Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. В. Драное. Виртуальный смысл —нем. VIrtueller SINN — термин рецептивной эстетики, выработанный X







22 ВИРТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

ВИРТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ — нем. VIRTUELLER SINN — термин рецептивной эстетики, выработанный X. Р. Яуссом в работе " История литературы как провокация литературоведе­ния" (212, 1970). Полемизируя с X. Г. Гадамером, назвавшим классику прототипом и источником всех видов общения совре­менности с историч. прошлым, Яусс отмечает, что гегелевский термин " классическое" противоречит принципу истории эсте-тич. воздействия, согласно к-рому понимание является не только репродуктивным, но и продуктивным процессом. Ошиб­ку Гадамера Яусс видит в классическом толковании мимесиса как " узнавания", что не отвечает потребностям анализа ни искусства средневековья, ни тем более современной эпохи, когда эстетика мимесиса утратила свой обязательный характер. Однако этот переворот в эстетике, подчеркивает исследова­тель, не означал утраты искусством его познавательного значе­ния — сменился только принцип познания, так как худож. произведение способно сообщить особое, специфиче­ское знание, характерное только для него. Иск-во предвосхи­щает пути и способы накопления будущего опыта и развития, выстраивая с помощью худож. предвидения еще небывалые, неапробированные мировоззренческие и поведенческие модели, и дает ответы на заново поставленные, вновь возникающие вопросы. Иск-во обладает особенным, " виртуальным" значени­ем (или смыслом), таящим в себе нечто неожиданное, провоци­рующее, освежающее старые представления о лит-ре и жизни.

Дистанция между " актуальным", т. е. первым восприятием произведения, и его В. С., — это сопротивление, к-рое новое произведение оказывает своим первым читателям, их ожидани­ям. Она может быть настолько велика, что для относительно " полного" усвоения и признания произведения необходим длительный процесс рецепции. При этом, считает Яусс, может случиться, что В. С. произведения будет оставаться непонят­ным до тех пор, пока " литературная эволюция" путем актуали­зации новейшей формы иск-ва не достигнет того горизонта, на к-ром лишь только и возможно для читателя получить доступ к пониманию долгое время остававшихся непонятыми старых форм. Так, например, только " темная" лирика Малларме и его школы подготовила почву для восприятия давно забытой по­эзии барокко и в особенности для новой филологич. интерпре­тации творчества Гонгоры, приведшей к его " второму рожде­нию".


ВЫСТРАИВАНИЕ СМЫСЛА 23

В работе " Ифигения в творчестве Расина и Гете" (212а) Яусс отмечает, что виртуальная структура текста нуждается в конкретизации ее реципиентом, чтобы реализоваться как произведение. Текст актуализирует дистанцию, создающую энергетическое поле между своим " существованием" и " смыслом", конституируемым читателем таким образом, что значение возникает только в результате конвергенции текста и рецепции его, в силу чего смысл худож. произведения воспри­нимается не как некая надвременная субстанция, а как истори­чески формирующаяся целостность.

Обнаруживая виртуальные " горячие точки" произведения и связывая их с определенными образами, читатель формулирует " ненаписанный смысл текста". Кроме того, этот процесс акти­визирует декодирующие способности, к-рые теперь становятся одним из условий существования текста, в результате чего читатель воспринимает формулируемый им смысл как свой собственный опыт. В ходе этого процесса развертывается " виртуальное измерение" романа, порождаемое контрастными противопоставлениями (оппозициями) различных возможных смыслов (интерпретаций), создаваемых читателем. По мнению Изера, подлинно худож. произведение обладает специфическим свойством — " стратегией отрицания" (будь то отрицание героем установленных норм поведения или резкие изменения ситуации, в к-рую он попадает), обнаруживающей принципи­альную виртуальность человеческой натуры, ее незакончен­ность, непредсказуемость, приглашающую читателя самостоя­тельно оценить и познать открывающееся перед ним богатство жизненной ситуации, изображенной в произведении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.