Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Набор высоты






 

Режимом набора высоты называется установившееся равномерное прямолинейное движение самолета вверх по траектории, наклонной к горизонту.

В наборе высоты так же, как в горизонтальном полете, силы, действующие на самолет, условно приложены в центре масс.

Рис. 4.5. Схема сил, действующих на самолет при подъеме

 

Равномерное прямолинейное движение возможно только при равновесии сил, действующих на самолет. Поэтому условия установившегося набора высоты имеют следующий вид:

Y =mg cos — условие прямолинейности полёта.(1)

P=X +mg sin —условие равномерности полёта. (2)

Y нв < Y гп, так как уравновешивает только часть веса mgcos .

 

Тяга в наборе высоты больше тяги горизонтального полёта на величину избытка тяги

.

Скорость набора высоты V выражается формулой:

Характеристикой маневренности при наборе высоты является угол наклона траектории . Из формулы видно, что угол зависит от массы самолета и избытка тяги.

sin

Современные истребители могут производить набор высоты при > 50 . Для самолетов ГА углы набора высоты не превышают 6…8 .

Одной из важнейших лётных характеристик самолёта является вертикальная скорость набора высоты Vy. Численно Vy равна высоте, набранной самолетом за 1сек.

 

 

θ наб
Vнаб≈ V
Vy

Рис. 4.6.К выводу формулы вертикальной скорости Vy

 

Из треугольника скоростей Vy=V sin .

Выведем зависимость Vy от избытка тяги Δ P. Для этого все члены уравнения 2 умножим на V:

P=X+ mg sinθ |V

 

 

Произведение Δ PV называется избытком мощности (Δ N). Для самолетов с ТВД

При увеличении высоты полета изменяется избыток мощности и поэтому изменяется вертикальная скорость Vy.

Таким образом, вертикальная скорость создается за счет избытка тяги (мощности), который определяет режим движения самолета: в горизонтальном полете =0, при наборе высоты > 0, при снижении < 0.

Для того, чтобы определить Vymax, необходимо построить вспомогательный график Vy (V), пользуясь совмещенным графиком потребной и располагаемой тяг.


Задаваясь скоростями полета, для каждой скорости из графика Рпотр, Ррасп(V) снимаем значение избытка тяги и по формуле Vy= определяем значения Vy для каждой из заданных скоростей и высот полета. На основании полученных данных строим графики зависимости Vy(V) для каждой высоты (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Зависимость располагаемой
вертикальной скорости от скорости набора высоты

Снимая с графика полученные значения Vymax, можно построить график зависимости Vymax(Н) (рис.4.8).

По этому графику определяются «потолки» самолета.

Высота, на которой Vymax=0, называется теоретическим или статическим потолком. Она представляет собой предел, к которому самолет, выполняя режим набора высоты, приближается, но достичь не может,
т. к. вблизи потолка Vy стремится к нулю, следовательно, время набора высоты t стремится к бесконечности (t= ).

Высота, на которой Vymax=0, 5 м\с (5м\с для сверхзвуковых самолетов), называется практическим потолком самолета.

Практический потолок современных пассажирских самолетов соответствует высотам Н=8000…13000м,
а время его набора t=20…60мин.

Выше линии теоретического потолка лежит область динамических высот.

Динамическим потолком называется максимальная высота, которую может достичь самолет в неустановившемся управляемом полете за счет израсходования своей кинетической энергии.

Одной из важных характеристик набора высоты является скороподъемность. Это время набора самолетом любой заданной высоты. Определяется скороподъемность методом графического интегрирования графика Vymax (Н). Для этого весь диапазон высот от 0 до Нпр разбивается на прямолинейные участки, для каждого участка определяются величины Н и Vyср и по формуле

t= =

определяется скороподъемность самолета.

 

 

Результаты расчета сводятся в таблицу:

 

Высота Н. м          
Н= Hi – Hi-1          
         
t, мин          
t=∑ t, мин          

По данным таблицы строится график зависимости времени подъема от высоты, который называется барограммой набора высоты (рис. 4.8.).

 

Рис.4.8. Максимальные вертикальные cкорости и скороподъемность для самолета с различными взлетными массами (m < m < m )

 

 

Если на этом графике провести горизонтальную линию, соответствующую теоретическому потолку, то можно увидеть, что барограмма набора высоты асимптотически приближается к этой линии, не пересекая ее, т.е. время достижения самолетом теоретического потолка равно бесконечности.

Поляра скоростей режима набора высоты представляет собой кривую, огибающую концы векторов Vнаб. Каждая точка поляры соответствует определенному углу атаки.

Для удобства поляру переносят в прямоугольную систему координат с сеткой углов (рис.4.9, а).

 

Рис. 4.9.Поляра скоростей при наборе высоты

 

С помощью поляры скоростей можно по известной скорости Vнаб определить и , а также скорости Vx и Vy. Для этого из начала координат проводится дуга, радиус которой в масштабе равен Vнаб. Точка пересечения этой дуги с полярой скоростей соответствует углу атаки, на котором производится полет. Проекция вектора скорости Vнаб на ось абсцисс представляет ее горизонтальную составляющую Vx, а проекция на ось ординат – вертикальную скорость набора высоты Vy. Масштаб для Vx и Vy берется одинаковым. Угол определяется графически.

На поляре скоростей характерными являются следующие точки (рис. 4.9, б):

1 – точка пересечения поляры с осью абсцисс соответствует горизонтальному полету на скорости Vmax
( =0; Vy=0; =0);

2 – точка касания поляры с прямой, параллельной оси абсцисс, соответствует режиму максимальной скороподъемности (Vymax);

3 – точка касания поляры с прямой, проведенной из начала координат, соответствует режиму наиболее крутого подъема ( ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.