Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Тема 2.1. Текст, или Виды словесности по фактуре






    Текст и дискурс. Признаки текста – внешняя связность, цельность, внутренняя осмысленность, возможность своевременного восприятия, осуществление необходимых условий общения. Метатекст. Подтекст. Супертекст. Гипертекст.

    Словесность. Устная словесность. Виды устных текстов: собственно устные и имеющие письменную основу.

    Различие устных текстов по характеру воспроизведения: сообщение, молва, фольклор.

     

    Дискурс - связная речь в совокупности с нелингвистическими обстоятельствами ее протекания, речь во взаимосвязи с живой жизнью: ее событийным контекстом, социальными и психологическими характеристиками говорящих; речевое общение как социальное взаимодействие, в котором текст является только частью (результативной) этого процесса.

    Текст – результат целенаправленного речевого творчества, целостное речевое произведение, коммуникативно обусловленная речевая реализация авторского замысла.

    Характерные черты текста:

    - целостность (смысла и формы);

    - законченность (самодостаточность/ удовлетворение замыслу создателя и ожиданиям адресата);

    - связность (формы и смыслов);

    - закрепленность в знаковой системе («привязанность» к типу знаков);

    - информативность;

    - перформативность.

    Требования к тексту:

    - соответствие цели, стилю, жанру;

    - точность,

    - соблюдение фактической точности (точность в именах собственных, соблюдение последовательности событий, точность в описании предметов, явлений, процессов, свойств, точность в описании цифр, количеств и под.);

    - соблюдение логической последовательности — соответствие схеме рассуждения (достаточность тезисов, точность построения доказательства, корректность причинно-следственных связей);

    - соответствие литературной норме с точки зрения стиля, жанра, а также совокупности представлений, характерных для построения вненормативного текста (просторечного, профессионального, иного);

    - выразительность;

    - достаточность информации;

    - отсутствие избыточности информации.

    Метатекст – текст о тексте; совокупность отдельных высказываний, которые вклиниваются в основной текст и помогают адресату следить за постановкой и развитием темы, уяснять смысл отдельных фрагментов, их взаимосвязи, общий композиционный ход текста и др. О понятии метатекста можно прочитать в статье А.Вежбицкой «Метатекст в тексте».

    Подтекст – восприятие информации, прямо словами не выраженной, но подразумеваемой автором текста.

    Супертекст – совокупность текстов, например, стихотворный цикл, творчество поэтов одного направления, совокупность поэтических произведений определенного периода.

    Гипертекст – совокупность отдельных, но обладающих функциональной, тематической и т.п. общностью текстов как единая, ассоциированная и информационная модель, например, совокупность различных словарей русского языка в Интернете.

    Словесность – вся совокупность литературных и фольклорных произведений, а также филологические науки в целом: языкознание, литературоведение, стилистика. Основным объектом исследования в словесности является текст, произведение словесного творчества.

    Материал речи – предметы природы или артефакты, в которых с помощью орудий речи воплощаются тексты, например, воздух, кожа, бумага, магнитная лента и т.п.

    Орудие речи – органы артикуляции, орудия письма, печатное оборудование и т.п.

    Текст словесности – материал речи, который обработан орудиями речи в соответствии с замыслом словесного произведения и потому осмысливаемый. Существует много видов материалов речи и соответственно орудий, речь может обладать разной фактурой.

    Фактура речи – обработанный орудием материал речи.

    Основные фактуры речи: устная, письменная, печатная и массовая коммуникация.

     

    СЛОВЕСНОСТЬ
    Устная словесность
    Дописьменная Литературная
    Устный диалог Молва Фольклор Ораторика: судебная речь, совещательная, показательная Гомилетика: проповедь, учебная речь, пропаганда Сценическая речь
               
    Письменная словесность
    Сфрагистика Эпиграфика Нумизматика Палеография
    Печатная словесность
    Художественная литература Научная литература Журналистика
    Массовая коммуникация
    Массовая информация: радио, кино, телевидение, пресса, интернет Реклама Информатика

    Основные виды устной речи: сообщение, молва, фольклор.

     

    Отношение «текст-человек» сообщение молва фольклор
    Слушающий повторно не может общаться с текстом + + _
    Текст создается для всего языкового коллектива _ + +
    Отсутствие запрета на повторение + _ +

     

    Науки, изучающие устную речь: диалектология, фольклористика, коллоквиалистика.

    Рекомендуемая литература

    Основная

    1. Гольдин В.Е. Язык, речь, дискурс, текст// Русский язык и культура речи / В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова: Учебник для студентов-нефилологов / Под ред. О.Б. Сиротининой.— М., 2003, С.95-102.

    2. Рождественский Ю.В. Общая филология / Ю.В. Рождественский. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

    3. Шмелева Т.В. Возвращение словесности? // Studia literaria polono-slavica.—Warszawa. 2000.- С.11-21.

    Дополнительная

    1. Осетрова Е.В. Слухи в речевой и языковой действительности // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 2003. Т.62. №1. – С.49-54.

    2. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз, или как успешно управлять общественным мнением.—М., 2003. - С.189-197.

    3. Прозоров В.В. Молва как филологическая проблема // Жанры речи.— Саратов, 1997. Вып 1. - С. 162-167.

    Вопросы и задания

    1. Как вы понимаете слова Ж. Вандриеса: «Человек, который говорит, как пишет, на вас производит впечатление существа искуственного, анормального»?

    2. Чем отличается, на ваш взгляд, бытование анекдота как речевого жанра в устной форме и в письменной, например, на странице газеты или в интернете? Согласны ли вы с мнением исследователей анекдота, что он может существовать только в устной форме? Аргументируйте свой ответ.

    3. Прокомментируйте выделенные выражения в тексте: Про Соболева-второго, героя Туркестана, покорителя Хивы и Махрама, знала вся Россия. Говорили про генерала разное. В газетах писали про то, как Соболев в одиночку отбился от целой орды текинцев, получил семь ран, но не отступил, как разгромил вдесятеро превосходящее войско грозного Абдурахман-бека, а кое-кто из Вариных знакомых пересказывал слухи совсем иного рода – про расстрел заложников и еще что-то такое про похищенную кокандскую казну. Глядя в ясные глаза красавца-генерала, Варя поняла: про семь ран и Абдурахман-бека – чистая правда, а про заложников и ханскую казну – ерунда и наветы завистников ( Б. Акунин. Турецкий гамбит).

    4. Подберите несколько текстов слухов в различных сферах современной коммуникации: телевидение, радио, периодическая печать, Интернет, бытовая сфера и проанализируйте с позиций автора и адресата, содержательной стороны и т.д.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.