Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тяга и мощность горизонтального полета






 

Тяга, необходимая самолёту для выполнения установившегося горизонтального полёта. называется потребной. Она численно равна лобовому сопротивлению самолета:

Рпотр= Х

Для вывода формулы потребной тяги разделим уравнение 1на уравнение 2 (см. условия г.п.):

; ,

где K— аэродинамическое качество самолета. Тогда

Pпотр =

Потребная тяга зависит от аэродинамического качества, которое можно изменить, меняя угол атаки.

Тяга, потребная для установившегося горизонтального полёта, будет минимальной при полёте с углом атаки α нв, на котором аэродинамическое качество К максимально.

Pпотрmin =

При расчёте лётных характеристик самолётов
с турбовинтовыми двигателями (ТВД) пользуются понятием потребной мощности.

Nпотр = РпотрVгп

Потребные тяги определяются расчётным путём
в зависимости от высоты и скорости полёта.

 

Для построения Рпотр (V) надо знать:

· взлетную массу самолета m ;

· площадь крыла S;

· иметь сетку поляр для различных М;

· сетку высот полета, для которых строят кривые.

Расчет производится для каждой из заданных высот следующим образом:

1. Задается ряд значений М, для которых имеются поляры.

2. Определяются скорости V, соответствующие заданным М, по формуле V = M , где значение скорости звука берется из таблиц СА.

3. Рассчитываются значения коэффициента подъемной силы СY для каждой скорости V по формуле:

4. По полярам для соответствующих М (или V) и Сya определяют коэффициент лобового сопротивления Схa.

5. Определяют аэродинамическое качество K по формуле: К= .

6. Производят расчет потребной тяги для каждого из заданных чисел М:

Рпотр= .

Характер протекания кривых Рпотр (V) зависит от аэродинамической компоновки самолета.

Рис. 4.2. Графики потребной тяги и потребной мощности: а) тяги; б) мощности. Сплошная линия — дозвуковые самолеты; пунктирная – сверхзвуковые.  

Характерные точки графиков:

Vmin – минимальная скорость гп, соответствующая полету самолета на угле атаки ;

Vнв – скорость гп, соответствующая Рпотр min;

Vкрейс — крейсерская скорость полета, на которой совершается полет на максимальную дальность;

Vэк – скорость гп, соответствующая минимальной потребной мощности Nпотр min.

 

Совмещенный график
потребной и располагаемой тяг

При аэродинамическом расчете самолета для определения основных летно-тактических характеристик самолетов пользуются совмещенным графиком потребной и располагаемой тяг или мощностей в зависимости от скорости полета V.

Располагаемой называется наибольшая тяга, которую может развить силовая установка самолёта на данных высоте H и скорости V полета при максимально допустимом режиме работы двигателя.

На анализе кривых потребной и располагаемой тяг Н.Е.Жуковский построил аэродинамический расчет самолета по методу тяг. Поэтому эти кривые называются кривыми Жуковского.

Метод тяг, основанный на сопоставлении силы тяги, потребной для прямолинейного установившегося движения на некотором угле атаки, и силе тяги, развиваемой силовой установкой, был предложен Жуковским в 1900 г.

Рис. 4.3.Совмещенный график потребной и располагаемой тяг (а) и мощностей (б)

 

 

Кривая потребной тяги показывает, какая сила тяги необходима самолету для выполнения горизонтального полета на данной высоте с той или иной скоростью полета, а располагаемая тяга показывает, какую силу тяги должна создавать силовая установка на данной высоте при той или иной скорости полета.

Точки, лежащие на кривой потребных тяг, соответствуют различным режимам полета самолета.

Их можно осуществить, меняя потребную или располагаемую тягу так, чтобы Рпотр = Ррасп.

Точкам пересечения кривых потребной и располагаемой тяг соответствует равенство Рпотррасп, что соответствует горизонтальному полету самолета.

