Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические направления аудиторских проверок в торговых организациях






Цель аудита торговых организаций определена Федеральным правилом (стандартом) ауди­торской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита». Целью аудиторской деятельности является кон­кретная задача, на решение которой направлена деятель­ность аудитора. Она определяется законодательством РФ, системой нормативного регулирования аудиторской дея­тельности, договорными обязательствами аудитора и кли­ента. Целью собственно аудита коммерческих организаций согласно Закону № 307-ФЗ в Российской Федерации явля­ется выражение мнения о достоверности финансовой (бух­галтерской) отчетности аудируемой торговой организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета зако­нодательству РФ.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказатель­ства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета торговой органи­зации документам и требованиям нормативных актов, регу­лирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подго­товки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономиче­ского субъекта тем сведениям, которыми располагает ауди­торская организация о деятельности торговой организации.

Согласно стандартам аудиторской деятельности ауди­торская организация, осуществляющая аудит, должна спланировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с проверяемой организацией. Планирование состоит в разработке аудиторской органи­зацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объ­ема, графиков и сроков проведения аудита, а также в раз­работке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Основной целью аудита товарных операций на предпри­ятиях торговли является выражение мнения о достовер­ности отражения в бухгалтерском учете и состояние вну­треннего контроля за наличием, состоянием и движением товаров на проверяемом торговом предприятии. На основа­нии этой оценки составляется программа аудита, в которой намечаются основные направления проверки.

При аудите реализации и прочего выбытия товаров задачами аудитора являются: проверка выполнения целей бухгалтерского учета и налогообложения; подтвержде­ние правильности отражения операций по приобретению и выбытию товаров в бухгалтерской отчетности предпри­ятия.

При проведении аудиторской проверки учета товарных операций целесообразно применять следующие методы аудиторских доказательств, предусмотренных Федераль­ным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства»:

• инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежной наличности;

• устный опрос персонала и руководства экономиче­ского субъекта;

• проверка документов;

• проверка арифметических расчетов.

На основном этапе аудита проводится натуральная и документальная проверка. Производятся подсчет, взве­шивание, обмеривание, поиск документов, подтверждаю­щих данные бухгалтерского учета о наличии имуществен­ных прав, и составляются сличительные ведомости.

Методом устного опроса сотрудников предприятия аудитор при проверке учета реализации товаров должен выяснить следующие вопросы:

1) кому предоставлено право подписи денежных доку­ментов в качестве руководителя и главного бухгалтера предприятия;

2) за наличный или безналичный расчет осуществля­ется продажа товаров;

3) имеются ли на предприятии контрольно-кассовые машины;

4) ведутся ли журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж;

5) установлены ли руководителем предприятия комис­сия и сроки инвентаризации товарно-материальных ценно­стей приказом по предприятию.

С помощью перечисленных вопросов аудитор опреде­ляет состояние внутреннего контроля, дает предваритель­ную оценку соблюдения на предприятии кассовой дис­циплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных кон­трольных процедур, определяет специфические черты веде­ния учета на предприятии.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в документах. Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономи­ческого субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. Аудитор проверяет некоторые первичные документы, отра­жение данных первичных документов в регистрах синтети­ческого и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответ­ствующие хозяйственные операции правильно или непра­вильно отражены в бухгалтерском учете.

В ходе контроля за соблюдением законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия наруше­ний, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей осуществляется проверка финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия, служебных действий должностных лиц, документов, записей.

Одной из задач аудита и контроля является снижение вероятности ухудшения экономических показателей. В этой связи аудиторы обязаны выявлять зарождающиеся отрица­тельные тенденции, которые могут повлиять на эффектив­ность хозяйственной деятельности организаций торговли. Следовательно, лица, осуществляющие аудит, проверяют все участки хозяйственно-финансовой деятельности орга­низации.

При проверке договоров, которые заключаются рознич­ными торговыми организациями с предприятиями оптовой торговли или непосредственно с изготовителями продукции, устанавливают по каждому договору наличие всех реквизи­тов, подписей должностных лиц, которые должны проверять соответствие заключенных договоров действующим положе­ниям. Отпуск или отгрузка товаров торговым организациям сопровождается оформлением документов поставщиком. Виды, форма таких документов, порядок и сроки их пред­ставления покупателю устанавливаются условиями заклю­ченного договора. Основными документами при таких операциях являются товаротранспортные накладные, счета-фактуры, спецификации и др. Поэтому аудитор проверяет регистрацию поступивших счетов и соответствие их заклю­ченным договорам. Вообще, в розничной торговле особенно велико количество товарных документов, вероятность нару­шений в которых наибольшая. Подавляющую массу этих документов целесообразно проверять выборочно. По резуль­татам проверки составляют рабочий документ аудитора «Проверка сопроводительных документов поставщиков».

