Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






России с древнейших времен до конца XVIII В.






Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. «Русская Правда» о защите семьи и опекунстве. «Домострой», реформы Петра I, «Пропозиции» Ф.С.Салтыкова, Воспи­тательные дома при Екатерине II.

Термин «социальная педагогика» последние семьдесят лет в нашей стране не принимался, но опыт, идеи, принципы соци­альной педагогики, защиты детства и социального воспитания существовали давно.

Мы обращаемся к истории социальной работы, проблемам социальной педагогики, защиты детства и семьи в истории наше­го отечества для того, чтобы не забывать, что помощь убогому и сирому — одна из традиций нашего народа.

Исследования жизни и быта древних славян показывают, что примеры соблюдения долга перед землей Русской, несущие иде­алы моральной чистоты, степенности и достоинства, всегда были в основе духовного и семейного воспитания.

В памятнике славянской письменности (И тыс. лет до Р.Х.) «Влесовой книге» читаем: «Старый Илур учил детей своих по но­чам, так как греки (которые захватили Сурож (Крым. — Ю.В.) запрещали учить славянскую грамоту», что учил он юношей мыть­ся, закаливать себя, быть стойкими в сражении, так как славянам приходилось постоянно отражать бесконечные нападения врагов.

С принятием христианства был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем, так как это порождало обилие детей-сирот. Тра­диция родовой общины славян в дохристианской Руси — заботить­ся о сиротах всем миром — преобразовалась в дома при скудельни­цах, могильниках, где строилась сторожка и всем миром кормили брошенных малюток. В скудельницах (божедомках) собирались без­домные старики и старухи, которые были воспитателями брошен­ных детей. Тогда, по-видимому, и возникла пословица: «С миру по

нитке, а бедному сироте сорочка». Божедомка была, конечно, убо­гим жилищем, но это была народная забота о несчастных.

В VIII—IX вв. на Руси происходит переход к малой семье, со­стоящей из супругов и детей.

В «Уставе Владимира Святославовича», древнейшем правовом документе эпохи Киевской Руси, нашли отражение забота кня­жеской (государственной) власти о единобрачной семье, записа­ны наказания за нарушение ее устоев.

Статья 6. А се церковные суды: пошибание (изнасилование),...умычка (похищение)..., в племени или сватьстве поимутъся (близким родными)..., или кого застанут с четвероножиною (со скотиною), или девка дитя повержет (выкинет)».

Малая семья была многодетной, дети желанными, о них забо­тились. Поэтому с IX в. наблюдается путь от нищелюбия к госу­дарственной политике заботы о детях. Проявлять заботу о мало­летних сиротах стала не община, а семья, и после смерти родителей решается проблема опекунства, наследования имущества.

Статья 99 «Русской Правды» определяет условия опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины; а при совершен­нолетии сироты опекун должен представить в целости все наслед­ство. Существовавший в то время термин «печаловатъся» означал заботу о воспитании сирот, покровительство им.

Об опекунстве читаем:

«А же будут дети малы в дому, и не дюже ся будут (не смогут) сами собою печаловаться, а мати их поиде за муж, то кто им ближним будет, тому ж дати их с домом..., а товар дати перед людьми...»1.

В «Русской Правде» пространной редакции мы встречаем уза­коненные права семьи касательно раздела имущества между чле­нами семьи — женой, сыновьями, дочерьми, а также положение детей после смерти родителей.

«Статья 98. Если останутся у (кого-либо) человека дети от рабы, то они в наследстве не принимают участия, но получают вместе с матерью свободу.

Статья 104. Если останутся дети от одной матери, но от двух отцов, то они (берут) наследство своего отца, а другие своего».

Статья 106. А мать если свое (имущество тому) сыну, который (был) добр (по отношению к ней), будь он от первого мужа или

1 См.: Антология педагогической мысли Украинской ССР. — М., 1988. — С. 599.

87•г






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.