Если при выполнении горизонтального полета на некоторой скорости равновесие сил нарушится
и Ррасп станет больше Рпотр, то самолет на данной скорости и данном угле атаки начнет набирать высоту. Если же удерживать самолет от набора высоты уменьшением угла атаки, то он начнет увеличивать скорость полета. При увеличении скорости Рпотр возрастает согласно графику Рпотр(V). Разогнавшись до скорости, на которой потребная тяга станет равной тяге располагаемой, самолет окажется в режиме установившегося горизонтального полета.

Если при некоторой скорости полета Ррасп< Рпотр, то такое нарушение равновесия приведет к снижению самолета. Увеличением угла атаки можно удержать самолет от снижения и сохранить режим горизонтального полета на данной высоте, но с меньшей скоростью.

Режиму полета на Vmax г.п. соответствует точка пересечения кривых Рпотр и Ррасп при полностью открытой дроссельной заслонке двигателя (т.е. при максимально возможной тяге). Уменьшая Ррасп и увеличивая отклонением руля высоты угол атаки , можно перейти на режим V < Vmax.

 

Режиму полета самолета на Vmin соответствует точка касания вертикальной касательной к кривой Рпотр. Левее этой линии установившейся полет невозможен.

По совмещенному графику можно построить график зависимости скоростей горизонтального полета в зависимости от высоты V(Н). С увеличением Н Vmin увеличивается из-за уменьшения плотности и на больших высотах Н может оказаться сверхзвуковой. Vmax до Н = 11 км увеличивается, а затем уменьшается, т.к. располагаемая тяга Ррасп начинает уменьшаться интенсивнее, чем плотность.

На определенной высоте Vmax = Vmin и самолет может лететь только с одной скоростью.

На больших высотах Vmin определяется т. пересечения кривой Ррасп с левой ветвью Рпотр.

Область скоростей V и высот Н, на которых возможно выполнять установившийся горизонтальный полет, ограничена слева Vmin, сверху — линией потолков и справа – линией максимальных или максимально-допустимых скоростей.

Диапазон скоростей

и высот горизонтального полета

Область значений скоростей от минимальной теоретической Vт min до максимальной Vmax и область высот полета от Н=0 до теоретического потолка Нт, при которых в условиях СА возможен полет самолета, имеющего определенную массу, называется теоретическим диапазоном скоростей и высот полета. По сравнению с теоретическим эксплуатационный диапазон скоростей и высот полета ограничивается минимально и максимально допустимыми скоростями
и допустимой высотой полета (рис. 4.4).

 

Практически полет на скорости Vmin запрещается из условий безопасности, т.к. может привести при случайном увеличении угла атаки к срыву потока с крыла и сваливанию самолета. Поэтому вводится понятие минимально- допустимой скорости, на которой разрешен полет:

где СY доп – допустимый коэффициент подъемной силы, который определяется во время летных испытаний и соответствует углу атаки , при полете на котором начинается легкое потряхивание самолета. Минимальную безопасную (минимально-допустимую) скорость, достигнутую в процессе испытаний самолета, называют эволютивной.

Рис. 4.4.Эксплуатационные ограничения скоростей и высот полета:

а) истинные скорости; б) приборные скорости.

 

Максимальная скорость горизонтального полета ограничивается из условия прочности конструкции по скоростному напору, нормальной перегрузке и из условия устойчивости и управляемости самолета.

Максимальная скорость полета на малых высотах ограничивается из условий жесткости и прочности конструкции самолета и зависит от величины максимального скоростного напора q . На больших высотах вступает в силу ограничение по числу М для дозвуковых самолетов и Мпред из условий аэродинамического нагрева для сверхзвуковых самолетов.

Значительное влияние на диапазон скоростей и высот полета оказывают условия эксплуатации: температура, плотность воздуха (высота полета), ветер, полетная масса, число М полета и т.д.

Высота полета, на которой Vmax = Vmin, называется теоретическим потолком самолета. На этой высоте самолет может совершать горизонтальный полет только с одной определенной скоростью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.