Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телевидение в системе СМИ. Основные тенденции развития.






Специфика ТВ: ТВ способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМИ. Эта способность ТВ объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику ТВ как средства создания и передачи сообщения. Первое - способность электромагнитных колебаний, несущих тв-сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эту способность можно назвать вездесущностью ТВ. Второе - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, - экранность, визуальность ТВ. Третье - способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии - в момент совершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество ТВ. Оно обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, т.е. в настоящем времени. Способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений называется непосредственностью ТВ.

ТВ вернуло человечеству возможность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусства литературным творчеством. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации потребовал восстановить личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории ТВ-информации, персонифицированной, т.е. олицетворенной, ее автором и участниками события. Понятие персонификации связано не только с работой автора-ж-та. Персонифицированный подход можно заметить и в телерекламе, и в детских передачах, и в так называемых “массовых” передачах - особенно в телеиграх. Непосредственность ТВ, как и радиовещания, определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации. Свойства ТВ выступают как фактор создания “эффекта присутствия”, т.е. придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность.

Функции: информационная (все СМИ направлены на удовлетворение информационных потребностей индивида. ТВ распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников). Культурно-просветительская (ТВ приобщает зрителей к ценностям культуры), интегративная (все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое они распространяются, вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем). Социально-педагогическая (управленческая, предполагает прямую вовлеченность ТВ в систему административного воздействия на население, посредством этой функции решается задача адаптации населения к меняющимся обстоятельствам жизни), организаторская (ТВ иногда само становится инициатором той или иной общественной акции).

Тенденции развития: в трудных экономических условиях - экономическая зависимость от правительства и коммерческих структур, в результате - перестройка работы по принципу рыночных отношений. Тенденция укрупнения каналов (1 структура – много каналов). Распад СССР принес идеологическое освобождение, в 90-е формируется рынок. Появление конкуренции в области идеологической деятельности - безусловный плюс современности. Но с одной стороны, он изменила программную политику не в лучшую сторону, а с другой - позволила пойти навстречу основному контингенту телезрителей. За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как государственная политическая цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов.

 

2. Журналистика русского зарубежья (1920–1940 гг.).

1918-1920 - гражданская война. Возникает две литературы, две журналистики. Основные направления эмиграции: 1) Запад - через Прибалтику, 2) Крым, 3)Восток. Во всех этих регионах зарубежья было много русских, создавались печатные органы. Характер их во многом определялся ограниченными материальными возможностями беженцев. Издания, не успев расцвести, быстро увядали. Поэтому возникла любовь к альманахам, сборникам, которые могли появиться по мере накопления материала и средств, независимо от времени. Необходимость регулярного выпуска вестников, бюллетеней, информационных листков отсутствовала. Нередко их появление было привязано к определенному событию (съезду, юбилею и т.п.). Журнал был прибежищем интеллигенции, много места отводилось литературе - традиции русской дореволюционной периодики. Российская аудитория нуждалась в адаптации к новой среде, информационному полю. Отсюда появление большого числа общественно-политических изданий. Ностальгические настроения, старение основной части читателей привели к появлению исторических журналов и сборников. Стремление беженцев установить связи с родиной, подчеркнуть общность культуры диаспоры и метрополии. В эмиграции были различные взгляды на пути спасения России от большевиков. Газета “Возрождение” считала, что надо собирать белую армию и идти в поход. Газета Милюкова “Последние новости” считала, что преображение власти в России в демократическую сторону уже стало проявляться. “Дни” ставили своей задачей показать борьбу в стране между большевиками и массами.

