Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная педагогика как часть социальной философии






Социальная философия, основные понятия. Личность и общество — общие проблемы для социальной философии и социальной педагогики. Вопросы педагогики в социальной философии социалистов-утопистов.

Социальная философия — наука о проблемах общества и чело­века, проблемах отношений человека в обществе. Человек в обще­стве, человек в социальной среде, социальная справедливость и защита человека — главные понятия социальной философии. Ее функции состоят в теоретическом обосновании процессов, про­исходящих в обществе.

Общество и личность — главная проблема социальной филосо­фии, проблема развития и человека и общества: что такое лич­ность, ее изучение в истории философии, формы зависимости личности от общества и общества от личности, как развивается личность в коллективе.

Личность в социальной педагогике рассматривается как объект воспитания. Личность и ее развитие, возрастные особенности лич­ности, процесс обучения и воспитания, влияние среды и воспитания на развитие личности и т.д.

Развитие личности происходит в процессе ее социализации. На этот процесс влияют все социальные институты общества и нормы общественного поведения человека. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. Не только общество влияет на человека, но и человек влияет на общество. И филосо­фия и педагогика изучают, как развивается, как формируется в этом процессе личность, как взаимодействуют личность и семья, личность и этнос, личность и государство.

Человеческое общество представляет сложную систему отношений. Одно из них — это личность в коллективе. В истории человечества существовали различные формы коллективизма. Одна из них — крестьянская община в России. Община решала и государственные и воспитательные задачи.

Один из вопросов социальной педагогики — это взаимоотношения личности и среды.

В современных условиях в нашей стране социальная философия отражает происходящие изменения в обществе — новые экономи­ческие, политические, семейные, национальные и религиозные отношения. Выдвигаются для нового осмысления, точнее, познания современная семья, ее кризис, образование и школа, моло-

27дежь и общество, город и природа, рынок и бюджет, национальные отношения. В центре всех этих проблем — человек, личность.

Первостепенными проблемами современной социальной фи­лософии являются несоответствия социальных, экономических, культурных и образовательных проблем, так как от этого страдает прежде всего человек. Человек подвергается несправедливости со стороны окружающей среды, со стороны общества. Он ощущает на себе все несоответствие интересов государства и человека, ду­ховности и религии, давления различных идеологий. В современ­ном обществе нарушено общение, взаимопонимание, духовное, физическое и нравственное здоровье человека.

В чем мы находим общее, связь социальной философии и со­циальной педагогики. В том, что социальная философия опреде­ляет основные проблемы отношений человека и общества, часть из них решает социальная педагогика. Это личность и среда, лич­ность и образование, личность и семья, личность и духовная куль­тура, личность и подготовка и участие в общественном труде.

Так, в современных условиях стала острой социально-фило­софская проблема — человек и природа. При глобальных экологи­ческих катаклизмах социальной проблемой стали болезни челове­ка, детей в связи с экологическими нарушениями.

Отсюда социальная философия обращается к новому осмысле­нию формирования личности в окружающей среде, а также в се­мье, в школе, в ситуации обострения национальных отношений. Из этих понятий на социальную педагогику выходит проблема зависимости воспитания от социальной среды. Социальная педа­гогика анализирует, как влияет изменяющаяся среда на форми­рование личности, как в новом обществе решается социальная проблема образования подрастающего поколения.

По отношению к социальной педагогике социальная философия является методологией, которая призвана помочь социальному педагогу и социальному работнику ориентироваться в социальных проблемах общества1.

Социальная философия отражает интересы различных слоев общества. Наряду с социальными, бытовыми, экономическими, медицинскими, правовыми она дает возможность рассматривать и психологические и педагогические проблемы человека. Как адап­тируется в современном обществе подросток, чем может помочь ребенку педагог.

1 Павленок П.Я. О понятиях, объектах, предметах и функциях социальной рабо­ты и социальной педагогики//Социальная работа и социальная философия. — М., 1996. - С. 21-24.

 

Социальная педагогика, занимаясь проблемой: личность и об-(ество, регулирует отношения человека в обществе. В кризисных

ювиях современной семьи ребенку (подростку) социальный {едагог помогает найти место в обществе, приспособиться к условиям жизни.

