Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Современная система образования, ее социальные функции и проблемы






 

Учебно-воспитательные учреждения. Школа, учитель, уче­ник. Методы обучения и воспитания. Кризис образования.

В Конституции Российской Федерации (1993) говорится, что каждый гражданин России имеет право на образование (статья

43), гарантируются общедоступность и бес-Конституционные платность образования в государственных или

муниципальных образовательных учреждени­ях и на предприятиях, предоставляется право каждому на конкурсной основе бесплатно по­лучить высшее образование в государственном или муниципаль­ном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование в России является обязательным. Родители или их замещающие лица обязаны обеспечить получение детьми ос­новного общего образования.

Конституцией устанавливаются государственные образователь­ные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Конкретные вопросы образования определяются федеральны­ми законами. Так, Закон РФ «Об образовании», подписанный Б.Н.Ельциным 10 июля 1992 г., был дополнен Федеральным за-коном «О внесении изменений, дополнений в Закон РФ «Об об­разовании», принятый Государственной Думой в 1995 г., и одоб­рен Советом Федерации в 1996 г. Данный Закон определяет госу­дарственную политику в области образования, общие требования к организации образовательного процесса.

Статья 19 Закона уточняет, что среднее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. При этом основное общее образова­ние и государственная (итоговая) аттестация являются обязатель­ными.

Законом предусматривается также начальное и среднее про­фессиональное образование. В нем изложены основы получения высшего образования, устанавливается порядок платной образо­вательной деятельности.

Специальная глава Закона устанавливает социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Сформулированы и эко­номические основы образования в России, регламентируются си­стема управления образованием и педагогическая деятельность в школах и вузах.

В современной России система образования включает государ­ственные, межгосударственные и негосударственные (частные, об­щественные и религиозные) учебные заведения.

После всех преобразовании и целого ряда реформ существую­щая школа представляет следующую систему: общеобразователь­ная школа, средние профессиональные учебные заведения и выс­шие специальные школы.

I. Общеобразовательная школа представляет собой такую струк­туру: начальная школа (1—3-е и 1—4-е классы); основная школа (1—9-е классы); старшая школа (10—11-е классы); гуманитарные гимназии (1—11-е классы), работающие по разноуровневым и об-щеразвивающим программам.

II. Профессиональные учебные заведения:

* специализированные лицеи, техникумы, колледжи (5—12, 1—12, 9—12, 10—12-е классы), где осуществляется профессио­нальная подготовка при дифференциации, поуровневой подго­товки специалиста по принципу непрерывного образования: шко­ла-лицей (техникум, колледж) — вуз.

III. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы (1—9-е, 1 —11-е классы) для детей с отклонениями в здоровье, в физи­ческом и психическом развитии, с различными проблемами в семье.

IV. Учебные заведения, дающие дополнительное образование: центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные

Школы, коррекционно-развивающие центры, центры для одарен­ных детей.

V. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа, для особо одаренных детей, где учителя работают по авторским Программам развития ребенка. Это программы профессионально­го и жизненного ориентирования.

VI. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, епар­хиальные гимназии, духовные академии.

Современная школа связана с огромным числом самых раз­личных организаций. Это:

— органы социальной защиты семьи и детей;

— правовые органы;

— попечительские советы;

— спонсорские организации;

— учебно-производственные базы и комбинаты;

— внешкольные детские центры досуга и творчества;

— учреждения культуры: кинотеатры, театры, музеи, клубы, библиотеки;

— территориальные детские учреждения;

— медицинские детские учреждения;

— дошкольные учреждения воспитания детей;

— неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира);

— специальные школы и студии.

О социальных функциях школы еще в 20-е гг. писал Питирим Сорокин. Дальше мы подробно разберем его статью «Социальная роль семьи и школы», где он говорит о социальных функциях шко­лы, сейчас же только остановимся на выделенных им трех главных функциях: селекция по способностям; обучение; воспитание.

Вторая и третья функции достаточно освещены нашими уче­ными. Первая рассматривалась как буржуазная теория.

Все подразделения образования решают задачи совершенство­вания личности, ее культуры, физического и нравственного раз­вития, приобретения общего и профессионального образования. Существующая система должна подготовить поколение к обще­ственной и трудовой жизни, обеспечить творческое развитие каж­дой личности.

