Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство книги 19-20 века






 

Книгоиздание в России получило возможность интенсивного развития в связи с принятием новых цензурных правил. 6 декабря 1855 г. была приостановлена деятельность Бутурлинского комитета, и в 1865 г. был принят новый цензурный Устав, согласно которому периодическая печать была освобождена от предварительной цензуры (кроме иллюстрированных и сатирических изданий). Бесцензурными становились книги объемом более 10 печатных листов и 20 для переводных книг, а также издания академий, университетов и ученых обществ. Предварительную цензуру осуществляло Главное управление по делам печати, входившее в Министерство внутренних дел. Качественные изменения в отечественном книжном деле, а именно усовершенствование типографского производства, становление крупных частных издательств, их специализация, рост литературных сил, расширение издательского репертуара, привлечение новых слоев покупателей привели к существенным переменам во внешнем облике книги. Издания, предназначенные не для избранных слоев дворянства, а для разночинной интеллигенции, которая в конце XIX века пополнилась читателями из рабочей и крестьянской среды, отвечали новым утилитарным требованиям по объему, качеству и цене. По большей части книги выпускались компактные, с большим полем набора, с убористым, хотя и скучным шрифтом. Существовали в это время книги " подарочного" типа - таковы, например, некоторые издания М.О. Вольфа.Но и та роскошь, на которую они претендовали, нередко довольно далека от настоящего искусства книги и в лучшем случае сводилась к подражанию тем или иным заграничным изданиям, предназначенным для состоятельных покупателей. Важную роль в формировании книги второй половине XIX века играли издатели, стремившиеся выпускать книги, которые с их точки зрения, имели определенную культурную ценность. Русская книга искала новые методы и виды оформления, и в этом плане можно указать на книгу " Жертва морали" Тарновского (Москва, 1871 г., фотолитография Леонтьева), где иллюстрации были отпечатаны литографским способом с камня, на который был нанесени набор той страницы, где помещены иллюстрации. Это почти единственный пример книги, где рядом с листом типографской печати оказывается лист, в котором полностью и шрифт и рисунок выполнены в технике литографии. В это время появляется в России и фотомеханический способ, с помощью которого воспроизводятся в отдельных изданиях рисунки того или иного художника по типу прежних альбомов с гравюрами или литографиями. В 1879 г. в издательстве Вольфа был выпущен в крупном формате альбом " Женщины русских писателей", в котором были наклеены настоящие фотоотпечатки снимков с экспозиции польско-литовского мастера Э. Андриолли.    

В начале века продолжали действовать старые издательства Вольфа, Глазуновых, братьев Салаевых, Риккера, Девриена, Сытина и др. Они сосредоточили в своих руках основные книжные богатства. Большая часть издательств страны (140) принадлежала к категории крупных, так как имела годовой оборот не менее 20 тыс. рублей.

 

На первое место выступает литература о войне, патриотические и исторические сочинения. В 1915 г. книг этой тематики было напечатано 1990 названий тиражом 18836 тыс. экз. В два раза сократилась сеть книжных магазинов: с 2000 до 1000. Спрос на художественную литературу резко падал, несмотря на то, что это был " серебряный век" русской литературы. Книги все более становились товаром для избранных. В ходу оставались детективы, псевдоисторическая, развлекательная проза - то, что Н.М. Лисовский с горечью назвал " малозначительными" произведениями. Вместе с тем произошел быстрый рост духовной литературы, вероятно, под влиянием мистицизма, культа обреченности, характерных для уходящих с исторической арены сословий. С другой стороны, казалось бы, перед лицом революционной ситуации должен развиваться поток политических изданий. Статистика, однако, об этом не свидетельствует. В связи с ослаблением цензурных запретов политическая и агитационная функции были возложены на периодику - газеты, журналы, а также листовки, плакаты. Выходило множество малоформатных и малообъемных брошюр. Библиограф Н.А. Рубакин так и охарактеризовал эту эпоху - " брошюрный поток".

 

Большую роль в развитии эстетических вкусов, искусства и технологии приготовления книги сыграл " Кружок любителей русских изящных изданий ". Кружок ставил своей задачей " содействовать развитию художественной стороны в издаваемых в России произведениях печатного и графического искусства и способствовать взаимному сближению означенных произведений". Среди изданий кружка отметим получившие мировую известность своим оформлением " Невский проспект" Н.В. Гоголя с рисунками Д.Н. Кардовского, " Казначейшу" М.Ю. Лермонтова с рисунками М.В. Добужинского и другие.   Для выработки художественных идей и методов искусства книги много сделала группа, широко известная под именем " Мир искусства ". Поиски стилеобразующего начала, " целостного искусства", характерные для этого направления, были реализованы в художественном оформлении книжных изданий. Именно художники " Мира искусства" дали образцы высокой гармонии в оформлении, иллюстрировании, содержании издаваемых книг. Таковы, например, иллюстрированные и оформленные И.Я. Билибиным русские сказки или " Песнь о вещем Олеге", оформленная В.М. Васнецовым под старинную рукопись. Иногда, правда, принципиальная ориентация на старину приводила к ложнорусской идеализации, как в книге " Великокняжеская и царская охота на Руси" в 4 томах (СПб., 1896-1911) с иллюстрациями И.Е. Репина, Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа, Н.С. Самокиша. Своеобразно оформлены произведения А.С. Пушкина " Пиковая дама", " Медный всадник" с рисунками А.Н. Бенуа. Художник Г.И. Нарбут для детских изданий басен Крылова создал интереснейшие иллюстрации в виде стилизованных под XVIII век силуэтов.   В 1910 г. в Москве возникло издательство " Мусагет ", основанное искусствоведом Э.К. Метнером. В части художественной литературы оно выпускало произведения символистов, в том числе А. Белого и А. Блока. Последний входил в число учредителей литературного издательства " Сирин", начавшего работу в 1912 г. на средства мецената-сахарозаводчика М.И. Терещенко, который лично отбирал произведения для выпуска и не жалел средств на роскошные переплеты и иллюстрации.Был задуман выпуск 50-томной серии сочинений поэтов-символистов, из которых увидели свет томики А.А. Блока, В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, К.Д. Бальмонта.

