Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура письменной речи






Культура создания письменного текста. Наброски, черновики, канонический текст.

Каллиграфия. Орфография и пунктуация, орфографическая и пунктуационная культура, автоматическая и приобретенная; орфографические словари и справочники; сложности современной орфографической и пунктуационной практики.

Структура письма

1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.

2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планировани­ем своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языко­вые средства.

3. Осуществление деятельности. Т.е. самого процесса письма. В условиях пись­менной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (он может эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности инто­нировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала вве­сти реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят.

4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает за­мысел высказывания.

Коммуникативная роль пишущего (автора, писца, писаря, писателя).

Рекомендуемая литература

Основная

1. Введенская Л.А. Теории и практика русской речи / Новые темы в программах для школы и вуза/ Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

2. Гельб И.Е. Опыт изучения письма (основы граммотологии). – М., 1982.

3. История письма: Эволюция письменности от Древнего Египта до наших дней/ Пер с нем. – М, 2002.

4. Энциклопедический словарь юного лингвиста. – М., 2006.

5. Энциклопедический словарь юного филолога.— М., 1984.

Дополнительная

1. Дирингер А. Алфавит. – М., 1963.

2. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965.

3. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1965.

4. Рождественский Ю.В. Общая филология / Ю.В. Рождественский. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

Вопросы и задания

1. Каков смысл последовательного развития письма? Что означают ступени его развития в отношении друг к другу?

2. В чем отличие пар терминов символ и знак, граммотология и графика, рисунок и пиктограмма, иероглиф и идеограмма?

3. Чем объяснить то, что описательно-изобразительный и идентифицирующе-мнемонический приемы – предписьменность? Приведите примеры использования подобных приемов в условиях современной цивилизации (реклама, сигнально-символьная система большого города, дорожные знаки).

4. Подберите пословицы, поговорки, устойчивые сочетания, слова, раскрывающие смысл ранних представлений о письме: семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, кто его сеет, тот и разумеет. В чем состоит этот смысл? Выведите значение и окраску слов из их состава: борзописец, щелкопер, бумагомарака.

5. Прочитайте заметку В.Г. Костомарова. Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свой ответ.

Привычка - вторая натура. Письменность не только уравнивается почти единогласно с книжностью, но даже ее инструментарий многими воспринимается существенным для творчества. М. Ганина в высшей степени достойный уважения литератор, в статье о нынешней русской литературе, русском языке и русской жизни, с основными положениями которой нельзя не согласиться, делает, однако, странное, если только не принять его за метафорический прием, замечание:

«Великая проза, великие произведения писались перышком. Сначала гусиным (Пушкин, Лермонтов). Затем пишущей ручкой с перышком. «Паркером», например. Не на компьютере, на котором ныне производят, как правило, литературную продукцию чуть ли не все... Покойный Виктор Астафьев, больной и полуслепой, до самого конца жизни и трудов писал «перышком». Господь водил его рукой.

Опубликованные в начале восьмидесятых годов века двадцатого рассказы Татьяны Толстой мне очень нравились. Я даже с присущей мне непосредственностью объявила об этом, выступая в Кремле на съезде писателей СССР. С того моего выступления, кстати, началась ее широкая известность. За что меня до сих пор ругают друзья-писатели. Последние же ее " тексты", умудренно и изощренно выдавленные из компьютера я увы читать не могу. Скучно!»

Но разве, позволительно спросить, Всемогущий Господь не может «водить компьютером»?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.