При проверке документации особое внимание уделяется первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые составляются в орга­низации при приемке и реализации товара.

Аудитор устанавливает:

• соответствие применяемых в организации форм пер­вичной учетной документации унифицированным формам;

• наличие в документах, не являющихся унифициро­ванными (типовыми) или специализированными, обяза­тельных реквизитов;

правильность заполнения обязательных реквизитов; правильность внесения исправлений в документы; наличие подчисток и помарок в документах; правильность таксировки документов; правильность отражения документов в учетных реги­страх.

Аудитор проверяет составление следующих документов:

а) акт о приемке товаров (оформляется приемка това­ров по количеству, качеству, массе и комплектности);

б) акт о приемке товаров, поступивших без счета постав­щика;

в) акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика;

г) акт закупки товарно-материальных ценностей и др.

Документы, вызывающие сомнение у аудитора, проверя­ются с особой тщательностью. Ксерокопии таких докумен­тов могут быть приложены к рабочему документу «Про­верка первичных учетных документов».

Контролируя соблюдение правил количественной и качественной приемки товаров, проверяют правильность и своевременность оформления актов на количественные и качественные расхождения. Сличая реквизиты на сопро­водительных документах с записями в отчетах матери­ально-ответственных лиц, устанавливают своевременность и правильность оприходования поступивших товаров. В процессе проверки аудитору целесообразно провести встречную проверку счетов-фактур и отгрузочных доку­ментов поставщиков, сопоставляя их с записями в опера­тивных и учетных регистрах. Своевременность оприходо­вания поступивших товаров проверяют также по данным книги учета выданных доверенностей. Особое внимание аудитор обращает на доверенности, по которым нет отме­ток о получении товара. Для выявления фактов несвоевре­менного и неполного оприходования поступающих товаров аудитор также сверяет счета поставщиков с отчетами мате­риально-ответственных лиц.

Действительность получения товаров устанавливают путем опроса лиц, получивших доверенности, и сверки операций с поставщиками. При проверке убеждаются, нет ли случаев неоприходования товаров по отчетам мате­риально-ответственных лиц. Чтобы убедиться в полноте оприходования товаров в соответствии с оплатой, аудитор выборочно сопоставляет оплаченные счета с данными опри­ходования товаров по отчетам материально-ответствен­ных лиц. Данные результатов проверки заносят в рабочий документ аудитора «Проверка полноты и своевременности оприходования товаров по документам поставщика и мате­риально-ответственных лиц». На этом же этапе проведения аудиторской проверки анализируют полноту и своевре­менность оприходования товаров на момент проведения инвентаризации. При проверке аудитор обращает внима­ние на даты поступления товара, поскольку бывают случаи, когда в приходных документах исправляют даты по товару, поступившему до инвентаризации на послеинвентаризационные, чтобы скрыть недостачу.

При проверке результатов ранее проведенных инвен­таризаций аудитор обращает внимание на следующие моменты. По инвентаризационным описям проверяет состав инвентаризационных комиссий с точки зрения их полноты и компетентности. Особое внимание аудитор обра­щает на то, чтобы один и тот же работник не назначался председателем комиссии два раза подряд. Необходимость тщательного анализа состава инвентаризационных комис­сий обусловлена тем, что от него в значительной степени зависит качество инвентаризации. Далее аудитор прове­ряет: наличие и содержание расписок, полученных от мате­риально-ответственного лица до начала каждой инвентари­зации; оформление каждой страницы инвентаризационной описи; правильное и полное наименование каждого товара, другие данные, необходимые для проверки цен; указано ли прописью число порядковых номеров товарно-матери­альных ценностей и общий итог количества натуральных показателей; указана ли общая стоимость товаров; подпи­сана ли каждая страница всеми членами комиссии. Аудитор также проверяет, нет ли в описях подчисток, исправлений количества товаров и их цены, не заверенных подписями всех членов комиссии. Кроме того, проверяется наличие на последней странице инвентаризационной описи отметок о проверке цен, таксировки и подсчетов итогов за подпи­сями лиц, проводивших эти проверки.

Полученный результат сравнивается с данными прове­ряемой описи, и делаются соответствующие выводы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.