Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика: предмет, задачи, функции






 

Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее прикладные задачи.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика как наука. Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI—XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Предметом педагогики является воспитание как сознательно организованный процесс (В.Е.Гмурман), происходящий в семье и обществе, в государстве, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

В основе педагогики лежит исследование педагогического процесса, в соответствии с которым создаются методы, методики и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Педагогика изучает деятельность и ребенка и воспитателя, изучает педагогический процесс передачи взрослым поколением знаний, умений и навыков молодежи. Старшее поколение передает молодым свой опыт общественных отношений, научные знания, нормы морали.

Функциями педагогики является ее практическая и теоретичес­кая направленность.

Теория педагогики объясняет обществу и человеку процесс и законы воспитания и обучения, образования и просвещения.

Практическая функция педагогики состоит в вооружении педагогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания.

В систему педагогических наук входят: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, школоведение, история педагогики, дефектология и др.

Общая педагогика — это теоретическая система педагогических наук. Исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь педагогики с другими науками.

Дидактика (теория обучения) часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений — преподавания профессиональной деятельности взрослых и учения — специально организованной детской деятельности.

Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, методы и средства обучения. Определяет направление частных методик и потому тесно связана с различными науками. Каждая методика имеет свою специфику.

Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует конкретный процесс воспитания, его закономерности и перспективы. Теория воспитания анализирует связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим и физическим. Теория воспитания исследует процесс воспитания цельной личности.

Школоведение — часть общей педагогики. Исследует вопросы управления народным образованием, организацией учебно-вос­питательного процесса, работу отдельных школ и педагогических коллективов; рассматривает содержание и методы организации управления школьным делом.

История педагогики как часть общей педагогики исследует возникновение и развитие практики обучения и воспитания, различных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в разные времена и у разных народов.

Сравнительная педагогика занимается изучением тенденций и закономерностей обучения и воспитания у разных народов в раз­личных странах.

Дошкольная педагогика освещает вопросы обучения и воспита­ния детей дошкольного возраста.

Дефектология выделяется как специальная педагогика, опре­деляющая работу с детьми с физическими и психическими от­клонениями.

Сурдопедагогика — педагогика глухих и слабослышащих, тифлопедагогика — слепых и слабовидящих, олигоф-ренопедагогика — умственно отсталых, а также наука о нарушениях речи и путях их преодоления — логопедия.

Педагогика высшей школы выделяется отдельно и является частью педагогики взрослых. В ней отражается специфика образовательных и воспитательных задач в работе со студентами вузов.

Существуют и другие научные подразделения: педагогика семьи, профессиональная (рабочая) педагогика, военная педагогика и исправительно-трудовая. Каждое из названных направлений имеет свои особенности.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние его образования, обучения и вос­питания. Веками в науку о воспитании вносились новый опыт и новые обобщения. Педагогика развивалась благодаря совершен­ствованию опыта, практике прогрессивных школ и педагогов. Воспитание подрастающего поколения существовало на самых первых этапах развития цивилизации.

Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в исто­рии человечества опыт отношений между людьми: отношения человека в семье и в обществе, отношение к близким и к самому себе.

ЧТО ИЗУЧАЕТ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей жизни.

Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как про­цесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными усло­виями.

Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации (определение понятия воспитания будет дано в главе II).

Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект семейной педагогики.

Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.

Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.

Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окру­жающими людьми и некоторые другие факторы.

Основные понятия педагогики

Каждая наука пользуется своими понятиями. Определенные понятия существуют и в педагогике.

Понятие формирование — это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества.

Просвещение - распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения — век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру на­рода. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.

«Образование» — в буквальном смысле «формирование образа» мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образова­ния — обучение в различных учебных заведениях1.

Воспитание — это процесс влияния на человека с целью фор­мирования личности, развития ее физических, умственных и нрав­ственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Обучение — двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, спосо­бов познавательной деятельности..

«Система образования» представляет существующее общее и специальное образование..

Содержание образования — система знаний, умений и навы­ков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

_______________________

1 Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. — М., 1964—1968.

2 См.: Фрадкин Ф.А., Илохова М.Г., ОсовскийЕ. Г. Лекции по истории отечествен ной педагогики.—Мм 1995. — С. 3.

Педагогический процесс — воспитание личности в единстве обу­чения и воспитания, так называемый «учебно-воспитательный процесс».Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспита­ния личности, противоречия и закономерности каждого из эле­ментов.

i

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику системы педагогических наук.

2. Охарактеризуйте содержание образования и обучения.

3. Дайте характеристику содержания воспитания.

4. Что такое педагогический процесс.

 

Литература к лекции

Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984.

Куписевич Ч. Основы общественной дидактики. — М., 1986.

Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1996.

Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. — М., 1988.

Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1992.

Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 1996.

Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.