Рассматривая существующую систему образования, следует остановиться на таких ключевых понятиях, как «обучение» и «вос­питание», с которыми повседневно сталкивается каждый соци­альный работник.

Обучение дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививают­ся навыки поведения в обществе, отношения к труду, к людям.

Задача обучения — освоение подрастающим поколением систе­мы учебных предметов — основ наук, техники, идеологии, куль­туры и искусства, освоение общественного опыта. Получение зна­ний по основам математики, основам естественно-научного, художественного и физического образования, изучение родного и иностранного языков. Обучение связывается с трудовым воспи­танием, с участием школьников в производительном труде, с участием в общественно-полезной работе.

Задача обучения состоит в образовании человека, развитии его задатков и способностей, формировании гармонически развитой личности, формировании его нравственных и культурных качеств, соответствующего поведения в обществе.

Процесс обучения несет в себе обязательно воспитательные функции. Необходимость единства обучения и воспитания подни­малась неоднократно педагогами прошлого. Термин «воспитыва­ющее обучение» был принят не только современными педагога­ми.

Процесс обучения носит социальный характер, так как он про­текает при общении, взаимодействии учителя и ученика, учени­ка и ученического коллектива. Кроме знаний в школе ученик по­лучает знания через средства массовой информации (радио, телевидение, прессу) в семье.

Воспитание — это формирование личности, ее характера, чувств, этических и эстетических идеалов, умения трудиться, куль­туры поведения.

В процессе обучения в школе, как показала практика, наи­больший эффективности достигает учитель, поставивший перед собой цель развивать у детей творческое мышление: научить при­менять метод умственных разминок, развивающих детское вооб­ражение, нестандартное мышление, помогать ученику приобрес­ти уверенность в себе. К воспитывающему обучению обращались многие педагоги в истории отечественного образования. Об ис­ключительной важности этого метода писал великий педагог Рос­сии К.Д.Ушинский.

Методы воспитания, способы воздействия взрослых на разви­тие ребенка — это целая наука. От содержания воспитания, от методов и форм его организации зависят конечные результаты развития личности. В процессе приобретения знаний об окружаю­щем мире происходит умственное воспитание, развивается мыш­ление, творческое мышление. В результате организованной рабо­ты в школе по укреплению здоровья, занятий спортом осуществляется физическое воспитание. Проводимое в школе пра­вовое обучение, патриотическое, интернациональное, половое, развитие нравственных чувств и настроений направлено на нравственное воспитание.

В УПК, мастерских, учебных цехах, на пришкольных участ­ках, школьных заводах, в различных формах самообслуживания осуществляется трудовое воспитание. Деятельность организован­ных в школах различных художественных кружков, где происхо­дит соприкосновение с красотой природы и человеческих отно­шений в труде и быту, направлена на эстетическое воспитание. Именно в школе, в первом детском коллективе, ребенок получа­ет первый опыт отношений в обществе, осваивает культуру свое­го народа, семьи, культуру своего поведения в обществе.

Воспитательная деятельность школы зависит также от учени­ческого коллектива, от взаимодействия классных коллективов, от организации ученического самоуправления.

В работе школы существуют также понятия внеучебное и вне­школьное воспитание. Его цель — создание условий для занятий ребят в художественных, изобразительных, драматических и на­учных кружках. Это и организация общественно-полезной рабо­ты, проведение различных развлекательных зрелищных меропри­ятий и содержательных игр школьников для различных возрастов.

Управление учебно-воспитательными учрежде-. июдство ниями осуществляют Министерство народного работой школы образования, областные, городские и район­ные отделы народного образования.

Внутришкольное руководство всем учебно-воспитательным процессом осуществляют директор школы, завучи, педагогичес­кий совет, классные руководители.

Важный фактор руководства учебно-воспитательным процес­сом школы — планирование. Рассмотрим план работы школы на год.

Годовой план охватывает все стороны жизни школы и состоит

из следующих разделов:

— краткий анализ работы школы за прошлый год;

— задачи школы на новый учебный год;

— выполнение Закона о всеобуче;

— учебно-воспитательная работа;

— внеклассная и внешкольная работа с учениками;

— совместная работа школы, семьи и общественности;

— работа педагогического совета школы;

— методическая работа, повышение квалификации и аттеста­ция учителей;

— контроль и руководство;

— укрепление материальной базы, хозяйственная работа.

