Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура современного книгоиздания.






Формирование издательского сообщества нового типа началось еще в недрах системы советского книгоиздания, основное противоречие которого состояло в том, что, несмотря на постоянное увеличение числа выпускаемых книг и колоссальный рост тиражей, страна постоянно испытывала жесточайший книжный дефицит, а наряду с функционированием официальной системы книжной торговли, параллельно ей, существовал практически легально " черный книжный рынок" с ценами, на порядок, а то и больше превышавшими официальный номинал издания, проставлявшийся на обложке или переплете книги.

На структуру и особенности функционирования новой издательской системы оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых было изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности.

Демократические преобразования в области массовой информации и книгоиздания проходили на фоне неизбежно связанных с этим экономических процессов, обеспечивших переход книжного дела на рельсы рыночной экономики, когда многочисленные издательские структуры, формировавшиеся в новых условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка. Плюрализм форм собственности в книгоиздательском секторе экономики привел не только к активизации товарно-денежных отношений, но и к разнообразию способов и методов внутрииздательского менеджмента, к широкому использованию маркетинга и других механизмов рыночного хозяйствования.

Серьезным фактором развития издательского бизнеса в этот период стало возрастающее развитие и применение новых информационных технологий. Правовые и экономические аспекты книжного дела получили научно-технологический фундамент, что позволило буквально за несколько лет проделать путь, на преодоление которого раньше понадобились бы десятилетия.

Наконец, формированию новой издательской системы России в значительной степени способствовала глобализация информационного пространства, встраивание отечественного книгоиздания в мировое издательское сообщество. Это дало возможность изучать богатый международный опыт и более продуктивно использовать его в отечественной практике, активно развивать внешнеэкономические связи.



Важнейшей правовой предпосылкой становления новой системы средств массовой информации, соответствующей реалиям демократического реформирования общества, стало принятие в июне 1990 г. Закона СССР " О печати и других средствах массовой информации", ко торый декларировал реальную свободу печати и информации и отмену цензуры. В нем предусматривалась также возможность учреждения СМИ не только различными государственными органами, политическими партиями и иными объединениями граждан (общественными организациями, массовыми движениями, кооперативными, религиозными и другими организациями), но и отдельными гражданами СССР, достигшими 18 лет. Кроме того, Законом устанавливалось, что учреждение СМИ должно носить не разрешительный, а регистрационный, заявительный характер.

Эти же основополагающие принципы были заложены и в Законе РФ " О средствах массовой информации", принятом уже после распада СССР, в декабре 1991 г., и ставшем одним из важнейших факторов формирования новой издательской системы России, коренным образом отличающейся от всех предшествовавших ей в историческом прошлом.

В результате действия упомянутых законов значительно расширились возможности учреждения новых СМИ и издательств, в связи с чем на протяжении последнего десятилетия наблюдается постоянный рост числа издательских структур. К сегодняшнему дню количество организаций, прошедших соответствующую регистрацию, достигло почти 20 тысяч. Это вполне сравнимо с издательскими системами ведущих книгоиздающих стран мира. Однако для России это факт беспрецедентный, никогда в прошлом места не имевший в силу того, что осуществление на протяжении столетий постоянного тотального государственного, церковного, а впоследствии — партийного (КПСС) контроля за духовной жизнью общества и его отдельных слоев вело к стремлению иметь закрытую систему идеол о гических организаций, в том числе и книжного дела.

Подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и, преимущественно, малые предприятия, что, вообще говоря, является отражением более общей тенденции развития современного предпринимательства, касающейся не только книжного дела и не только нашей страны.

При этом нужно иметь в виду, однако, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. Например, по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью издательствами, — АСТ, " Дрофа", " Олма-Пресс", " Просвещение" и " Эксмо-Пресс" — составляет около трети общего тиража по стране. Если добавить к ним еще несколько издательских домов (" Росмэн", " ИНФРА-М", " Фламинго", " Панорама", " Радуга", " Рипол Классик"), то на долю этой дюжины придется почти половина всех выпускаемых в стране книг.

В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской активности. Как уже говорилось, действующая сегодня в России издательская система с самого начала формировалась как рыночная, ориентированная главным образом на то, что равноправными ее участниками являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие на основе единых правил, определяемых гражданско-правовым законодательством. Это коренным образом отличает ее от книжного дела советского периода, которое базировалось на административно-командном ресурсе и в котором само издательство было преимущественно идеологическим институтом, выполнявшим партийно-государственный заказ по выпуску определенного информационного продукта с заданными свойствами воздействия на потенциального читателя и предсказуемой обратной реакцией. Проблемы реализации книги государство брало на себя, предоставляя соответствующие оборотные средства государственному же книготоргу для централизованной скупки у издательств и последующего распространения выходящей литературы.

На рубеже веков, когда началась активная стадия разгосударствления издательской системы России, возникла объективная потребность формирования корпоративных объединений в книжном деле страны. В 1990 г. возникла Ассоциация книгоиздателей (АСКИ), которая представляет издательскую систему России в мировом издательском сообществе, являясь членом Международной ассоциации издателей. Кроме АСКИ (она имеет свои отделения в Екатеринбурге и Самаре), в России действуют еще несколько профессиональных издательских ассоциаций (например, Ассоциация университетских издательств, Ассоциация издателей школьных учебников и др.), а также объединений издателей в регионах (например, в Санкт-Петербурге).

В 2001 г. создано еще одно общественное объединение, в которое вошли многие крупные издательства, — Российский книжный союз, учредители которого предпринимают усилия для формирования более широкой коалиции, которая включала бы в себя предприятия, представляющие все стороны книжного дела. РКС ставит одной из своих главных задач добиваться эффективной государственной поддержки СМИ и книгоиздания в Российской Федерации. Важное место в его работе занимают проблемы пропаганды чтения и более активного использования новых информационных технологий, в частности, в книгораспространении.

Анализ статистических данных показывает, что в ходе формирования новой издательской системы произошла смена модели книжного выпуска. Так называемая количественная модель, характерная для периода застоя, когда число названий выпускаемых книг и брошюр в течение двух десятилетий было практически неизменным и рост издательской продукции шел главным образом за счет увеличения тиража, уступила место прогрессивной качественной модели, при которой развитие книгоиздания осуществляется преимущественно путем расширения репертуара и проведения тиражной политики, соответствующей платежеспособному покупательскому спросу. Это повышает возможности выбора для отдельных граждан и социальных групп в растущем многообразии изданий.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.