов планирования является угол атаки .

Первый режим планирования (, V > Vнв) – планирование на малых углах атаки с большими скоростями. На этом режиме при случайном увеличении угла атаки угол планирования уменьшается, т.е. планирование становится еще более пологим и безопасным. Это благоприятный режим планирования .

Второй режим (, V < Vнв) – планирование на больших углах атаки с малыми скоростями. На этом режиме при случайном увеличении угла атаки угол планирования увеличивается, становится более крутым. Кроме того, самолет может оказаться на углах атаки , на которых из-за срывного обтекания крыла коэффициент подъемной силы Су резко уменьшается. Подъемная сила становится меньше веса и самолет парашютирует. При парашютировании самолет очень неустойчив, склонен к сваливанию на крыло и переходу в штопор.

 

 

ВИРАЖ

Вираж – это полет самолета по криволинейной траектории в горизонтальной плоскости с разворотом на 360 . Вираж, выполняемый без скольжения при постоянной скорости с постоянным углом крена, называется правильным. Часть виража называется разворотом.

Правильный вираж относится к установившемуся виду движения самолета.

В зависимости от угла крена виражи делятся на мелкие () и глубокие ( > 45 ).

Для выполнения виража необходимо, чтобы на самолет действовала сила, искривляющая траекторию и направленная перпендикулярно к ней (см. рис. 4.14.)Такой силой является боковая сила Y =Y sin (где — угол крена), которая создается подъемной силой при крене. Поэтому движение самолета при вираже описывается тремя уравнениями: проекции сил на оси Х , У и на боковую ось Z .

Таким образом, условия равновесия сил, действующих на самолет при вираже, имеют вид:

1) G =Y = Y cos — условие горизонтальности маневра;

2) P = X – условие постоянства скорости;

3) Y sin = — неуравновешенная центростремительная сила, сообщающая самолету нормальное ускорение и искривляющая траекторию

в горизонтальной плоскости (m – масса самолета, V – скорость виража, к – радиус виража).

Рис. 4.14. Вираж

Из уравнения 1

Y = ,

т.е.подъемная сила при вираже больше веса самолета.

Величина, показывающая во сколько раз подъемная сила самолета больше его веса, называется перегрузкой самолета. Зависимость между перегрузкой n = и углом крена имеет следующий вид:

n = .

Чем больше угол крена при правильном вираже, тем больше перегрузка.

Физиологические пределы перегрузок для человеческого организма зависят от направления и времени их воздействия. Положительные перегрузки, прижимающие человека к сиденью, переносятся легче, чем отрицательные, отрывающие от сиденья. Предельная положительная перегрузка для человека при длительном воздействии равна 8…9, а отрицательная – от -4 до -6.

Чем больше крен, тем интенсивнее возрастает перегрузка при его дальнейшем увеличении.

При вираже с углом крена 60 нужно создать перегрузку n = 2, а при угле крена 75-80 коэффициент перегрузки n = 4…6. С приближением крена к 90 перегрузка, потребная для виража, стремится к бесконечности.

Скорость виража можно определить из равенства G = Y cos :

V = = V = V .

Как и скорость горизонтального полета, скорость виража зависит от полетного веса самолета, плотности воздуха, коэффициента подъемной силы и угла крена.

Тяга, потребная на вираже, определяется из условия P = X .

P = CX S = CX S n ;

P = P n

т.о, тяга на вираже нужна больше, чем в горизонтальном полете.

К основным параметрам виража относятся радиус виража, время виража и угловая скорость виража.

 

Радиус виража определится из уравнения 3:

r = =

Из формулы видно, что радиус виража зависит от квадрата скорости полета. Радиус виража можно уменьшить, увеличив перегрузку, т.е. увеличив крен самолета.

При правильном вираже и , поэтому r = const, т.е. траекторией полета является окружность.

Продолжительность правильного виража можно найти, разделив длину траектории виража (2 )

на скорость:

t = = 0, 64 , где = 0, 64

При выполнении виража самолет имеет угловую скорость

На большинстве современных самолетов вираж выполняется с помощью элеронов почти без использования руля направления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.