Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Социальный педагог, его профессионализм и практика






Особенности деятельности социального педагога, его про­фессионализм, методы работы. Изучение ребенка, органи­зация помощи, работа в реабилитационных центрах.

В современных условиях в работе различных социальных струк­тур определились основные направления социальной работы, ко­торой занимается и социальный педагог: оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту); организация социальной заботы (работа с людьми, подбор со­трудников, проверка, пропаганда лучшего опыта); влияние на

человека.

Влияние на человека — это процесс педагогического и психо­логического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Подчеркну: о педагогическом воздействии важно знать не только социальному педагогу, но и каждому социальному работнику.

Рассмотрим подробнее практику работы социального педагога и некоторые первоочередные проблемы его деятельности. Соци­альному педагогу необходимо знать, что такое социальное воспи­тание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.

Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерна­та или группы продленного дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или груп­пой, и в основном его методы направлены на работу с коллекти­вом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с от­дельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждым в отдельности.

Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или меди­цинской помощи, умение организовать его обучение, его реаби­литацию и адаптацию в обществе.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоле­ния.

В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддер­жать ребенка в трудную минуту — дело нелегкое. Как же помочь

ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации соци­альный педагог?

Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социаль­ной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необ­ходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточ­но образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от лич­ных качеств педагога, а также от его знаний и умений.

Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе.

Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соеди­няет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учи­тель»1.

В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий пси­хологических, духовных, умственных и физических сил.

Поэтому педагог должен знать свои способности, чем он мо­жет достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречия, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка за­висит от его личных качеств.

Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф.Гончаровы2 среди выпускников школы с целью выяс­нить их личное мнение о том, что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли «широту ума», другие — «свет­лый ум», «неповторимый оригинальный ум», «умудренный жиз­ненный опыт» и т.д. Называли в основном качества, присущие учителю от природы, т.е. те, которые должны быть исходными данными учительского мастерства.

Представить труд социального педагога без рассмотрения воп­роса его профессионального педагогического мастерства и педа-

> гической технологии невозможно. Но так как диапазон его дея-^тельности достаточно широк, чтобы создать общее представле­ние, рассмотрим несколько вопросов.

;; Профессиональные знания социального педагога: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методика воспита­тельной работы. Эти знания необходимы для изучения ребенка, анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе других детей.

Социальный педагог должен уметь организовать деятельность и сотрудничество детей. Существует еще понятие — педагогичес­кая технология, которой также должен владеть социальный педа­гог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влияния воспитанников. Сюда относятся умения владеть некоторыми при­емами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой го­лоса, мимикой и жестами; находить в беседе тот тон и язык, ко­торый даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто говорить, а убедить и повлиять.

А.С.Макаренко писал о мастерстве педагога: «Я добивался ос­воения мастерства: сначала даже не вершил, да есть ли такое ма­стерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распреде­ление талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых вос­питателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к нета­лантливому воспитателю, можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении»1.

Попытаемся рассмотреть эти три начала: мастерство, знание воспитательного процесса, умения.

Что приводит начинающего педагога к мастерству?

Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит — умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развиваются речь и речевой аппарат человека, знать об особенно­стях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

1 Толстой ЛМ. Общие замечания для учителей//Пед. соч. — М., 1989.

2 См.: Гончарова Т.Н., Гончаров И.Ф. Когда учитель — властитель дум.

62

С. 289. М., 1991

1 Макаренко А.С. Соч. - Т. 5. - М., 1958. - С. 233-234.

63Для всех этих умений необходимы знания психологии лично­сти и психологии общения1.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анке­тирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще преобладает информационная односторон­няя деятельность учителя. При этом теряется общение, возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает психологическое значение обратной связи.

Педагог должен уметь подобрать ключик к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он дол­жен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огром­ную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Ученые сформулировали требования к процессу общения пе­дагога и ученика. Это доверительность; умение слушать ребенка; взаимопонимание как основа; деловой контакт; способность пе­рейти от воздействия к взаимодействию2.

Важным в этом является творческий подход учителя в обще­нии. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу можно дать в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важ­ность педагогического общения ученые разработали «Заповеди пе­дагогу, входящему в класс»3:

L Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не толь­ко из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, не­обходимо и организовать отношения, изучать ребенка, оказывать и определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже ма­лыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется, по словам А.С.Макаренко, «пре­красной личностью».

6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте слушать детей.

1 Турчанинова Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителя//Учителю о педагогической технике. — М., 1987. — С. 10—13.

2 Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения//Учителю о педагогической

технике. — М., 1987. - С. 17—19. J Там же. — С. 33—35.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельно­стью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактич­ным.

11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.

14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ре­бятам.

16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь детям.

18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, по­ощрения.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.

20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте страте­гию разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сме­няется новым.

23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-пси­хологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.

Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. По С.И.Ожегову, культура речи — это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли.

Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно уп­ражняться.

Представляют интерес для социального педагога элементы те­атральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера. Есть взаимодействие педагога и ребенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на детей, и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может приго­диться социальному педагогу.

Социальный педагог должен владеть организаторскими способ­ностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.

Социальный педагог часто сталкивается с горем, например горем потери родителей. Дети, рано потерявшие родителей, могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в раннем возрас­те приводят к сердечным заболеваниям, иногда к серьезной пато­логии. Горе ребенку приносят и сами разводы, и их последствия.

В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила: «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка, и наставник. А главное — ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать».

В современном обществе работа социального педагога нужна:

— в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

— в школах-интернатах, детских домах, приютах;

— в лесных школах, детских санаториях;

— в социально-образовательных центрах; центрах социально-психологической помощи;

— в реабилитационно-коррекционных центрах;

— в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

— в летних лагерях труда и отдыха.