В новых экономических условиях, в новых формах собственно­сти, в многоукладное™ экономических отношений формируется Новое экономическое мышление. Социальная педагогика анали-[рует, как новые экономические отношения влияют на отноше-[ия в семье, на воспитание детей. Как необратимый процесс кри­зиса семьи влияет на личность, на целое поколение, как дети, подростки готовятся к труду в условиях кризиса экономики.

Что необходимо сделать в современной системе образования, чтобы реально помочь и подготовить молодежь к труду, выбрать профессию.

Социальная педагогика в первую очередь обращается к про­блемам детства. Детство как социальная проблема общества оказа­лась больше всего незащищенной, в современных условиях дети приняли на себя все удары кризиса общества.

Социальная педагогика обращается к вопросам воспитания личности, формирования ее духовных и нравственных качеств, ее поддержки в критической ситуации, помогает ребенку (подрост­ку) адаптироваться в современном обществе.

Социальная педагогика обращается к проблемам взаимодей­ствия человека и среды, к существующему состоянию образова­ния и воспитания личности, к современной системе образования и школе, профессиональной подготовке, работе в социальных центрах защиты детей и подростков.

Как решается проблема всеобщего, равного образования, спо­собность и возможность личности получить образование в пери­од, когда государство отстранилось от образования подрастающе­го поколения. Как преодоление кризиса общественного образования выдвигаются в качестве приоритетных задачи самообразования, самоорганизации и самовоспитания.

Социальная педагогика сегодня — это знания о человеке в об­ществе, о формировании личности в обществе, о социализации личности, о трудностях детства в современных условиях. Практи­ка социального педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку (подростку) достичь социальной и духовной стабильности в об­ществе, созданию новых отношений.

Отсюда следует рассмотреть, какие главные цели ставит перед собой социальная педагогика. Помочь ребенку. Если врач ставит задачу «не навредить», то социальный педагог ставит цель —• по-

мочь ребенку сориентироваться в современных кризисных усло­виях общества.

Поэтому социальная педагогика, как и социальная филосо­фия, не может существовать вне связи с другими науками — с психологией, физиологией, анатомией, логикой, медициной, экономикой.

Здесь следует снова вспомнить слова К.Д.Ушинского, который говорил — чтобы воспитать человека, нужно знать его во всех отношениях.

Социальная педагогика в современных условиях направлена на воспитание деятельного человека, способного участвовать в кон­кретном деле. В первую очередь она обращается к семье с учетом изменения ее роли в современных условиях. Она ориентирована на изменение условий жизни и на служение обществу в этих усло­виях, а также на религиозное осмысление жизни. Религиозное воспитание — это широкая система воздействия на человека, имеющая глубокие социально-исторические и психологические корни.

Эти социальные ориентации определяет социальная филосо­фия, и они же, как видно из вышеизложенного, являются веду­щими в социальной педагогике.

Современный опыт социальной работы направлен на решение этих проблем. Определяются главные ориентиры в социальной педагогике, которые направлены помочь личности ориентироваться в кризисном состоянии общества. Одно из направлений в педагогической практике — это помочь детям преодолеть трудности, поддержать, защитить, организовать реабилитацию.

И как вывод. Исходя из главной проблемы социальной философии — человека как явления социального, то и проблемы его воспитания, обучения, образования также являются проблемами социальными. Социальная педагогика в основу своей теории и практики ставит личность, ее формирование и воспитание чело­века в обществе, в окружающей среде, в этом их общность.

 

Вопросы педагогики в истории социальной философии.

 

История философии знает достаточно учений, гдн социальные проблемы общества и человека, воспитания личности являются альнои философии центральными. Это отдельный курс лекции.

Хочу остановиться на социальной филосо­фии только социалистов-утопистов (Ш.Фурье, Р.Оуэн, А.СенСимон, Э.Кабе) и русских революционеров-демократов (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов), их взгляды на социальные проблемы общества на образование и воспитание человека.

 

О социалистах-утопистах в советское время было написано Много, но обязательно с комментарием, что они «не поднялись до», «не понимали...» классовой борьбы. Принимались их критика буржуазного общества, их теоретические выкладки построения социально справедливого общества будущего. Они поднимали про­блемы человека в обществе, писали о смысле жизни и счастье. О развитии цивилизации и культуры, о воспитании и образова­нии человека.

