Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общенаучные методы






Исторический метод – традиционный н. метод, который применяется во всех общественных и естественных науках. Для реконструкции прошлого книги и для выяснения истоков и корней сегодняшних процессов. Используется не только при изучении издательский серий, но и при анализе возникновения и деятельности любых издательств, видов изданий: ист.н.изданий, ист.уч.книги, энциклопедических/справочных изданий и т.д. монографическое исследование книг 19 в. первым предпринял М.Н. Кучаев – жанр историчко-книговедческого исследования, - вопросы: «книга и масса», книга и автор, книга и рынок, книга и общество и государство, книга и техника, книга и искусство» и т.д.. исторический метод и для воссоздания издательской истории т/и литературного/научного произведения.

Сравнительно-исторический методкритерий для реконструкции прошлого книги, связан с развитием культуры, экономики, техники, промышленности (А.А. Говоров). Является частным случаем общего ист.метода (выше), о нём стоит говорить, когда действительно необходимо сравнение явлений/объектов, - анализ изданий одного произведения на протяжении длительного периода времени, что даёт возможность сделать выводы культурологического характера.

Сравнительный анализ – не всегда исторический. Для сравнения изданий по целевому назначению одного произведения. Он обрастает специальными литературоведческими, искусствоведческими и собственно книговедческими методами. Позволяет особенно чётко проследить зависимость всех параметров: структура издания и его аппарата, - от целевого назначения, до его общественной функции.



Функциональный метод может быть направлен на исследование социальных ролей участников процесса создания, тиражирования, распр. и общественного потребления книги. А.И.Рейтблат выделяет краткую характеристику след.соц.ролей:

Писатель – в развитой лит.системе – профессионал, живёт литературным трудом.

Издатель – переводит рукопись в печатный вид и тиражирующий её для прибыли

Книгопродавец – доводит книгу до читателя.

Читатель – чел. литературно социализированный, владеющий нормами, стандартами, условностями литературной культуры.

Библиотекарь – организатор коллективного пользования книгой, посредник к читателю.

Критик – тож посредник, вписывает в лит. Поле новые произведения и указывает их место в литературной карте.

Цензор- интересы государтсва, религии, морали в рамках лит-ры.

Преподаватель лит-ры - осуществляет литературную социализацию в школе, воспитывает читателей и их вкусы.

(отношения объектов, в котором изменение одного влечёт за собой изменение другого – философия, социология – роль, которую определенные социальный инст./процесс выполняет по отношению к целому) в книговедении направлен на исследование основных социальных ролей книги в культуре, человечества, нации и т.д. основная функция книги – коммуникативная – сохранение и передача информации во времени и пространстве, также материальное воплощение (в случае старинных изданий). Наглядна эта функция в факсимильных и репринтных изданиях – воспроизведение текста и изд.формы – издание становится определённым «текстом культуры». Коммуникативная функция книги должна изучаться и исследоваться в неразрывной связи с читателем(ями), их интересами и установками. Познавательно-эвристическая ф. с книгой от её возникновения до сего дня, - основной текст оснащают предисловиями, послесловиями, комментариями, таблицами и т.д., что повышает информативность. Этическая ф. – нравственная…не всегда бывает явной, порой латентная. Облик книги, атмосфера собрания воздействуют и на ум и на чувства человека, дисциплинируют личность, влияют на её мировосприятие. Эта функция важна, когда изучают/оценивают личное книж. собрание, ибо оно – отражение душевного состояния собирателя, следовательно, требует анализа личности… Эстетическая ф. изначально у всех рукописных книг, печатные (16-18 вв.) отражают художественные стили своего времени – произведения изо. и прикл. иск-ва. Сегодня на современном книжном рынке присутствует множество книг, эстетическая оценка который опускается до минусового значения.

НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЧЁТКИХ КРИТЕРИЕВ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ, КОТОРЫЕ ДАВАЛИ БЫ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВИТЬ КОРРЕКТНЫЙ АНАЛИЗ И ИЗМЕРИТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

В.И.Д.

Археология для истории книги предоставляет сведения о грамотности населения, обеспечения его книгами (останки застежек, переплетов, деталей печатного оборудования)

Геральдика, изучающая гербы, родовые знаки, дает возможность атрибутировать издания

Нумизматика и сфрагистика (наука о печатях) предоставляют сведения о датах жизни, царствования, деятельности лиц, участвовавших в книгоиздании, уровне цен, различных событиях.

Археография – наука о местах хранения, о методах публикации исторических документов, письменных памятников.

Кодикология – исследует форму книги и ее содержание. В 19-20 веках понималась как наука о рукописях. Теперь же под кодикологией понимается все, что связано с формой, содержанием, типологией книги.

Также важна палеография – наука о книжном письме, почерках, материалах

Эпиграфика – наука об отдельных надписях, м аргиналистика – о заметках, Записях и знаках на полях,

текстология – изучает рукописи с целью их критической проверки и воспроизведения документов и письменных источников. Текстология очень важна для современного книгоиздания)редактирование и реконструкция исторических текстов).

Важна хронология для датировки книжного издания. Есть астрономическая – о летоисчислениях и историческая – определяет даты событий и процесов. Наиболее серьезные проблемы серьезные задачи решаются хронологией в связи с разработкой исторической периодизации. Это деление исторических периодов на этапы, периоды, эпохи. При этом важно определить критерии деления. В эпохи феодально – монархических порядков периодизация проводилась по царствованиям. Это поощрялось, потому что идеологически укрепляло правящий строй

А в советское время периодизация истории проводилась в соответствии с партийными съездами.

Периодизация истории книги остается одной из самых сложных проблем. В последние годы все чаще книговеды склоняются к мысли о создании новой периодизации мировой истории книги. Вопрос состоит в том, чтобы определить основные критерии

СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД: появился в 18 веке, когда Министерство просвещения собирали данные о выходе книг, обязательных экземпляров. В 1805 г. вышел «Обзор русской книги за пять лет». старались вести статистику ежегодно и формировать Императорскую книжную библиотеку (библиотека Академии наук на основе собранных книг Петра I, 1712 г.). Все частные предприниматели посылали свои книги в академические библиотеки.

Статистика отслеживает: издания, продажу, использование, государственную статистику печати, поток издаваемой литературы.

Сегодняшние издательства не очень стремятся, что бы их книга попала в Государственное хранение (32 экземпляра отсылают в Книжную палату: «Закон об обязательном экземпляре»). Книжная палата – собранные книги, поступившие на вечное хранение + газеты, которые печатаются на особо прочной бумаге.

«Ежегодник книги, нотных и картографических изоизданий» - фиксируется вышедшие книги и т.д. (весь поток), по нему можно выявить динамику.

Статистика продаж – можно дать данные издательству.

Международная статистика «Указатель в области науки» - указатель цитирования в науке (в крупнейших библиотеках).

Библиометрия – статистика, возникшая во Франции. В России является прикладный материалом.

В исследование вводятся как экономические данные (товарооборот, цены, общие хозяйственные показатели), так и социологические (демография населения, культурный и экономический уровень, этносостав) и книговедческие (объем книгоиздания, типы, тематика книг). Метод статистических группировок имеет своим предметом количественные показатели, которые рассматриваются как исторический факт, а их статистическо-математическая обработка дает основание для выводов о качестве процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.