Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы изучения общественного мнения в журналистике.






Журналистика нуждается в социальном исследовании аудитории и общественного мнения. Общественное мнение (ОМ) – это реакция массового сознания на общественные события. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Носителем ОМ выступает масса людей, в идеальном представлении – все общество. Мнение возникает как результат столкновения актуальных для людей проявлений текущей действительности с глубинными структурами массового сознания. Также это надындивидуальный продукт общения людей, результат столкновения и обмена их мнений. И канал такого обмена – именно СМИ.

Функцию выявления общественного мнения СМИ могут выполнять разными путями. Традиционные журналистские методы изучения – качественные. Раньше основной формой были встречи с читателями, зрителями, поездки по стране. Материалы о таких встречах обязательно публиковали. Эта форма сейчас утрачена, так как сократился аппарат собственных корреспондентов, который тоже был каналом выявления ситуации в регионах. Еще одна форма - круглые столы, вокруг которых собирались люди из разных регионов, разных профессий, социальных слоев. Круглые столы были направлены на выявление различных точек зрения. Еще традиционный путь - анализ почты. Современные способы, дающие надежную картину распространения тех или иных точек зрения, - зондажи и опросы аудитории. Однако в первом случае (письма, написанные по инициативе их авторов) мы имеем дело с тем, что действительно актуально для пишущих. Во втором - рискуем навязать свои представления об актуальности. Вот почему важно сочетать различные методы выявления общественного мнения. За последнее десятилетие получили большое распространение количественные методы: опросы. В 90-е появились специальные фирмы, которые изучают поведение людей, аудитории СМИ (среди их методов т.н. дневниковые методы, когда людям раздаются дневники, которые нужно заполнять на протяжении определенного промежутка времени, в основном используются в городах). Это называется медиаметрическими исследованиями, которые родились как ответ на потребности рекламодателя. Стоимость рекламного контракта - вот что движет этими исследованиями. Опросы, связанные с изучением интересов людей, проводятся реже и на недостаточно репрезентативных выборках (около 2000). Телевизионные каналы приобретают тоже преимущественно медиаметрическую информацию, в которой их интересует рейтинг (величина аудитории данного СМИ, взятая в определенных рамках). Сегодня на ТВ и радио также предлагаются формы интерактивного общения, когда зрителям или слушателям предлагают ответить на какой-то вопрос. Но эта форма не репрезентативна.

Многие из этих каналов изучения общественного мнения сейчас не действенны. Во многом потому, что СМИ перестали ориентироваться на общественное мнение. Они зависят от владельцев, их мнения и денег, а не от аудитории. Действие этих факторов сказывается не только на качестве материалов, но и на структуре СМИ. Материалы теперь преимущественно монологи, реже диалоги. Тогда как в западной прессе материал должен содержать не менее 2-3 субъектов, точек зрения. Сейчас большинство газет и журналов, особенно в России, для которой тоже стала актуальна проблема выявления аудитории и общественного мнения, экономит на опросах, считая, что сами хорошо представляют себе аудиторию. И получаются неудачные, сколоченные на скорую руку проекты типа безадресных газет «Метро» или «МК», сделанных только ради прибыли. А ведь грамотно подобранная аудитория – это один из критериев качества издания.

 

2. Даниэль Дефо – журналист.

Даниэль Дефо (1660–1731) – английский писатель и публицист. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции, где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист, памфлетист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство.

Литературную деятельность Дефо начал анонимными политическими памфлетами и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик-публицист. Писал на разные политические темы.

