Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такоепедагогический такт?






(в сокращении)

Одни педагоги считают, что педагогический такт — это природная способность учителя влиять на учеников] другие — что это состав­ная часть общей культуры учителя: третьи — что это отличное зна­ние своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педа­гогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное ка­чество, было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять пе­дагогический такт с общей культурой поведения учителя или с его общим и методическим образованием. К.Д.Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом.

Чаще всего педагогический такт определяется как соблюдение ра­зумной меры во всей учебно-воспитательной работе с учениками. Теряется чувство меры — теряется и педагогический такт.

...Ученику, который неуверенно и не совсем правильно отвечает у доски, учитель задает ряд наводящих вопросов. Первые вопросы по­могают ученику, подбадривают его, направляют мысль в нужное русло. Ученик начинает отвечать точнее и смелее. Следующие вопросы уже такого эффекта не дают, а последние даже сбивают ученика, раздра­жают его, делают ответ неуверенным и неточным, в данном случае бестактность учителя проявилась в том, что он слишком часто прибегал к наводящим вопросам.

75

Другой пример. Учитель объясняет новый материал. Ученики вни­мательно слушают. Чувствуется, что тема их заинтересовала. Но учи­тель увлекся и, не заметив, что ученикам все уже понятно, продолжа­ет «разжевывать». У ребят пропадает интерес к объяснению, одновременно и интерес к новой теме. Урок, который так удачно на­чался, превратился в томительное ожидание.

Чрезмерность, в чем бы она ни проявлялась по отношению к учени­кам, часто дает обратную реакцию. Чрезмерная требовательность ве­дет к непослушанию, чрезмерная серьезность — к легкомысленности, чрезмерная снисходительность — к грубости и т.п. Кому неизвестны такие ситуации, при которых чем больше учитель сердится, тем боль­ше ученикам хочется смеяться?

...Лучше дать ученикам посмеяться, может быть, и самому засме­яться, а потом интересным рассказом и спокойным тоном перейти к изложению запланированного материала. Когда, например, а классе грязная доска, можно, конечно, высказать неудовлетворение ученикам, а можно поступить и так: молча демонстративно вытереть доску, зая­вив при этом ученикам: «Если вам тяжело вытереть доску, я буду сам (или сама) это делать». В следующий раз доска будет чистая.

Каждый способ хорош на своем месте. Там, где необходима шутка, гнев будет смешным и т.д.

Идет урок, учительница объясняет новый материал. Слушают. Вдруг она как закричит на весь класс: «Ты что там делаешь?!» Оказывается, ученик листал книжку под партой. И только. А немного позже другой ученик бросил мелом в доску. Мел рассыпался и даже немного запач­кал одежду учительницы. Но на этот поступок она просто сказала: «Кто там балуется?».

Однако педагогический такт нельзя сводить только к чувству меры. Мера — одна из педагогических закономерностей, которая лежит в ос­нове педагогического такта. Понятие такта значительно шире, чем поня­тие меры. По своему содержанию педагогический такт учителя — объе­динение многих качеств его личности, многих его умений и навыков.

Педагогический такт — это профессиональное качество учите-ля, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния.

Каждое замечание, которое мы делае^ учащимся, должно подни­мать авторитет учителя или хотя бы не подрывать его. Важно делать это так, чтобы избежать конфликтов.

Учительница математики проверяет в классе домашнее задание.

Почти никто из учеников его не выполнил. Ученики просят еще раз объяснить, но учительнице кажется, что ученики умышленно не выпол­нили домашнее задание. Вызванным к доске ученикам она ставит двой­ки. Учащиеся недовольны. Двоим учительницам предлагает покинуть

класс. Они не подчиняются. Тогда учительница посылает за завучем. Приходит завуч, класс смолкает. Порядок как будто восстановлен, но слишком дорогой ценой — за счет авторитета учительницы. Она побе­дила, но еще несколько таких побед, и учащиеся не захотят не только выполнять домашние задания, но и слушать ее объяснения.

Тактичный педагог владеет большим и активным запасом разнооб­разнейших способов влияния на учеников. Это и сила воли, сдержан­ность, наблюдательность, внимательность, последовательность, тре­бовательность, сообразительность, шутка, ирония, смекалка, юмор, усмешка, взгляд, десятки оттенков голоса.

Есть учителя, не признающие никаких компромиссных решений в работе с учениками.

Разговаривают они в основном на повышенных тонах. Такие учи­теля крмчвт на учеников, когда они не поняли объяснения учителя, и когда на них напал смех, и когда в классе не вытерта доска...

— А разве не следует реагировать на такие случаи? — Следует, но...

Ученик не поздоровался с учителем, следующий раз учитель поздо­ровался первым. Ученик после этого здоровался всегда.

Войдя в класс, учительница увидела, что одна ученица в платке. Учительница, заметив это и как будто удивившись: «Ой, какой же кра­сивый у Гали платок!» Ученица краснеет, быстро развязывает платок и прячет его в парту. Девочка поняла учительницу.

На контрольной работе по математике учитель отобрал у ученика шпаргалку. Ученику стыдно. Он злится, что так все вышло, и решает совсем не писать контрольную работу. Спрятал тетрадь под парту и сидит, сложив руки. Его сосед по парте встает и заявляет: «А Стецюк ничего не делает!» — Как это так ничего не делает? — удивляется учитель. — Он думает. Разве можно решать задачу, не подумав?» Уче­ник гордо смотрит на своего соседа, вынимает тетрадь и приступает к работе.

Виктору Т., озорнику из V класса, понравилось незаметно залезать под парту и оттуда смешить своих товарищей. Учителя делали ему замечания, он остроумно оправдывался, а в классе возникал еще боль­ший смех. Тогда один из учителей, войдя в класс, спросил Виктора: «Ты где сегодня хочешь сидеть: за партой или под партой? Если под партой, то лезь сейчас. Не стыдись. Я скажу дежурному, чтобы он и на переменах разрешал тебе сидеть там. Нам не жалко. Сиди на здоровье».

Под парту он больше не залезал.

В запасе опытных учителей таких вспомогательных приемов много. Конечно, они дают необходимый эффект только тогда, когда учитель тактичен и когда ученики уверены в его доброжелательности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.