Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни управления






Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Крупные организации имеют такой большой объем управленческой работы, что она должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Вторая форма разделения труда - вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления - низшего среднего и высшего.

 

К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда (не управляющих). Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Младшие начальники, которых называют также операционными руководителями, в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов (например, сырье и оборудование).

 

Средний уровень Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Средний уровень - самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала организации, включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда же входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня - верхний уровень среднего звена и низший уровень среднего звена.

Руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений. Принимаемых руководителями высшего звена и передают ее в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям.

 

Высший уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организации в целом, ее функциональными и производственно-техническими комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персонала.

Высшее руководство отвечает за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.

Фактическое число уровней управления на предприятия характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьми - десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях менеджмента. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления (горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям). При движении от низшего уровня к высшему увеличивается число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Лестничная система целей

Под целью в общественной практике обычно понимают некоторые идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь.

Организация, по определению, это группа людей, с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. ЦЕЛЬ есть конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа, работая вместе.

Человеческая деятельность, часто включающая в себя, большое число людей предполагает наличие многообразия целей, оценочных характеристик и норм.

Герберт Симон исследовал некоторые связи между целями отдельных сотрудников в организации в целом, считая, что роли в организации являются ограничивающим фактором на всех уровнях, как заметил автор идеи «лестницы целей», в своей жизни мы часто сталкиваемся со множеством различных противоречивых целей и требований, и не можем себе позволить роскошь добиваться идеального управления, не выполняя требований других.

Большинство организаций имеет иерархическую структуру (например, завод делится на цеха, отделы и т.д.). Более того, более высокий уровень иерархии влияет на цели и деятельность нижнего. В действительности, этот процесс двусторонний, т.к. возможность осуществления изменений, желаемых наверху, будет зависеть от того, насколько эти изменения приемлемы на уровне исполнителей (реализация целей каждого последующего уровня являются необходимым условием достижения цели предыдущего уровня).

Проиллюстрировать отношения различных «слоев» организации к ее целям можно с помощью «лестницы».

З А Ч Е М  
Уровень 1 Стратегические цели организации

 

К А К  
Уровень 2 Основные «оперативные» цели

 

Уровень 3 Цели рабочей группы (коллектива)

 

Уровень 4 Личностные цели на работе

 

 

В больших организациях каждый уровень отвечает за «распространение» целей, идеологии организации и реализацию ее планов на своем собственном уровне таким образом, чтобы уровни, расположенные ниже, имели возможность организовывать работу аналогичным образом.

Взглянув на рисунок, мы увидим, что «ступенька» отвечает за один за один уровень целей, а количество ступенек характеризует структуру и размер организации. На каждом уровне на вопрос «Почему мы делаем это?», можно получить ответ, шагнув на вышерасположенный уровень, в то время, как на вопрос, «Как мы это делаем?», нужно искать на нижележащих уровнях.

Цели подразделения организации часто устанавливаются под влиянием сверху. Не всегда цели различных частей или различных уровней организации согласованы.

Все виды целевого управления требуют от руководителя знания как всей иерархии целей, так и общих способов, путей их достижения. Это необходимо для стыковки частных целей на всех уровнях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.