Каждый раздел конкретизируется мероприятиями, которые обеспечат решение поставленной задачи.

В составлении плана принимают участие все сотрудники школы, педагогический коллектив и общественные организации.

Кроме годового существуют текущие планы отдельных мероп­риятий, поурочные и тематические планы учителей, планы класс­ных руководителей, директора школы, завучей, клубов, кружков внеклассных занятий и т.д.

Важно, чтобы эти планы были взаимосвязаны.

Осуществление внутришкольного контроля ставит целью не толь­ко проверку осуществления учебно-воспитательного процесса чле­нами педагогического коллектива, но и оказание помощи учителю. Для проведения внутришкольного контроля привлекается педагогический актив, результаты проверок обсуждаются на педагогических советах.

Школьная документация: книга записи учащихся, классные жур­налы, личные дела учащихся, журналы всей учебной и внекласс­ной работы, учет золотых медалей, похвальных грамот, выдачи свидетельств, протоколы педагогических советов.

Материальная база школы, финансирование, оборудование и его сохранение возлагаются на директора школы. Директор школы является единственным распорядителем школьного бюджета.

Современная школа связана с огромным числом различных организаций. Это:

— органы социальной защиты семьи и детей;

— правовые органы;

— попечительские советы;

— спонсорские организации;

— учебно-производственные базы и комбинаты;

— внешкольные детские центры досуга и творчества;

— учреждения культуры: кино, театры, музеи, клубы, биб­лиотеки;

— территориальные детские учреждения;

— медицинские детские учреждения;

— дошкольные детские учреждения;

— неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира);

— специальные школы и студии. 1£ „ Современными учеными уделено достаточно вни-

ассныи мания работе классного руководителя в школе. руководитель Изучены его обязанности и задачи, особенности

работы в зависимости от возраста учащихся, класса, школы, ре­гиона и т.д.

Достаточно имеется и методической литературы, и обобщения опыта талантливых педагогов — классных руководителей.

Рассмотрим профессиональные особенности классного руко­водителя.

Это воспитатель, знающий психологию воспитанников и их интересы, обладающий педагогическим тактом и умеющий пове­сти за собой ребят, организовать их и управлять детским коллек­тивом. Он и организатор и исследователь, психолог, физиолог, педагог и артист, владеющий искусством убеждения.

В содержание его работы входит изучение личности ребенка, его окружения, семьи и среды, в которой он вращается. Он изучает коллектив в целом и его группы, малые коллективы, чтобы после изучения начать работу по его сплочению. Сплоченный коллектив даст возможность создать в коллективе детские органы само­управления. Создание актива поможет ему в организации общих дел, создании здоровой обстановки в коллективе, общественного мнения. Важное направление в работе классного руководителя — работа с родителями: изучение семей, посещение учеников дома, создание родительского актива (комитета) дает возможность осу­ществления единых требований к учащимся школы и семьи. В це­лях повышения педагогической культуры родителей классный ру­ководитель ведет родительский лекторий по вопросам воспитания детей в семье.

План работы классного руководителя охватывает все направле­ния воспитания: трудового, эстетического, нравственного, физи­ческого и т.д. Он организатор всей воспитательной работы класса.

В существующей ныне системе образования в пос- Кризис ледние годы обострились социальные проблемы. образования Предкризисное состояние экономики в стране ска­залось и на системе образования. Устаревшие мето­ды хозяйствования и управления страной, производство и труд, ориентированные на количество, недооценка развития производ­ственных отношений и производительных сил, противоречий, существующих в социальной структуре общества, ограничение хозрасчетных прав предприятий подрывало заинтересованность человека в труде. Нарушался главный принцип социализма: рас­пределение по труду. Отсюда слабая технологическая, производ­ственная и трудовая дисциплина, низкое качество продукции, повальный брак, выделение средств на ликвидацию брака, низ­кий уровень сельскохозяйственного производства1.(1 См.: Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный про­гресс. - М, 1989. - С. 8-15.)