Социалисты-утописты представляли общество будущего как справедливый соответствующий природе человека строй. Постро­ить справедливое общество можно средствами пропаганды и ре­форм или с помощью власть имущих. Не принимая лозунг «Сво­бода, равенство и братство», они говорили о невозможности фактического равенства между людьми, так как каждый человек — это личность. Но в то же время они говорили о социальном равен­стве на образование, требовали введения всеобщего равного об-

Они считали, что главным условием создания социально спра­ведливого общества является правильно организованное образо­вание и воспитание нового поколения. Переоценивая роль воспи­тания, они считали, что оно является «самой важной стороной социального регулирования», приравнивая тем самым образова­ние народа к одной из важнейших социальных проблем.

В центре социальной философии социалистов-утопистов был человек. Хорошо зная природу человека, его потребности, они делали вывод, что интересы человека могут быть обеспечены только в социально справедливом обществе. Положение человека, вос­питание идеальной личности социалисты-утописты поставили в зависимость от прогресса общества.

Так, Томас Мор (1478—1535) считал условием справедливого общества — счастья человека, его свободную деятельность, все­стороннее развитие личности.

Теодор Дезами (1803—1850) писал, что развитие талантов и способностей человека зависит от условий, от среды, в которой воспитывается ребенок. Через всю философию Анри Сен-Симона (1760—1825) проходит идея гармонического сочетания в челове­ке личных и общественных интересов. И в социально справедли­вом обществе человек сможет удовлетворить свои потребности в знаниях, искусстве, ремесле. Труд был в основе воспитания чело­века и рассматривался как источник всех добродетелей.

Человек в социальной философии Шарля Фурье (1772—1837) — личность сильная, способная создать справедливое общество, по­знать природу и влиять на нее. Буржуазное общество извращает

31человека. Порочность социальных условий порождает уродов, де­лает наполненным целое поколение. В проблеме «человек—сре­да—воспитание» он видит не только влияние среды на человека, но и человека на среду.

В работах Роберта Оуэна (1771—1858) анализируется зависи­мость человека от окружающей среды. Оуэн утверждал, что чело­век является продуктом окружающей среды, что человек не вино­вен в своих неблаговидных поступках, а виновна окружающая среда. Правильным воспитанием можно воспитать «рациональные ха­рактеры и таким образом изменить общество».

Под огромным влиянием социалистов-утопистов были русские революционные демократы. В.Г.Белинский (1811—1848) считал, что достичь в воспитании идеала, достойного гражданина возможно только в социально справедливом обществе. Н.П.Огарев (1813— 1877) считал, что только в социально справедливом обществе возможно развитие задатков и способностей у человека.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) писал, что «злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка ли нравственного воспитания, или от ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду». Только улучше­ние социальных условий народа сможет повлиять на улучшение его нравов.

«Людей путных или непутных делает жизнь, общий строй ее», — писал Н.А.Добролюбов (1836—1861). В статье «Означении автори­тета в воспитании» он писал, что воспитатель должен уважать вос­питанника, внушать ему поступать согласно принципам добра и правды.

Заключая разговор и экскурс в историю социальной филосо­фии, следует отметить, что наряду с вопросами, как обустроить социально справедливое общество, утописты составляли проекты организации обучения и воспитания в этом обществе. Их трактов­ка сводилась к тому, что первостепенным в воспитании человека является окружающая его среда.

Правда, каждый по-своему предлагает, как следует обустро­ить социально справедливое общество. А.И.Герцен звал Русь к топору, Ш.Фурье и Р.Оуэн — создавать фаланстеры, своеобраз­ные кооперативы, перевоспитывая в них человека. В Петербург­ской губернии в 1847 г. строил фаланстер М.В.Буташевич-Пет-рашевский. Фурье, потерпев крах фаланстера для взрослых, приходит к выводу, что изменить общество можно только созда­нием детских фаланстеров, где будет воспитываться новое поко­ление.

Вопросы и задания

1. Что общего в социальной философии и социальной педагогике.

2. Вопросы образования в социальной философии социалистов-уто­пистов и революционных демократов.

Литература к лекции

 

1. Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. — М., 1989.

2. Григорьев С.И. Теория и методика социальной работы. — М., 1991.

3. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

4. Основы современной философии. — М., 1997.

5. Социальная работа и социальная философия. — М., 1996.

6. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. — 1994. — № 6.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.