Главным во всех этих учреждениях является работа социально­го педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить основное в деятельности социального педагога в любом из перечисленных социально-педагогических и учебно-воспитательных учреждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреж­дениях.

1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношени­ях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. Только составив «карту личности» и «карту среды», педагог сможет принимать ка­кие-то решения. Знания о ребенке он получает из беседы, прове­дения анкетирования, анализа поведения и круга его общения.

2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его поло­жение, ситуацию, в которой тот оказался, обращая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг».

Выяснив ситуацию и проявив участие, можно наметить пути вы­хода из кризиса.

3. Социальному педагогу необходимы и педагогический такт, и мастерство в соблюдении меры в общении с ребенком, дозиров­ка своего воспитательного воздействия на него; передозировка — это уже давление, помеха общению с ребенком, а значит, и зна­нию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, в отно­шениях с ним. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

4. Организаторские способности социального педагога проявля­ются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только сам он сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуа- wk. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы до-'биться от ребенка (подростка) стремления встать на путь само­воспитания, самоорганизации.

5. Организаторская работа социального педагога направлена также на подготовку и оформление опеки, на посредничество между ребенком и обществом, государственными и обществен­ными организациями, а главное — помощь ребенку приспосо­биться к новым жизненным условиям.

Их диапазон также многообразен; рассмотрим Метода работы первостепенные.

Самый распространенный и естественный — метод наблюдения. Именно он дает больше все­го материала для воспитательной работы. Педа­гог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с деть­ми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начи­нающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя­тах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по­могут обратить внимание и на пассивных.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступ­лении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке знакомство с био­графией, его поступками и мотивами поведения.

1 См.: Маслова Н.Ф. Книга социального педагога. — Орел, 1994. — С. 20—39.

67 Метод социометрии, при котором для математической обра­ботки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алго­ритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что назы­вается «ядром ребенка»1.

Выше были рассмотрены только несколько вопросов деятель­ности социального педагога. Далее следует остановиться и под­черкнуть, что в практике педагога бывают и успехи и ошибки. Последние — и по неопытности, и по незнанию, но самое страш­ное, если они происходят из-за недобросовестности. Ошибки слу­чаются, когда преувеличивается роль воспитателя, когда подав­ляется личность ребенка и тогда, когда воспитатель идет «за учеником». Это ведет к цинизму подростка. Но общая, точнее, характерная ошибка педагога —. несдержанность и необоснован­ные запреты2.

И еще один вопрос, на который хочу обратить внимание. Со­циальному педагогу, работающему в реабилитационном центре, приюте или территориальном центре, полезно ознакомиться в целом с группой, в которой ему придется работать. Но истинная картина предстает только после изучения каждого ребенка, его психологической, медицинской и педагогической характеристик. Такие характеристики составляют все сотрудники центра. Далее необходимы сведения о процессе воспитания, о ежедневном по­ведении каждого ребенка и группы в целом. Это питание, учеба, отношения в группе. К реабилитации можно приступать только после того, как будет самостоятельно составлена полная характе­ристика каждого ребенка и группы в целом. В процессе реабилита­ции социальному педагогу помогают психолог, инспектор по опе­ке, юрист, социальный работник, врач. Они дополняют план социального педагога по реабилитации.

У социального педагога в приюте обязательно возникает про­блема работы с новичком. Социальный педагог помогает ребенку «прижиться», освоиться в приюте. Для ребенка это процесс не простой. Важно суметь его расположить к этому «дому», к новому коллективу взрослых и детей. Приют для ребенка — новый мир, новые отношения, и естественно, ребенок волнуется. Необходи­мо, чтобы с первой минуты он окунулся в атмосферу участия и тепла, атмосферу заботы о его судьбе.

Малыши, отторгнутые от родителей, часто плачут, ждут, ког­да за ними придет мама. Важно дать ребенку почувствовать, что он другим людям не безразличен.

Пребывающие в приюте подростки по семье не скучают, но также вначале не могут усвоить порядок и требования приюта. Одни подростки, стремясь утвердиться, занимают позицию изолиро­ванности, стараются отгородиться ото всех. Другие оказывают со­противление требованиям коллектива приюта, третьи демонстра­тивно игнорируют эти требования, четвертые настроены ко всем и ко всему агрессивно. Конечно, здесь главная особенность рабо­ты социального педагога — это умение понять подростка, понять его судьбу, суметь убедить подростка, что его жизнь в приюте будет лучше. Поэтому спокойное, доброжелательное отношение социального педагога к ребенку, к подростку может растопить лед первых дней его пребывания в приюте1.

В практике социального педагога часто использу- Из практики ются элементы народной педагогики.

В народной педагогике накоплен богатый опыт вос­питания на народных традициях, передаче умений и навыков ведения хозяйства, народного творче­ства, ремесленного мастерства. Все это передавалось из поколе­ния в поколение в сказках и былинах, песнях и обрядах, послови­цах и поговорках.

Работая с семьей, социальный педагог непременно обращает­ся к народным традициям. Археологи до сих пор находят малень­кие серпики, различные орудия сельскохозяйственного труда, предназначенные специально для детей. С древнейших времен глав­ным в воспитании были труд и игра.

Практика показала, что основными методами народной педа­гогики являются дело и слово, вера, природа, искусство, тради­ции, игра, общественное мнение.

Общеизвестным является метод воспитания словом: убеждения и требования, приказ, наставления, намек и рассказ. В труде — пример и упражнения. Религиозное воспитание осуществлялось на христианских нравственных заповедях, обрядах и поверьях.

В природе и искусстве применялись наблюдение, сравнение, воспроизведение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.