Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. М. Толмачев. Методика Т. П. предполагает следующее: подход к избранному для анализа тексту как к автономному, замкнутому в себе пространственному объекту; осознание того
ТЩАТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ — англ. CLOSE READING — методика работы с текстом в " новой критике", требующая от читателя фокусирования внимания в процессе чтения на произведении как таковом. Читатель не должен отвлекаться на фиксацию собственного отклика на произведение и на выявление его связей с окружающей действительностью. С точки зрения К. Брукса, идеальный читатель — это формалистически ориентированный критик. В статье " Критики-формалисты" (1951) он настаивает на том, что читатель должен концентрировать внимание на структуре произведения. Методика Т. П. предполагает следующее: подход к избранному для анализа тексту как к автономному, замкнутому в себе пространственному объекту; осознание того, что текст является сложным и запутанным, но в то же время организованным и целостным; сосредоточение внимания на многообразной семантике текста и внутренней соотнесенности его элементов; принятие как данности метафоричности и эмфатичности литературного языка; понимание, что парафразирование не эквивалентно поэтическому значению; стремление выявить цельность структуры в гармонии составляющих ее элементов; трактовка значения произведения лишь как одного из элементов структуры; осознанное стремление быть идеальным читателем и осуществить единственное правильное прочтение текста. Основные принципы методики " тщательного прочтения" предложены А. Ричардсом в работах " Принципы литературной критики" (1924) (308), " Практическая критика" (1929) (307) ФОКАЛИЗАЦИЛ 147 и его 24-летним учеником У. Эмпсоном в книге " Семь типов двусмысленности" (1930) (123). В качестве пособий для студентов были выпущены комментированные антологии " Понимание поэзии" (1938) (356) и " Понимание прозы" (1943) (355) К. Брукса и Р. П. Уоррена. В США и Англии методика Т. П. входит в курс обучения студентов-филологов. Она легко усваивается, поскольку не требует знания иного контекста, кроме " слов на бумаге". Привлекательность ее состоит в том, что она обязывает быть внимательным к нюансам текста и позволяет увидеть богатство и сложность даже самого простого произведения искусства. Многие студенты проявляют виртуозность в текстуальной интерпретации литературного произведения, но при этом впадают в полное замешательство, когда их просят выявить и прокомментировать связи анализируемого произведения с окружающей их действительностью, с политикой, историей. Американские литературоведы утверждают, что техника Т. П., считавшаяся ранее специфической методикой " новой критики", теперь является основой литературной критики как таковой. Профессор ун-та Джонса Хопкинса У. Е. Кейн пишет: " Новая критика" живет двумя жизнями. Она мертва в одном смысле и весьма животворна в другом. Она мертва как движение, и это доказали многие критиче-ские дискуссии. Но преподанные ею уроки литературного исследования продолжают жить, они образуют нормы эффективного обучения и отмечают границы, внутри которых стремится утвердить себя практически вся критика. Именно " новая критика" определяет и закрепляет ядро практической исследовательской литературоведческой работы — " тщательное прочтение литературных текстов".
|