Свои публичные выступления Дефо начал с памфлетов. 1683, памфлет “Против турок”. В 1690 его друг, Джон Дантон, издатель и литератор, начал издавать газету “Афинский Меркурий”. Название Дантон придумал на основе высказывания в книге Деяния в Библии о том, что афиняне любили послушать все новое, интересное. Подзаголовок газеты: “Казуистическая газета”. Дантон сам придумал концепцию издания: “Спрашивай - отвечаем”. Успех газеты был велик, количество писем все росло. В газете освещались политика, тактика, экономика, критика, апокалиптика, скептика, пневматика, поэтика, математика, софистика, прагматика, догматика. Дефо и Дантон забавлялись, по сути дела. При этом они обещали читателям все самое лучшее: свежие новости, гарантией чему служило имя Меркурия, курьера богов, пищу для ума, ведь Афина олицетворяет мудрость, и все это в форме казуистической, т.е. изысканно-интеллектуальной. Газета предназначалась для самой широкой публики. “Как мужья должны обращаться с женами? ”, “Можно ли королеву называть “мадам”? ”, “Восстанут ли чернокожие из мертвых в день страшного суда? ” - вот вопросы, способные серьезно занять читателей “Афинского Меркурия”. Отвечал на них Дефо остроумно и увлекательно. Газета существовала недолго.

В 1701 Дефо написал стихотворение «Чистокровный англичанин», высмеивавшее выдумки о расовом превосходстве. На Дефо посыпались нападки со всех сторон. Тори ставили ему в вину совет королю распустить профранцузский парламент, рьяные приверженцы высокой церкви были уязвлены насмешками в его едком сочинении «Как окоротить инаковерующих» («Кратчайший способ расправы с диссидентами»), а судей городского управления Лондона, перед которыми он предстал по обвинению в политических прегрешениях, он восстановил против себя разоблачением их личных пороков. В конечном счете по приговору 1703 года он должен был трижды выстоять у позорного столба, заплатить огромный штраф и найти поручителей в своем примерном поведении в течение семи лет, причем до исполнения приговора ему надлежало оставаться в тюрьме. Хотя выставление Дефо у позорного столба превратилось в демонстрацию восторженной поддержки, репутация его пострадала и процветавшее дело по производству черепицы за время, пока хозяин находился в тюрьме, пришло в совершенное расстройство. Он мог бы остаться в заключении до конца дней, если бы не вмешательство спикера палаты общин Р.Харли, знавшего цену Дефо-журналисту. В ноябре 1703 Харли добился освобождения Дефо, а затем устроил его на государственную службу. Дефо стал редактировать «Ривью» периодическое издание, выходившее с 1704 по 1713, чаще всего раз в три недели. Из всех политических сочинений Дефо его комментарии в «Ривью» (“Обозрение” (1703-1713)) известны лучше всего. На страницах “Обозрения” сложился тип передовой статьи, репортажа, газетного очерка и полемики. За новостями Дефо не гнался. Он информировал читателей косвенно, он им подсказывал, на что обратить внимание, он обсуждал все, что давно уже носилось в воздухе, что вроде бы и так известно, но стоит о том же еще поразмыслить. Он почти на год позже пишет о Полтаве, но тут же говорит, что он все это предвидел, давно писал, что шведы сами же научат русских воевать. Дефо не просто издавал или редактировал газету. Он ее писал. У него не было сотрудников, кроме курьеров, помогавших ему доставлять материал в типографию, когда сам он находился в другом городе. Если же он отлучался надолго, в Шотландию, он вместе с собой переводил на новое место и “Обозрение”, газета становилась Эдинбургской. “Обозрение” выходило отдельными выпусками, но с единой нумерацией страниц, так что за год составлялся том. Издавалась газета на государственные средства (на дотацию от правительства, в котором важную роль играл Роберт Гарлей). Дефо утверждал позднее, что никогда он не поступался говорить согласно со своими убеждениями. Так оно и было, так как Гарлей не требовал от Дефо, чтобы тот сменил свои убеждения, как опытный политик он стремился к равновесию в стране.

В 1704 г. Дефо опубликовал «Эссе о регулировании прессы». Продолжая мильтоновскую традицию, Дефо выступил против цензуры как оружия в руках правящей партии. Важнейшим критерием для Дефо была правдивость прессы. Однако он не отрицает необходимости контроля за прессой для того, чтобы подвергать наказанию за оскорбления, клевету, дезинформацию, однако этим должен заниматься парламент, а не исполнительная власть.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.