Уравниловка в оплате труда оказывала разрушительное воздей­ствие не только на экономику, но и на мораль и поступки людей. Человек лишался добросовестного и творческого труда, дисцип­лины, терял интерес к квалификации.

Уравниловка в школе выливалась в единый уровень знаний, умений и навыков, в единые учебники, единую оплату труда учи­телей. Не учитывалось качество труда каждого независимо от спо­собностей, устанавливались начало и конец учебного года неза­висимо от климата различных регионов страны. Существовала единая форма одежды независимо от возраста, вкусов, традиций и обычаев народа1.( 1 См.: Хроменков Н.А. Указ. соч. - М., 1989. - С. 20.)

Порождение теневой экономики, нарушение принципов со­циальной справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества.

В эти годы особенно проявляются отклонения от морали у мно­гих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. За пять лет (1980—1985) она возросла на 2, 8%. Среди детей распро­страняются алкоголизм, наркомания. Ежегодно 900 тыс. детей со­вершали преступления, 50 тыс. уходили из семьи. Повальное са­могоноварение и пьянство влияли на здоровье детей. Установлено, что 50 % дошкольного возраста пробовали алкоголь.

Появляются антисоциальные неформальные объединения под­ростков: хиппи, панки, металлисты, рокеры, брейкеры, любе-ры, пацифисты; среди них 5—7 % состояли на учете в психонев­рологических диспансерах.

Особую тревогу вызывало увеличение числа самоубийств сре­ди молодежи. В 1926 г. на 100 тыс. человек было 7 самоубийств, в 1988 г. — 20.

Среди учеников начальных классов Ленинграда в 1988 г. по срав­нению с 1960 г. число самоубийств увеличилось в 3 раза2.( 2 Гилинский Я.И. Утратив смысл жизни//Аргументы и факты. — 1988. — N9 2.)

Кризис системы образования объясняется тем, что оно пере­стало быть приоритетным направлением в экономике. Доля бюд­жета на образование постоянно уменьшалось. Так, в 1970 г. она составляла - 12, 8%, в 1980 - 10, 5%, в 1985 г. - 9, 8%. Если в 1950 г. у нас в стране доля национального дохода на образование составила 10 %, а в США - 4%, то в 1985 г. в США - 12%, в СССР — 7%3. Отсюда оснащение школ оборудованием. Даже в Москве в 1987/88 учебном году из 1229 школ 681 работала в две

смены. Переуплотненность школ сказывалась на состоянии здо­ровья детей. К концу учебного года у трети шестилеток наблюда­лись нарушения сердечно-сосудистой системы. Сорок процен­тов городских школ — а сельских еще больше — не имели спортзалов, ученики не занимались спортом. 60% детей не умели плавать.

Современные проекты школьных зданий с сокращенными пло­щадями привели к повышенной концентрации детей. Шумовая нагрузка на одного ребенка составила 80 децибел, что равносиль­но нагрузке на работницу ткацкого цеха.

По данным Минздрава СССР, здоровье школьников и сту­дентов требовало особого внимания. Так, за период обучения с 1 по 8 класс число здоровых детей уменьшилось в 4 раза, коли­чество страдающих близорукостью увеличилось с 3 до 30%, нервно-психическими расстройствами — с 15 до 40%, гастро-энтерологическими заболеваниями — в 3, 8 раза1. Треть школьни­ков-шестилеток наблюдались с нарушением сердечно-сосудистой системы.

В 1982 г. заместитель министра просвещения СССР В.Н.Ягод-кин выступил в журнале «Советская педагогика» с оценкой со­стояния образования в стране, обратив внимание на существо­вавшие противоречия в системе образования2.

Одно из социально-психологических противоречий, писал он, нежелание выпускников средней школы идти на производ­ство, как этого требовало экономическое развитие страны. Про­изводство нуждалось в образованных рабочих, новых профес­сиях в электронике, радиотехнике, вычислительной технике, автоматизированных системах. Система образования не могла готовить специалистов такого профиля. И как следствие, дава­лись высокий уровень образовательной подготовки и низкая профессиональная ориентация, подготовка к отдельным видам труда. Среди части молодежи наблюдались иждивенческие на­строения, преклонение перед материальными благами, анти­общественное поведение, преступления. Ни школа, ни семья не смогли противостоять этим негативным явлениям, так как рассматривали их как единичные факты, а не как социальную закономерность. Воспитательная деятельность общества отста­вала от социальных и экономических процессов. Несостоятель-

J См.: Хроменков Н.А. Указ. соч. — С. 23. 40

1 Хроменков Н.А. Указ. соч. С. 29—30.

