Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальный подход.






Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностя­ми, и психическими качествами, Если всех «стричь под одну гребенку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого уче­ника? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.

Этими основными принципами мы и руководствовались при проек­тировании уроков творчества. Очевидно для других условий обучения они могут быть иными.

Печатается по изд.: Волков И.П. Учимтвор-честву//Педагогический поиск. — М., 1987. — С 109-115.

О том, как и что нужно сделать, чтобы урок стал поиском истины учителя и ученика, лабораторией культуры мышления

рассказывает в своей книге «Уроки истории — уроки жизни»1 Татьяна Ивановна Гончарова,

преподаватель ленинградской школы, одна из отмеченных в свое время высшей наградой страны — орденом В.И.Ленина.

Социальный педагог найдет в ее опыте учителя истории нуж­ные для себя приемы в работе с детьми. Гончарова считает, что изучение прошлого, обращение к истории своего народа — это путь познания современности. Ученик, переживая и осмысливая прошлое, его победы и поражения, обязательно сопоставит их с сегодняшним днем. Ее методика поиска истины заставляет ребен­ка думать, развивает его творческие способности.

В основе методов Т.И.Гончаровой лежат отношения ученика и учителя. Ученик на ее уроке — ее соратник, «человек с большой буквы». Как и учитель, он ищет истину в человеческой истории, в обществе, в отношениях между людьми. Она советует: для успеха важно вовлечь ребенка в самостоятельную творческую работу по­знания истории своего народа, постоянно придумывая разнооб­разие форм вовлечения, привлечь к этому процессу родителей.

Новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности учителя русского языка и литературы школы № 516 Санкт-Петербурга Е.Н.Ильина. В прак­тике современной педагогики это воплощение идеи воспитываю­щего обучения, что, конечно, было не новым в истории отече­ственного образования; новаторством стала оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях

Ильин решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинно­го гражданина своего отечества через образ художественной лите­ратуры. Это социальное воспитание средствами искусства, конт­роль за результатами нравственного и интеллектуального развития личности.

Какие пути и средства, какие условия выбирает учитель для достижения поставленной цели?

У Ильина мы находим приемы «живой этики», перехода «учеб­ного в воспитательное, с некоторой задержкой обратного про­цесса». Кроме того, проведение воспитательной работы с «исто­рической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их име-

1 См.: Гончарова Т.Н. Уроки истории — уроки жизни. — М., 1980.

нами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «спи­сок» интересных учеников,

Широко использует Ильин прием «Пишем книгу», когда уче­ник на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем.

При изучении работ драматургов на уроках Ильина разыгрыва­ются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дис­куссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения.

Ильин дает ученикам навыки по использованию радио, кино, театра для получения знаний. Он определяет каждому ученику свой темп, свой путь, учитывая возможности каждого в процессе обу­чения.

Результатом учебного процесса, организованного этим талант­ливым педагогом, являются глубокие знания учеников.

Для социального педагога книга Ильина «Искусство общения» представляет интерес в плане его опыта общения с учениками. В книге Ильин размышляет о том, что, когда современный под­росток мало читает, не пишет стихов, не ведет дневник, в нем гибнет духовность. В практике современных методов изучения ли­тературы, когда «разбор» произведений и писателей привел к от­вращению подростков к чтению книг, педагог идет по другому пути.

Он делится опытом, как следует разговаривать с учеником, подчеркивает, что важно уметь это делать не только во время уро­ка.

Различая процесс общения, Ильин выделяет искусство вопро­са. При вопросе у ребенка мысль оживает, но при ответе она зату­хает. Вот здесь и должно проявиться искусство педагога — напра­вить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.

В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Ильин, помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль.

«Этика отметки.Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, химии; каждую корректирую нравственной школой. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос... Улавливать ложные восторги, заранее заготовлен­ную показную убежденность, чужой «румянец», личное отношение, за которым «мнения чужие только святы». О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки? Отличные, но не личные, радости не приносят. Вы-

соким баллом оценивают даже робкую пытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить — уже резуль­тат! О трудном спрашивают «трудных» — так их проще заставить рабо­тать. Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождает­ся у школьников только доверием учителя»1.

R Ф TTI Новизна методики донецкого учителя В.Ф.ШатаЛ0ва в том что он Сумел заинтересовать ребенка

в умственном труде, воспитать стремление к знаниям, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

В.Ф. Шаталову удалось предоставить ученику условия работать в полную силу, дать такую интеллектуальную нагрузку, которая обогащала бы его ум и развивала желание познать окружающий мир. Важно, по мнению Шаталова, воспитать стремление позна­вать, научить самостоятельно овладевать знаниями, которые не­обходимы цивилизованному человеку.