 

" Энциклопедический словарь" (1890-1907) вышел в 82 основных и 4 дополнительных полутомах. Редакторами были видные российские ученые - сначала И.Е. Андреевский, затем К.К. Арсеньев и Ф.Ф. Петрушевский. В издании приняли участие писатели, ученые, лучшие умы тогдашней России. Из заурядного переводного словаря оно превратилось в настоящий символ национальной книжной культуры. Тираж издания 75 тыс. экз. сделал " Энциклопедический словарь" доступным. Несмотря на большие затраты на высококачественную бумагу, переплет, оформление, цена его была приемлемой для многих покупателей. Опыт первого издания позволил в 1911 г. приступить к изданию " Нового энциклопедического словаря". Война прервала его выпуск на 29-м томе из 48 намеченных. Издательство Брокгауза-Ефрона, специализировавшееся на энциклопедиях, выпустило также дешевый " Малый энциклопедический словарь" в 3 и 4 томах, " Еврейскую энциклопедию" в 16 томах, " Энциклопедию практической медицины" в 5 томах. В 1907-1915 гг. выходила серия " Библиотека великих писателей" в 20 томах. В нее вошли произведения Пушкина, Байрона, Шекспира, Шиллера, Мольера. Книги представляли собой крупноформатные, несколько эклектично оформленные тома, готовившиеся к печати известными литературоведами и художниками. Они могли составить ядро домашней библиотеки всякого любителя. Энциклопедические и справочные издания выпускало издательство " Просвещение ". Оно было основано народниками в 1896 г. в Петербурге. В этом издательстве вышла " Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания" в 20 томах, под редакцией С.Н. Южакова. В 1900-1908 гг. Большая энциклопедия была выпущена четырьмя стереотипными изданиями, а в 1907-1909 гг. переиздана с двумя дополнительными томами. Под маркой " Просвещения" выходили " Жизнь животных" А. Брема, " Человек" Л. Ранке, " Народоведение" Ф. Ритцеля. Известность завоевала серия " Вся природа". Произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина фактически распространялись бесплатно. В 1909 г., несмотря на отсутствие формальных оснований, полиция закрыла издательство, а М. Малых уехала за границу. Вопросы книгоиздания занимали достаточно большое место в программе социал-демократов. Одной из первых марксистских работ, опубликованных на территории России, была статья В.И. Ленина " Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", напечатанная в виде брошюры в 1894 г. на самодельном гектографе тиражом 250 экземпляров, без указания имени автора. Из-за полицейских преследований почти все они были уничтожены. Второй выпуск вообще не сохранился. Социал-демократический " Союз борьбы за освобождение рабочего класса в России", организованный в 1894 г., считал одной из важнейших задач выпуск листовок и брошюр. Редактором всех его изданий был В.И. Ленин. Печатание было налажено тиражами до 3 тыс. экз. в хорошо оборудованной Лахтинской подпольной типографии недалеко от Петербурга, которая была создана еще народовольцами. Она эффективно использовалась социал-демократами, пока не была выслежена и разгромлена полицией. В 1900 г. в Лейпциге началось печатание социал-демократической газеты " Искра ", сыгравшей важную роль в революционном движении России. " Искровцы" основали собственную типографию в Женеве, где возникло собственное издательство В.Д. Бонч-Бруевича и В.И. Ленина. Вокруг него сплотился круг революционеров, находившихся в то время в эмиграции (1904). В самой России была постепенно создана целая система подпольных типографий, тайных складов и путей доставки и распространения. Один из лидеров партии большевиков и ученый В.Д. Бонч-Бруевич по заданию ЦК РСДРП в 1906 г. основал в Петербурге книгоиздательство " Вперед", а при нем книжный склад и экспедицию для продажи иногородним. В издательстве царила жесткая партийная дисциплина, а его руководитель В.Д. Бонч-Бруевич стремился, чтобы любой из работников, вплоть до наборщиков и книгонош, был членом большевистской партии. Издания В.Д. Бонч-Бруевича, уже обладавшего опытом издательской работы, отличались разнообразием. Здесь были собрания сочинений и однотомники основателей марксизма, различная художественная литература и изобразительные издания - портреты, плакаты, открытки. В 1907 г. издательство " Вперед " было закрыто полицией. Вместо него, как и предполагалось, было немедленно организовано другое издательство - " Зерно ", которое возглавлял большевик М.С. Кедров. Главное, что можно отметить в деятельности этого издательства, - попытка выпустить первое собрание сочинений В.И.Ленина в двух томах " За двенадцать лет". Издательство это было также разгромлено, и в 1910 г. В.Д. Бонч-Бруевич получил патент на фирму " Жизнь и знание", которая просуществовала до революции. Большие надежды возлагались большевиками на выпуск газеты " Правда" (1912). Предполагалось развивать выпуск других изданий - журналов, книг, брошюр, изопродукции. При газете открылось легальное издательство " Прибой", организовавшее выпуск серии " Библиотечка пролетария", справочника " Спутник рабочего", а также издание художественной литературы. В работе издательства активное участие принимал писатель М. Горький.  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.