2 Ягодкин В.Н. О противоречиях в развитии системы просвещения//Советская педагогика. - 1982. - № 4. — С. 52—58.

ность школы в умении и возможности дойти до каждого ребен­ка не могла воспитывать такие качества, как самостоятельность, творческий подход, смелость мысли, готовность действовать в нестандартных ситуациях.

Невнимание педагогов к реальному состоянию общества, его развитию, достижениям и проблемам, приукрашивание реальной жизни отрицательно влияли на воспитание целого поколения. Го­сударство в лице общественного школьного воспитания не справ­лялось с подготовкой к жизни нового поколения. Семья оказалась полностью отстраненной от воспитания детей. На уровне обуче­ния и воспитания в школе не могло не сказаться и положение в обществе учителя. Обострилось противоречие между затратами труда учителя и уровнем его оплаты. Зарплата учителя была ниже зарп­латы инженера на 67, 2%, рабочего — на 76, 2%.

Обозначенные В.Н.Ягодкиным противоречия в системе обра­зования переросли в кризис. Попытка приватизации высших учеб­ных заведений — это опасность уничтожения всей науки, высшей школы и образования. Падает престиж педагогического труда. Гра­мотность населения в 1985 г. составляла 98, 8%. Сокращается чис­ленность учащихся всех видов обучения. Так, если в 1985 г было 27, 7 млн учащихся, то в 1994 г. — 26 млн.

Сегодня мы стали свидетелями, что в США каждый 20-й — студент, в России — только 30-й.

Анализируя состояние современного образования, следует ска­зать о тех нововведениях, которые осуществляются в образова­тельном процессе. Это:

— обращение к личности ребенка, развитие его познаватель­ных интересов и умений;

— создание индивидуальных познавательных программ;

— раннее профессиональное самоопределение учащихся;

Появились гимназии, в I класс которой принимаются дети с 6—7 лет. В дореволюционной России в гимназии принимали с 10 лет. Психолого-педагогические исследования показали, что в гим­назии следует принимать после начальной школы.

Некоторые гимназии вводят в старших классах отраслевую и профильную подготовку вместо углубленного изучения школьных предметов.

Современные лицеи — это новое учебное заведение. В дореволю­ционной России учебная программа лицея приравнивалась к уни­верситету. Это были закрытые элитарные учебные заведения, опи­рались на гимназические программы. В современный лицей поступают в 8—9-е классы. Их программа характеризуется предмет­ным и отраслевым профилем, широким выбором специализации.

Программы и лицея и гимназии ориентируются на работу с личностью, на подготовку к высшей школе. В них, как правило, «осуществляется углубленное изучение отдельных предметов.

Сегодня на образование из бюджета выделяется только 25% необходимых средств. Идет уничтожение государственной систе­мы образования1.

Из класса в класс падает здоровье школьников. В первый класс приходит 25% здоровых детей, в третьем их 19%, в восьмом 13%, в девятом 9%, в одиннадцатом 2%.

Сегодня высшее образование представляет 500 государствен­ных и 400 негосударственных вузов. В Москве 200 частных школ..Это национальные, религиозные, чаще реабилитационные.

Вопросы и задания

1. Существующая система учебно-воспитательных учреждений.

2. Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания.

3. В чем кризис современного образования?

Литература к лекции

1. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991.

2. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодей­ствие. - М., 1993.

3. Инновационное обучение: стратегия и практика. — Мм 1994.

4. Лихачев Б. Т. Педагогика. — М., 1993.

5. Павлюченков ЕМ., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя шко­лы. — Запорожье, 1994.

6. Россия в цифрах. — М., 1995.

7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1991.

8. Народное образование. 1997. — № 9.

ЛЕКЦИЯ 5. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, ЕЕ РАЗВИТИЕ,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.