Для достижения этой цели Шаталов изменил систему препо­давания. Он разделил учебные материал на крупные блоки, ис­пользовал листы с опорными сигналами, подбирал домашнее задание отдельно каждому ученику в зависимости от уровня его подготовленности и знаний. Разработанные им листы учета зна­ний контролировались самим ребенком, что давало возможность каждому видеть свои результаты и перспективы учения.

Интересным так же является построение В.Ф.Шаталовым уро­ка по принципу разделения учеников на группы, пары при осво­ении знаний.

Новаторской стала и работа народного учителя, директ0ра школы-интерната г. Владивостока Николая Николаевича Дубинина3, который в процессе перевоспита­ния малолетних правонарушителей выдвинул в качестве главного пути воспитание интереса к занятиям, к учению, что должно по­мочь подростку стать личностью.

Учитывая, что без индивидуального подхода достичь этого не­возможно, был выбран путь воспитания через искусство.

Каждый воспитанник был вовлечен в какой-то из его видов: хор, пение, танцы, живопись. Педагогический коллектив школы организовывал декады искусств, в подготовке которых принима­ли участие все воспитанники. Ребята занимались исследования-

1 Ильин Е.Н. Искусство общения//Педагогический поиск. — М., 1990. — С. 222.

2 См.: Шаталов В.Ф. Точка опоры. —М., 1987. Эксперимент продолжается. — М., 1990. Он же. Куда и как исчезли тройки? — М., 1989,

3 См.: Дубинин Н.Н. Если не я, то кто же? //Учительская газета. 1987. 10 октября.

267ми, построили собственными руками космодром, где запускали

ракеты.

В этой школе вместо классов были созданы разновозрастные отряды, объединяющие ребят с IV по VII класс. Организация дет­ского самоуправления давала возможность каждому воспитанни­ку выбирать для себя сферу творчества в соответствии с его реаль­ными способностями, самому решать, где принимать участие: в труде, искусстве, в спорте или в техническом творчестве. Приня­тие такого решения способствовало самоутверждению личности.

Педагогическим коллективом был проведен эксперимент по укреплению здоровья воспитанников. Были разработаны система­тические оздоровительные меры для каждого возраста и для каж­дого воспитанника.

Директор Азовской школы М.П.Щетинин1 поставил перед педагогическим коллективом цель —

формировать физически и нравственно здоровых людей, разви­вать у детей их задатки и способности, воспитывать достойных граждан, которые смогли бы найти свое место в жизни и обще­стве. Исходя из этого, педагоги изменили всю систему преподава­ния, весь учебно-воспитательный процесс, разработали систему эстетического, физического и умственного развития личности ребенка, сосредоточив внимание прежде всего на социальных проблемах каждого ученика, его воспитании в семье.

Вся учебно-воспитательная работа школы фокусировалась на деятельности «кафедр», а также на системе занятий ребят по ин­тересам во второй половине учебного дня.

М.П.Щетинин ввел в практику педагогов школы «метод по­гружения», когда функции учителя выполняли «консультанты» из ребят; положительные результаты достигались в работе с не­большими группами учеников по 4—5 человек.

Важным было то, что практиковались задания персонально для каждого ученика. Специально составленное расписание предпо­лагало чередование умственной нагрузки ребят: через час учебно­го времени «левополушарных» предметов (математика, язык, физика, история) включали один час «правополушарных» (му­зыка, изо, хореография, физкультура).

Работа директора школы, его эксперимент захватил весь пе­дагогический коллектив, но главным было то, что атмосферой творчества, поиска были охвачены не только учителя, но и все ученики.

В практике учителей-новаторов1 их педагогическая техника ба­зируется на плодотворных психологических механизмах; учитель не просто сообщает знания, он думает вместе с учениками, спо­рит и ведет за собой, готов прислушаться к любой точке зрения.

В.А.Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» охарактеризовал учение как процесс «сложнейших чело­веческих взаимоотношений». Во время его знаменитых «уроков жизни слова» педагог добивался от учеников активного деятельного твор­чества. Духовный контакт с ребенком, умение передать ему свои чувства, мысли, ощущения, умение организовать общение «от ребенка» — в этом выражалось сотворчество Сухомлинского с детьми.

Вопросы и задания

1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы?

2. И.П.Волков и его опыт «учить творчеству».

3. Что из их опыта может использовать в своей работе социальный педагог?

Литература к лекции

1. Инновационное обучение, стратегия и практика. — М., 1994.

2. Ильин ЕМ. Искусство общения. — М., 1990.

3. Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.

4. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новато-ров//Учителю о педагогической технике. — М., 1987.

5. Педагогический поиск. — М., 1987.

6. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.

7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М., 1980.

8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки? — М., 1989.

9. Шаталов В.Ф. Объять необъятное: записки педагога. —М., 1986.

10. Волков ИМ. Учим творчеству/ДТедагогический поиск. — М., 1987. — С. 109-115.

1 См.: Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. — М., 1989. 268

1 См.: Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителе и •новаторов// Учителю о педагогической технике. — М., 1987. — С. 49.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.