Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что значит «учить творчеству»?






По нашему мнению, единственно правильного, объективного толко­вания творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообраз­ны, различия меоду творческой деятельностью и высоким, уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.

Например, человек изобрел машину, которой до него еще не было, действует она по принципу, до сих пор неизвестному. Здесь, пожа­луй, все согласятся, что такое изобретение — результат творчества. Но вот пианист, исполняя чужое произведение, трактует его по-свое­му. И тут мнения разойдутся. Одни скажут, что это творчество, а дру­гие, что это проявление квалификации, мастерства исполнителя. Или игра в шахматы. Принято считать, что эта игра требует творческого подхода. Ну а игра в домино? Вряд ли кто будет утверждать, что игра в домино связана с творчеством. Но если игра в шахматы — творче­ство, а игра в домино — нет, то какие объективные основания для такого утверждения? Таких объективных, единственно правильных

оснований нет.

И уж, конечно, толкованием термина (понятия) «творческая деятель­ность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет раз­личным.

Согласно, например, Б.МТеплову, «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имею­щие общественную новизну и значение, да это и не входит в задачи школы. Поэтому такое определение творческой деятельности для об­щеобразовательной школы, да еще для учащихся начальных классов, принято быть не может.

Мы считаем, что творчество младшего школьника — это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно при­менены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или созда­ние нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Обучающая творческая деятельность рассматривается нами, в пер­вую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого ком­плекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать зна­ния, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способ­ности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явле­ниях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать са­мостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, стихот­ворение, игрушка и т.п.

Творчество, индивидуальность художественно проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Однако, чтобы создать конкретный продукт, нужны кроме общеоб­разовательных общепрофессиональные знания, в том числе и о спосо­бах деятельности (правила работы инструментами, технология изго­товления изделия, правила создания художественных композиций), а самое главное — овладение ими на высоком уровне.

А так как у школьников даже младшего возраста свои индивидуаль­ные интересы, способности, склонности, то надо в учебный прогресс включить самые различные виды труда, поощряя проявления творче­ства. Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, оделать процесс обучения для де­тей интересным. Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству. Для этого и были разработаны так называемые уроки творчества для на­чальных классов...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.