Заметным влиянием в эмигрантской среде пользовалась газета “ Руль ”, издаваемая И.Гессеном, А.Каминкой, В.Набоковым с 1920. Ежедневная газета на четырех страницах. Постоянные рубрики: “В Берлине”, “В России”. И.Гессен высказывал умеренные суждения, проводил демократические взгляды. Либеральных взглядов придерживался и В.Набоков, руководитель группы кадетов, сгруппировавшихся вокруг “Руля”. Читателей привлекала и рубрика “Русская эмиграция”, объединявшая материалы о жизни соотечественников во Франции, Болгарии, Чехословакии, Канаде и тп. Финансовые трудности начала 30-х, 1931 – последний номер. Популярной была газета Александра Федоровича Керенского “ Дни ” (с 1922, Берлин). С осени 1925 издается в Париже. Программа: не связана ни с какой партией, “возрождение России” и “вера в ее светлое будущее”. Девиз: “Весь наш пафос в свободе, вся наша вера - в народ”. В 1928 в газете Струве “Возрождение” было напечатано объявление о прекращении издания “Дней” и о начале издания еженедельника с попыткой проникновения в Россиию – но неудачно. В среде русской эмиграции во Франции не ослабевал интерес к “ Последним новостям ”, сохранявшим умеренное направление. Редактор - П.Милюков. Газета возлагала надежды на либерализацию экономической и политической жизни Советской России. Позиция изданий социалистических партий оставалась отрицательной к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская “ Заря ”, эсеровские “ Знамя борьбы ” и “ Революционная Россия ” Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти. В феврале 1929 Троцкий оказался в Турции. “ Бюллетень оппозиции ”. Троцкий был не только главным редактором, но зачастую единственным публицистом. Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорарные средства от его публикаций и пожертвований его сторонников. Темы - борьба за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, попытка Троцкого создать альтернативный 3-му 4-ый Интернационал, призыв к “политической революции” в СССР, устранению Сталина. Основным источником публикаций в “Бюллетене оппозиции”, его постоянной рубрики “Революционные новости из СССР” были материалы советской прессы. Печать Китая: около 100 тысяч русских в Маньчжурии, Харбине. Тематика охватывала все стороны жизни русской диаспоры в Китае. “Вестник Маньчжурии” - экономика, финансы. “Русская жизнь” (1930) - общественно-культурная газета, “Иммигрант” - о вопросах искусства (Харбин, 1930). Большая часть казаков эмигрировала в Китай, своя казачья печать: журналы “Атаманский клич”, “Зов казака”, “Россия”, “Казачество”, “Енисейские казаки”. Писали о быте, культуре, проблемах диаспоры казаков в Китае. Фашистская печать в Китае. Журнал “Наш путь” - орган Российского фашистского движения. Журнал “Фашист”. После закрытия этих журналов - журнал “Нация” (1935-194…) под редакцией Константинова - орган Верховного Совета Всероссийской фашистской партии. “ Младоросы ” (Бердяев входил) издавали в Китае журналы “Наша правда”, “Новый путь”. РПЦ издавала свой журнал “Вестник Воскресения” (издавался Комитетом имени патриарха Тихона помощи голодающим Поволжья). Союз русских учителей в Китае издавал “Вопросы школьной жизни” (1925-26) под редакцией Стрелкова, “Олимпиец” (Минков) - о вопросах физкультуры и спорта. Издания, посвященные культуре и истории Китая: журнал “Известия общества изучения Маньчжурского края” (1922-24), журнал “Китай”, журнал “Восток” (в Шанхае). Журнал “ Рубеж ” (с 1927, под ред. Михаила Рокотова). Издавался до 1946 в Харбине, “журнал для всех”. Выходил за пределы Китая, распространялся даже на Дальнем Востоке. Иллюстрированный литературно-художественный журнал. Аполитичный, на его страницах печатались материалы от монархистов до анархистов и меньшевиков, учитывал интересы всех читателей, их уровень образования, социальное положение. Много внимания уделял литературной жизни России (Маяковский, Есенин, статьи о поэзии Баратынского, о Врубеле). Журналы “Парус”, “Врата”, “Понедельник” (1930, Шанхай). “Понедельник” - в основном о Востоке. Частые авторы - русские литераторы: Вс.Иванов, Михаил Щербаков и др. “Парус” - тоже литературно-художественный журнал, изучение Востока.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.